Храм николы мокрого в ярославле

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Сейчас в стенах церкви, построенной в упрощённом стиле Ярославских церквей (нет трапезной, подклета, галерея только на западной части) совершаются божественные литургии, проходят богослужения. В единый ансамбль Благовещенской церкви входят два храма, построенные в разное время. Первоначальной являлся холодный деревянный храм. Именно, с него начался знаменитый пожар, уничтоживший большую часть Ярославля в 1658 году.

Каменное здание храма возвели почти через столетие. Внутри храма хорошо сохранились росписи, сделанные под руководством известных мастеров Игнатьева, Федорова. В красивом пятиглавом храме, возвышающемся над Волгой, ежедневно проходят молебны, работает Воскресная школа.

Для многих церквей XVIII века церковь стала образцом архитектуры.

Находится церковь по адресу ул. 3-я Яковлевская,9.

Церковь Ильинско-Тихоновская

В самой древней церкви города не идут богослужения, не слышатся церковные песнопения. Только торжественный внешний вид здания напоминает о том, что давно в этом месте происходили события, ставшие легендой.

Ярослав Мудрый велел возвести здесь церковь в честь святого Ильи Пророка после победы над лютым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроенный придел во имя святого Тихона Чудотворца. Отразился в названии церкви. «Ружное» архитектурное сооружение (содержащееся за счет казны) до сих пор не передано в ведения церкви.

Некоторые реставрационные работы выполнялись в честь празднования тысячелетия Ярославля. Сейчас в каменной одноглавой церкви, здании находятся запасники художественного музея, мастерские. Но храм, построенный в неоклассической форме, с нарядной лестницей, высоким одноглавым куполом, аккуратными башенками (колокольней и ризницей) вызывает восхищение, любопытство. Находится церковь на Волжской набережной в Кировском районе города.

Изразцы в храмовом оформлении

Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано впервые и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.

Изразцовое оформление Храма

Храмовые изразцовые «муравленые» плитки были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.

Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись – это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.

Изразцовый текст вдоль фасада четверика

Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.

Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.

Построенная церковь стала образчиком для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме,  в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.

К середине 19 века эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась икона Рождества, наиболее часто обращались к ней будущие матери.

Особо почитаемая икона Рождества

К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.

В советские годы храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.  

Ярославский Федоровский Кафедральный собор

Действующий собор (в нём проходили богослужения в тяжёлые советские времена) является важнейшей святыней православия, великолепным памятником русской архитектуры. После возвращения храма во владение церкви Кафедральный собор называют и церковью Федоровской иконы Божией Матери.

Её появления связано с интересными легендами об исцелении от болезни посадского Плешкова. В 1683 году началось возведение первого здания собора.

Всё внутреннее убранство храма (фрески, иконы, иконостас) сохранились в первоначальном виде. Историческую ценность представляют большая дидактическая икона с изображением Святой Троицы, царские врата, древний серебряный ковш для освящения водой.

Высокорасположенные луковицы церкви, яркие купола придают ей особую грандиозность, величие. Это один из любимых храмов местного населения, многочисленных российских паломников. Адрес: Большая Федоровская улица, 72.

Royal Hotel Spa & Wellness

Крытый бассейн, фитнес-центр и сауна

9,0
Хорошона основании 1 956 отзывов

Забронировано сегодня 7 раз

Показать цены

Cosmos Yaroslavl Hotel

В ресторане готовят блюда баварской кухни

8,6
Хорошона основании 1 806 отзывов

Забронировано сегодня 4 раза

Показать цены

Алеша Попович Двор

В воскресенье в ресторане проводятся джазовые концерты

8,7
Хорошона основании 2 526 отзывов

Забронировано сегодня 4 раза

Показать цены

Любим

Работает ресторан европейской и русской кухонь

8,2
Хорошона основании 2 896 отзывов

Забронировано сегодня 6 раз

Показать цены

Церковь Андрея Критского

Старинный храм, в архитектуре которого гармонично сочетаются элементы древнего византийского стиля с новшествами XX столетия стиля модерн, передан Православной церкви России только в 2010 году. Восстановление прежнего величия храма идёт медленно, многие его декоративные элементы ещё предстоит заново создать. Стены огромного светлого зала храма в своём первоначальном виде были заполнены копиями картин известных художников, например» Крещение Руси» Васнецова.

В центре зала находилось двухъярусное паникадило (не сохранилось), трёхъярусный иконостас (не сохранился). Варварское ограбление храма после его закрытия в 1923 году уничтожило основные ценности. Многие ценные мозаики были закрашены черной краской. Часть из них восстановлена. Методы создания мозаичного искусства получили второе рождение.

Находится по адресу ул. Стачек, 58.

Что посмотреть в Ярославле за 1 день — 22 самых интересных места

Церковь Богоявления

Действующий храм, построен на месте деревянной церкви XIII столетия в новом для города стиле московского зодчества. Девять огромных окон освещают безстолпную внутреннюю часть храма, делая его убранство торжественным, праздничным, выгодно освещая золотистые настенные фрески.

Основным сюжетом настенных росписей являются сцены из евангельской жизни Христа. Храм напоминает терем из русских сказок, былин. Автор создания фресок, красивого резного иконостаса точно не установлен.

Шатровая форма колокольни, необычные орнаменты из полихромных изразцов сделали храм главной архитектурной ценностью центральной площади города. Среди церковных реликвий в храме хранятся частицы мощей многих святых.

Сейчас в отреставрированной церкви, расположенной на ул. Богоявления12, проходят регулярные богослужения.

История

Название церкви

Существует несколько объяснений прозвища церкви «мокрый»:

  • церковь Николы Мокрого (Водопойца) стояла у пристани ещё в XIV веке. Николая Чудотворца издревле почитают покровителем терпящих потопление в мореплавании;
  • прозвище «Мокрый» может происходить из-за постоянной здесь сырости от наводнений и дождей. В 1480 году эту местность называли даже болотом;
  • по чтимой иконе «Николы Мокрого», образец которой находился в киевском Софийском соборе, где святитель Николай изображён со спасённым им упавшим в Днепр младенцем, перенесённым чудотворцем в собор.

Строительство

Церковь Николы Мокрого в Зарядье в XVII веке

Церковь Николы Мокрого (Водопойца) в Зарядье, или Великой улице (в бывшем Мокринском переулке) упоминается в летописях в 1468 и 1547 годах.

Церковь упоминается в 1625 году.

В 1681 году впервые был освящён главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1695—1697 годах построена заново супругой окольничего Евдокией Авраамовной Чириковой (урождённая Лопухина), построившая существующую церковь Троицы в Хохлах, в память дочери Неонилы.

В 1740 году второй был освящён придел в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость».

В 1802 году церковь была значительно перестроена архитектором А. Н. Бакаревым в готическом стиле на средства прихожан. Были вновь выстроены колокольня и трапезная, куда из подклета перенесли в северную часть придел Святителя Николая.

Советский период

Никольская церковь была закрыта в 1932 году. Первое время в ней разместили склад театрального реквизита, затем — снесли.

В 1930-е годы Зарядье стали сносить под строительство гигантского высотного здания Наркомтяжпрома, сопоставимого по размерам с проектируемым в те годы Дворцом Советов.

В 1951 году была взорвана часть стены Китай-города вдоль набережной и продолжен снос Зарядья под новое строительство.

К 1953 году был возведён каркас около 20 этажей, но по смерти Сталина работы прекратились и каркас разобрали.

В начале 1960-х годах были разрушены все оставшиеся дома (за исключением церквей, не снесённых прежде) и приступили к строительству гостиницы «Россия», возведённой в 1964—1967 годы.

Современность

Разрушение Зарядья и строительство здания подобного объёма и архитектуры признали градостроительной ошибкой, и 1 января 2006 года гостиница была закрыта, а 29 марта того же года начались работы по демонтажу здания.

Не раз поднимался вопрос о воссоздании разрушенной церкви Николы Мокрого и Китайгородской стены в рамках нового строительства в Зарядье.

Внутрихрамовое оформление

Роспись храмовых стен была проведена ярославскими мастерами сразу же после окончания строительства на деньги, собранные местными прихожанами. Эта храмовая стенопись стала новым шагом в развитии ярославской фресковой живописи. Здесь уже хорошо прослеживается схематичность композиции и ведение последовательного иллюстративного рассказа в горизонтальном направлении. 

Новым в иконописи этого храма является влияние западноевропейской гравированной Библии Пискатора (альбомов с иллюстрациями сюжетов Ветхого и Нового заветов), которая появилась в России в середине 17 века и служила практическим мощным подспорьем для иконописцев каменных храмов.

Фресковая роспись

Всего Храм Николы Мокрого имел 660 иконописных сюжетов. Часть из них утрачена, а часть, как и в Храме Николы Надеина, во второй половине 19 века дважды поновлялась новыми клеевыми красками. Основным иконописцем храма считается Гурий Никитин.

Образ Вседержителя в основном храме

Центральный купол традиционно занят образом Вседержителя. Далее, идут образы праотцов, евангелистов, Троицы и Спаса. В боковых барабанах — изображения Бога Саваофа, Христоса, Иоанна Предтечи и Богоматери Знамения. Иллюстративный материал храмовых стен богат изображениями ветхозаветных сюжетов и пророков, ангелов и архангелов, известных русских князей и царей, церковных отцов и т.д.

Сюжетные росписи

Присутствует в храме и совершенно уникальный образ – Святого Христофора песьеглавца (с песьей головой). Это так называемое запрещенное изображение, ибо по церковным законам категорически нельзя было изображать подобный синтез человека и зверя. Поэтому подобных образов в стране сохранилось очень мало. В ярославском Спасо-Преображенском соборе, например, аналогичный образ закрашен. А в Успенско-Богородицком мужском монастыре города Свияжска сохранилось уникальнейшее фресковое изображение Христофора с лошадиной головой.

Роспись в храме Николы Мокрого выделяется высоким уровнем художественного исполнения. Две стены — с севера и с юга поделены на семь ярусов, как уже традиционно сложилось в ярославских храмах. Верхние четыре яруса представляют сюжеты жизнеописания Николая Угодника, пятый ярус – фриз из орнамента, следующий содержит летописание истории создания храма, и завершат композицию полотенчатый подзор.

Западная стена представляет мощную иллюстрационную картину Страшного Суда и считается одной из лучших в Ярославле. Можно увидеть в основном храме и изображения семи Вселенских Соборов, и Христовых Страстей, и конечно же, Распятия и Семи таинств.

Храмовая роспись в Церкви Николы Мокрого

Роспись Варваринского придела, находящегося на севере, посвящена жизнеописанию Святой Варвары. А в Алексеевском южном приделе присутствует много сцен, рассказывающих о житие Митрополита Алексея.

Все общее настроение церковной фресковой иконописи и других декоративных украшений храма проникнуто особой торжественностью и претензией на высокий стиль. Алтарное обрамление также оформлено при помощи изразцовой керамики. Медные церковные паникадила, украшенные царскими орлами, были выполнены на заказ в Голландии.

Святые лики 17 века

Внутри храма специально для царствующего монарха и российского патриарха были созданы молельные места резного дерева. Сегодня их можно увидеть в Ильинской церкви. В Храме сохранилась очень красивая металлическая решетка паперти с кованым орнаментом, содержащим цветочные бутоны – сегодня это уникальный памятник декоративно-прикладного искусства середины 17 века.

Церковь Рождества Христова

В ней в 1600-ых годах хранилась, спасённая из Рождественского женского монастыря, икона Казанской Божией Матери. Белоснежная древняя церковь напоминает удивительные каменные кружева, застывшие над Волгой. Она сохранилась в своём первозданном виде.

В архитектуре церкви использовались оригинальные архитектурные решения. Многие элементы были впервые использованы в церковном зодчестве Руси. Например, столпообразная колокольня церкви, достигающая высоты около 40 м и заканчивающаяся шатровым верхом.

Первоначально в звоннице церкви было 8 колоколов. Часть из них привезли из Голландии. Самый большой колокол отправлен во время Советской власти на переплавку. Историки говорят, что знаменитые муравленые изразцы впервые стали использоваться в декоре этой церкви.

Из них выложена храмозданная надпись, увековечившая имена Назарьевых, митрополита, царя. Прочитать её можно и сейчас. Над ансамблем работали мастера по заказу двух поколений известных ярославских купцов. Сложная структура храма скрывается за очень красивой внешней отделкой.

Посещение церкви входит во многие туристические маршруты. В нём всегда находятся верующие. Интересная история церкви связана с похищением многих древних икон в 1989 году. Все они были проданы в другой стране. Похищенные иконы приобрел Владимир Рощин (коллекционер из Саратова) и вернул их в церковь.

Адрес ул. Кедрова, 1.

Храмовый «спектакль»

На высоких барабанах к небу подняты изящные главы-«луковицы» большого холодного храма. Пятиглавие его поддержано главками колокольни и тёплой церкви, освящённой во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Ранее храм имел позакомарное покрытие, что, конечно, делало его ещё прекраснее и изящнее. Но и современная четырёхскатная крыша мало убавила высоты барабанов, не приземлила храм.

Нет в нём подклета, «снижающего» картину, придающего черты хозяйственности и обыденности. Трёхсторонняя галерея кажется лёгкой и естественной. Стройная колокольня «тянется» вверх вместе с барабанами и высокими-высокими крестами, которые какой-то народный поэт сравнил с соловьями: мол, вот так же вытягивается соловей в струнку, когда выводит трели в ночное майское небо…

Николо-Мокринский ансамбль воздушен и подвижен, словно главы и башни сходятся-расходятся, оживлённо беседуют меж собой… Особая драматургия у этой постройки, которая и выражает несомненный талант зодчего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: