Путешествие Рокфеллера
Это не однофамилец известных банкиров, чья репутация в мире чуть лучше, чем у Гитлера, а правнук того самого Джона Рокфеллера. Но вместо того чтобы идти по стопам своего знаменитого предка и его потомков, Майкл Рокфеллер предпочёл стать учёным — этнографом и антропологом.
Осенью 1961 года вместе с голландским этнографом Рене Вассингом Рокфеллер отправился в путешествие в Новую Гвинею для сбора информации о жизни аборигенов. Они наняли двух местных проводников и путешествовали по разным племенам, изучая их быт.
В ноябре того же года, вопреки уговорам аборигенов, Рокфеллер, Вассинг и его проводники отправились в племя каннибалов. Когда мотор лодки заглох посреди реки, проводники увидели в этом возможность, обвязались пустыми канистрами из-под топлива, прыгнули в воду и доплыли до берега, понимая, что в противном случае станут обедом для людоедов.
Рокфеллер и Вассинг остались в лодке, и та из-за перегруза перевернулась под действием волны. Исследователи дрейфовали на обломках в трёх километрах от берега, когда, по словам Вассинга, Рокфеллер решил доплыть до берега. Вассинг же предпочёл остаться на месте.
Через несколько часов после того, как Рокфеллер скрылся из виду, Вассинга нашли нидерландские военные. Рокфеллера с того времени больше не видели.
Многие годы отец Майкла пытался найти сына, но поиски не привели к успеху. По одной из версий, Рокфеллера съели людоеды. Это подтверждается словами христианского миссионера, который видел, как людоеды несли европейскую одежду, похожую на ту, в которую был одет Майкл.
По другой версии, Рокфеллера убили всё те же людоеды, но не для съедения, а из страха. Майкл, выходя из воды, показался аборигенам морским чудовищем, так как, по местным поверьям, они выглядят как люди с белой кожей.
Путешествие Дональда Кроухёрста
Благодаря неординарной истории, Дональд Кроухёрст удостоился экранизации в фильме «Гонка века». И слава эта далеко не приятная. Кроухёрст был бизнесменом, яхтсменом и авантюристом, который мечтал принять участие в профессиональной парусной регате 1968 года Sunday Times Golden Globe Race. Для этого он заложил свой бизнес, дом и потратил все деньги на оснащение яхты, способной пройти кругосветную гонку.
Этой регатой Кроухёрст хотел спасти свою фирму от банкротства, выиграв призы за скорость и первую яхту на финише. Его яхта являлась на тот момент самой высокотехнологичной и позволяла хорошо ориентироваться в море, однако собрана была некачественно из-за сжатых сроков. Уже в начале регаты Кроухёрст столкнулся с проблемами и был вынужден много времени проводить не за управлением, а ремонтируя судно.
В один из дней у Кроухёрста отказал электрогенератор, из-за чего на яхте пропали электричество и радиосвязь. К тому моменту он уже сильно отставал от других участников, и тогда Дональд принял решение обмануть всех насчёт своего местоположения. Он стал посылать ложные координаты и вести два судовых журнала. В одном он записывал реальное положение дел, а в другом — вымысел, где якобы обгонял всех. Этим он хотел ввести в заблуждение организаторов гонки и прийти к финишу позже других, якобы обогнув планету, но всё же завершив регату.
Однако постепенно все участники регаты сдались, и Кроухёрст остался единственным, кто мог продолжать гонку. Он попал в безвыходную ситуацию: с одной стороны, он действительно был единственным участником на плаву и должен был прийти к финишу, но с другой — он не мог добраться до финала, так как его обман неминуемо раскроют после изучения судовых журналов.
После этого Кроухёрст пропал, и 19 июля 1969 года его яхту нашли дрейфующей в море. Дональда на судне не было, зато спасатели нашли судовые журналы, рассказывающие об обмане. По одной из версий, Кроухёрст сошёл с ума и добровольно ушёл из жизни, чтобы избежать позора. По другой — его, находящегося в безумном состоянии, смыло в море волной, и он утонул.
ШХУНА «НАДЕЖДА»
02.08.201804:01
В июне, а может быть в июле 1949 года, мы, нахимовцы второго выпуска Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, принимали воинскую присягу на верность трудовому народу Союза Советских Социалистических Республик. По окончании училища подавляющее большинство воспитанников нашего класса без вступительных экзаменов поступили в ряды курсантов на 1-й курс Высшего военно-морского ордена Ленина Краснознаменного училища имени М.В.Фрунзе. Тогда, после присяги, нам просто скомандовали: «Напра-во» и мы пошли «славною дорогою морской» далее.Знамённая группа — А.Дворов, Э.Ковалёв, А.Дорофеев на съёмках фильма «Счастливого плавания», 1948 годК тому времени наша 2-я рота уже прошла часть этого пути, отплавав кампанию на первом серьезном корабле, – бермудской шхуне «Надежда». На память пришли стихи, написанные мной в ту пору — в 1949 году — об этом замечательном паруснике.Узнав, что в этом году исполнилось 50 лет с того дня, как «Надежда» первой выступила в роли шхуны «Секрет» на празднике «Алые паруса», решил вспомнить о ней публично. Некоторые слова в стихотворении не в ладах с русской грамматикой. На что наш учитель русской словесности Аквилонов Сергей Алексеевич заметил, что в стихах допустима «поэтическая вольность», когда нужно подобрать размер или рифму. Вот эти стихи:Под парусамиМаяк исчез за дымкой серой.Исчезла грешная земля.Взметнулись крылья чайки белойНад мачтой стройной корабля.Сегодня море нас встречаетСпокойной гладью своих водИ, улыбаясь, небосводВ далекий путь нас провожает.Команда… Мы уж на местахСпокойно ставим паруса.«Надежда» — маленькая шхуна.Сто футов с носа до кормы.Как невская русалка юнаБела, как гребешок волны.Когда же паруса тугиеНад шхуной крыльями взлетят,То белизною ослепятИ человека, и стихию.И кажется издалекаЧто это птица в облаках!Зажглися звёзды в небе тёмномИ волны отразили их.Всплывает месяц диском сонным,Горя улыбкой щёк своих.Сильнее ветер. Под форштевнемКак дикий зверь вода рычитИль в порт(1) стекая зло урчит,А то и в борт ударит гребнем.И стайкою солёных брызг В лицо швыряет свежий бриз.Коварна чёрная пучина.Подчас она спокойно спитИ луч луны огромным клиномНад бездной вод едва дрожит.Внезапно звёзды исчезают,Закрывшись серой ширмой туч,Свирепый шквал с небесных кручСлетел и, дико завывая,Погнал табун мятежных волнКак дьявол злой безумства полн.Так было с нами этой ночью.Залив встал на дыбы как зверь.Свирепо разрывал он в клочьяСырую мглу. Вдруг дудки трель,Звеня, убрать нам приказалаТугие груди парусов.В то время, как Авроры зовБудил зарю. Уже светалоИ вырвавшись из власти тьмы,В Поркалаудд входили мы!(1) Порт – отверстие в фальшборте для осушения палубы.Февраль 1949 г.Питон-49 Эрик Ковалев.Несколько слов об автореКовалев Эрик Александрович. Окончил ЛНВМУ в 1949 году, 3 курса Высшего военно-морского училища им. М.В.Фрунзе, 4-ый курс 1-го Балтийского ВВМУ подводного плавания в 1953 году, ВОЛСОК минно-торпедное отделение в 1956 году, ВОЛСОК отделение командиров подводных лодок в 1964 году, капитан 1 ранга, командир атомного ракетного подводного крейсера, старший преподаватель, исполняющий должность начальника кафедры боевого применения реактивного оружия ВОЛСОК, писатель-маринист.
Просмотров:6958
Исследователь северных морей
В 1902 году Седов отправился в гидрографическую экспедицию, которая изучала остров Вайгач (граница Карского и Баренцева морей), а также окрестности Новой Земли и устье реки Кары. Георгий Яковлевич был назначен помощником начальника экспедиции. Руководитель исследовательской миссии гидрограф Александр Иванович Варнек отзывался о Седове как о человеке энергичном, острожном и хорошо знающем свое дело. Именно ему поручались трудные, ответственные и зачастую сопряженные с серьезной опасностью задачи.
В перерыве между научными экспедициями Седов участвовал в Русско-японской войне. Он был сначала ревизором, а затем и капитаном миноноски в составе Сибирской военной флотилии.
В 1909 году Георгий Яковлевич отправился в Чукотскую экспедицию, где руководил исследованием устья реки Колымы и удобных морских подходов к ней. Экспедиция была высоко оценена, поэтому Седова приняли в члены Русского географического общества.
Экспедиция Перси Фосетта
Как и Франклин, Фосетт был профессиональным военным, но уже сухопутных войск. А ещё Фосетт был топографом и путешественником, убеждённым в существовании заброшенных городов высокоразвитой цивилизации в Южной Америке. Он считал, что этой цивилизацией были беженцы с затонувшей Атлантиды.
Так он считал благодаря изучению «Рукописи 512» — документу XVIII века, где описывался покинутый город в глубине Бразилии. В 1906 году по предложению Лондонского географического общества он отправился в джунгли Амазонки для нанесения на карты точной границы между Бразилией и Боливией. Задача была выполнена успешно, поэтому Фосетт регулярно участвовал в других научных экспедициях, постоянно думая о затерянном городе.
В 1925 году Фосетт решил организовать экспедицию в существующий, по его предположению, таинственный город Z, затерянный в джунглях центральной части Бразилии. На это путешествие его подтолкнула не только рукопись, но и подаренная другом статуэтка из чёрного базальта примерно из тех же мест, а также предыдущие экспедиции в поисках затерянного города.
Фосетт взял в экспедицию старшего сына и друга, после чего направился в джунгли. При этом он ясно дал понять, что в случае его неудачи не стоит посылать за ним спасательную экспедицию. Последний раз об экспедиции Фосетта слышали 29 мая 1925 года, когда он сообщил, что пересёк один из притоков Амазонки.
В 1927 году в джунглях была найдена табличка с именем Фосетта, а в 1933-м его компас. Несколько десятилетий разные группы исследователей пытались найти следы экспедиции Фосетта, но безуспешно. Главная версия — смерть от рук индейцев. Считается, что Фосетт и его команда были убиты племенем калапало. По другой версии, они всё же нашли затерянный город и решили не возвращаться в Великобританию.
Для чего нужны большие парусники в современном мире, помимо того, что это очень красиво?
За последние столетия человечество несколько раз пыталось официально попрощаться с парусным флотом, посчитав, что его дни сочтены. Однако об исчезновении парусов говорить не только преждевременно, но и бессмысленно: паруса и парусники будут жить, пока на нашей планете есть люди. Более того, эволюцию парусных технологий мы наблюдаем буквально ежедневно, и это развитие в чем-то даже быстрее, чем космические технологии, достаточно взглянуть на техническую базу некоторых парусных соревнований высшего уровня. Там задействованы и самые передовые материалы (например, композиты последних поколений), и самые яркие инженерные умы, да и бюджеты у некоторых профессиональных парусных регат почти космические.
Учебные парусники, конечно, не имеют такого финансирования, но и задачи у них иные. Большой парусный флот используется для учебных целей, для поддержания морских традиций и для знакомства с ними людей самых разных профессий. Одна из самых известных регат больших парусников называется Tall Ships’ Race, и ей в 2021 году исполнилось 65 лет. В 2014-м регата проводилась в России, и мы надеемся, что увидим это соревнование в нашей стране еще не один раз.
«Надежда». Путем Крузенштерна
«Надежда» была спущена на воду на польской судоверфи в Гданьске в 1991 году.
В истории учебного парусного флота немало кораблей было названо именем святой Надежды. «Надеждой» назывался знаменитый шлюп, который под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского совершил первое русское кругосветное плавание. Через двести лет спустя после этого знаменательного события, 25 января 2003 года, уже современный фрегат «Надежда» под командованием капитана Владимира Василенко вышел из Владивостока. Ему выпала честь повторить основные вехи пути своей крестной предшественницы. Этим самым походом было положено начало еще и российским парусным кругосветкам XXI века.
429 дней потребовалось парусному фрегату «Надежда», чтобы обойти Землю, оставив за своей кормой 44618 миль пути в водах трех океанов. Самая северная точка, куда «взбиралась» «Надежда», — порт Турку в Финляндии; южная — мыс Горн. Половину пути фрегат прошел под парусами, а это не только своеобразный рекорд, которым гордится его экипаж, но и тяжелый физический труд всей команды.
Судно посетило тридцать портов двадцати стран мира, в том числе участвовало в праздновании трехсотлетия Санкт-Петербурга, где стало украшением торжества. Тысячи петербуржцев смогли взойти на борт «Надежды» в дни юбилея «северной столицы».
Огромный интерес к себе российское парусное судно вызывало во многих портах мира, которые оно посетило за время плавания. В Гданьске «Надежду» навестил ее «отец» — конструктор больших парусных кораблей Зигмунд Хорень, специально приехавший посмотреть на свое детище.
В Хониаре борт судна почти в полном составе посетил кабинет министров Соломоновых островов. А в Гонконге на фрегат поднялся сам Джеки Чан!
За время кругосветки «Надежда» попадала в критические ситуации, которые все же удалось разрешить. На подходе к Адену началась война США с Ираком. Поэтому на этом участке пути судном не однажды «интересовались» военные самолеты, а в Красном море — патрульные караваны.
Благодаря попутным ветрам и рационально проложенному курсу удалось сделать насыщенно интересным 24-х суточный переход через вод-ные «пустыни» Тихого океана, который обычно угнетает дух моряков из-за своей протяженности. В условиях необычайно хорошей видимости «Надежда» прошла мимо известнейших островов архипелага Хуан-Фернандес — Александр-Селькирк и Робинзон Крузо; острова Пасхи, острова Питкэрн.
Моряк — не моряк, если в штормах не побывал. Как настоящее морское плавание может обойтись без океанских бурь? Первый сильный шторм настиг судно при переходе из Гибралтара до Гданьска, вокруг Англии. Крен судна доходил до
35 градусов, это послужило своеобразной проверкой фрегата на прочность и его готовность к покорению парусного «Эвереста» — мыса Горн. Потом был сам мыс Горн, где буря не стихала почти два дня. В достаточно суровых погодных условиях проходил и конец плавания.
Но не шторма и пираты страшны в современной кругосветке, а время, длительность рейса. Не менее важную роль играют отношения каждого человека, присутствующего на судне, к рейсу, его общим задачам, к своим обязанностям, друг к другу. Стабильная, ровная психологическая обстановка на судне в течение всего похода — залог успеха рейса. В кругосветке на «Надежде» курсанты показали настоящую стойкость и мужество. Первый этап, в котором принимали участие студенты-судоводители МГУ, продлился 5 месяцев, а прилетевшие им на смену из Владивостока судомеханики отработали на «Надежде» всю оставшуюся часть пути — 9 долгих месяцев. Мальчишки. У них есть свойство равняться на плечо сильного. Даже тяжелая работа воспринималась ими с энтузиазмом и чувством долга.
Четырнадцать месяцев — очень длинный по времени морской поход. Убывали-прибывали курсанты, ученые, журналисты, другие участники рейса, и все же из 322 человек 34 члена экипажа прошли этот сложный путь вместе с «Надеждой» от начала и до конца. Это те люди, которые давным-давно лелеяли в своих сердцах мечту о кругосветке, готовились к этому событию и в итоге смогли осуществить свое заветное желание. 28 марта 2004 года прославленный фрегат, за которым следил весь мир, вернулся из четырнадцатимесячного кругосветного плавания в родной порт Владивосток.
Экспедиция Франклина
Эта экспедиция может показаться тебе знакомой, если ты смотрел сериал «Террор», ведь он создан по одноимённому роману, основанному на реальной истории.
В 1845 году экспедиция под руководством сэра Джона Франклина, офицера Королевского военно-морского флота, отправилась на поиск Северо-Западного прохода, соединяющего Атлантический океан с Тихим на севере Канады.
Экспедиция в составе двух кораблей — «Террора» и «Эребуса» — и 129 членов экипажа отправилась в путь 19 мая 1845 года. Последний раз корабли видели 26 июля того же года, когда они встретили на пути китобоев. После этого они буквально испарились.
В 1848 году правительство Великобритании решило отправить спасательную экспедицию на помощь Франклину, считая, что три года без вестей — это уже значительный срок. В течение десяти лет проводилось 39 спасательных экспедиций, большинство из которых вернулось назад ни с чем.
Первые следы экспедиции Франклина были обнаружены только в 1854 году, когда на полуострове Бутия Рэй спасатели узнали от эскимосов некоторые сведения об исследователях. Местные рассказали, что около трети членов экспедиции погибли от голода, добавив, что это сопровождалось каннибализмом. Эти слова подтвердились наличием следов на останках погибших моряков и содержимым их посуды.
Несколькими годами позже были найдены некоторые из вещей участников экспедиции, а также их записки, где указывалось, что корабли вмёрзли во льды. Участники экспедиции надеялись, что льды растают следующим летом, однако этого не произошло, из-за чего им пришлось провести в своём заточении три года. Джон Франклин погиб в 1847-м, на третий год экспедиции. Тогда же предположительно умерли от голода, болезней и холода все оставшиеся в живых члены экипажа.
«Не зря работаем»
Феликс фон Люкнер на борту “Seeteufel” /фото ЦПИ РГО
Ходить на шхуне под парусами незабываемо. Но гораздо круче становится, когда узнаешь, что за судьба у этого судна.
Нашу «Надежду» построили в Голландии в 1912 году и назвали «Стерной». Тогда это был еще рыболовный корабль.
Потом парусник перекупил бизнесмен из Гамбурга, а в 1936 году она попала в руки национального героя Гемании Феликса фон Люкнера и сменила имя на “Seeteufel” — «Морской дьявол».
— Феликс был, пожалуй, самым удачливым пиратом XX века. Пиратом — в истинном понимании этого слова. Будучи на стороне Германии, пытался, насколько это возможно, ослабить противников своей родины, — рассказывает боцман Алексей. — Но пиратствовал он на другом судне.
Во время Первой мировой войны он провел несколько блестящих операций по потоплению вражеских кораблей. Всего он захватил около 30 судов и за все время пиратства потерял лишь одного члена команды. И, когда корабль Феликса остановился на одном из островов, из трюмов были выпущены порядка 300 пленников. Видимо, уже и место для них закончилось, и еда.
Когда Феликс перестал пиратствовать и «пересел» на “Seeteufel”, то сразу отправился в кругосветку.
Точнее, это выглядело, как кругосветка. На самом же деле экипаж собирал сведения о портах вероятного противника перед Второй мировой войной. Тогда Феликс поддерживал фашистов и торжественно поднял на своем судне нацистские флаги. Но ходил под ними он недолго. Почти сразу после начала войны Люкнер разочаровался в гитлеровском режиме и продал корабль.
После войны Советы по репарации забрали шхуну себе и назвали «Ленинград».
Послевоенные кадры. Шхуна тогда носила название «Ленинград» /фото ЦПИ РГО
— После этого шхуну отдали нахимовцам, чтобы они обучались морскому делу, — поясняет Алексей Филинович. — Кроме того, наше судно несколько лет ходило под алыми парусами, когда праздник выпускников только-только появился.
Сейчас же «Надежда» так и остается учебным парусником. На нем преподают азы морского дела петербургским студентам. Как признается Алексей — главное, что, окончив курсы, многие отправляются учиться на яхтенных капитанов. И этому экипаж исторического парусника особенно радуется.
— Значит, не зря мы здесь работаем! — говорят моряки.
Мы помогаем путешествовать
интересно и легко
Присоединяйтесь к Dorogi-ne-dorogi.ru
Последние приключения
Сам В.К. Арсеньев, Г. Г. Гранатман, Дерсу Узала и трое казаков 10 октября вышли из Тернея вверх по реке Санхобэ (Серебрянка), а затем по реке Тунце (видимо, Заболоченная) к хребту Сихотэ-Алинь. Эта часть экспедиции оказалась наиболее сложной. Непосредственно на перевале отряд попал в сильную снежную бурю (это в октябре!), которую пришлось пережидать в течение двух дней. Без лыж передвигаться по выпавшему снегу глубиной около метра было очень тяжело, тропа плохо различалась. Через два дня такого пути Владимир Клавдиевич со своими спутниками достигли слияния рек Бейча (Щедринка) и Наньча (Обильная), откуда начиналась река Кулумбэ – правый приток Имана.
Запасов продовольствия, взятого с собой, конечно, не хватило. Только на 16-й день пути по совершенно безлюдной местности отряд дошёл до первого селения Сидатун (Мельничное) на Имане (Большой Уссурке). Жившие здесь орочи (удэгейцы) снабдили их обувью, рукавицами, продовольствием – уж какое было. Несмотря на то, что навигация у них была уже закончена, поскольку по рекам шла шуга, они снова спустили свои лодки в воду и везли отряд до тех пор, пока плавсредства не были раздавлены льдом. При этом, как указывал сам Арсеньев, «люди спаслись от гибели только чудом, благодаря решительности, ловкости и находчивости орочей».
Жилище гольдов (нанайцев). Фото: Из архива ОИАК
Далее пришлось идти пешком, пробираясь по заснеженной тайге без дорог и троп от одного орочского стойбища до другого. Только 15 ноября 1906 года отряд достиг первого русского посёлка Котельного (теперь Новопокровка).
До железной дороги, вернее, до станции Иман (Дальнереченск) оставалось ещё 75 вёрст, которые отряд преодолел также пешком, поскольку денег на наём лошадей не было, и 17 ноября Арсеньев с товарищами прибыли на поезде в Хабаровск. 180 трудных суток экспедиции 1906 года – ровно полгода – остались позади.
Перевал Сихотэ-Алинь в ходе этой экспедиции был преодолён восемь раз, по всему маршруту велась топографическая съёмка, составлялись карты местности, производились барометрические определения высот, регулярные метеонаблюдения (3 раза в день), собирались образцы минералов, растений, насекомых, сведения военного, статистического и этнографического характера, а также производилась выборочная археологическая разведка (и на это нашёл время Владимир Клавдиевич!).
Собранные за полгода зоологические коллекции включали 500 образцов насекомых, 400 – рыб, 60 экземпляров птиц, около 50 – земноводных и пресмыкающихся, а также большое количество препарированных голов млекопитающих и шкурок зверей. Этот материал был отослан в Зоологический музей Академии наук России, а энтомологическая коллекция отправлена А. П. Семенову-Тян-Шанскому. Ботанические сборы экспедиции были направлены в несколько адресов, в том числе около 500 видов растений – для издаваемого Ботаническим музеем Академии наук России «Гербария русской флоры». Найденный археологический материал был отправлен в Русский музей в Петербург. Экспедиция также привезла около 50 образцов горных пород, большое число экспонатов этнографического характера, десятки фотонегативов.
Из дневников 1906 года
«Эта часть горной цепи, находящаяся как раз на пути, может представлять из себя позицию, имеющую следующие данные. Фронт обращен перпендикулярно пути наступления неприятеля, полагая, что он двигается от зал. Св. Ольги… Впереди обстрел открывается шагов на 800. У гребня и ниже шагов на 200 совершенно чистое место, ниже растут кусты и деревья, первые могут быть уничтожены, вторые повалены и использованы под засеки. Хотя впереди и имеются два овражка, образующих в падении своего тальвега мертвое пространство, но это неудобство может быть уничтожено устройством небольших окопчиков, анфилирующих эти овраги. Расчет позиции может быть произведен на батальон пехоты и взвод горной артиллерии, которой открывается обширное поле действия… Вследствие крутизны переднего ската, да еще укрепленного местной засекой и завалами, оборона этой позиции может быть довольно упорной, противник должен понести значительные потери… Есть еще один путь отступления – это в долину р. Вай-Фудина и далее на Ли-Фудин. Пехота везде пройдет. До фанзы Иолайза, где может быть на этот случай обязательно доставлено продовольствие – сухари, чай, сахар и консервы – будет 120 верст. Пехота, имея при себе запас сухарей на 3 суток, может пройти с ним в 4 дня».
Автор Иван Егорчев, член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края, лауреат премии им. В. К. Арсеньева, готовит к публикации третью часть материала о Владимире Клавдиевиче Арсеньеве — о его жизни во Владивостоке.
Использованы фотографии из архива ОИАК.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Отсроченный финал
Почти 25 лет «Надежда» служила людям. Но пришло время, доходы от ресторана перестали покрывать расходы, да и требовался ремонт. К сожалению, шхуна не выдержала штормов перестроечных лет, и весной 2000 года было принято решение о сносе обветшавшего объекта. В газете появилась статья, в которой говорилось, что корпус судна съел шашель. Какой именно шашель смог «съесть» судно после 25 лет «пропекания» конструкций под солнцем — осталось за пределами истории.
В марте 2000 года возле разрушенного символа города состоялась пресс-конференция, на которой главный архитектор города Евгений Кислов заявил, что, если «Надежда» не рухнет сама, ей помогут…
Так же было сказано, что старая шхуна своим видом позорит город, поэтому администрацией города было поддержано предложение частной строительной компании «Надежда», владельца шхуны. Представитель этой компании Татьяна Ляпина, сказала, что они предлагают снести насквозь прогнившее судно, и в этом месте поставить его железобетонную копию, которая будет в полтора раза больше, но одновременно в точности повторять облик своего деревянного предшественника. Срок строительства они определили в два года.
шхуна-ресторан «Надежда» в проекте 2019 г.. Фото: пресс-служба администрации Находкинского городского округа
Решение о сносе старой “Надежды”, по словам Евгения Кислова, почти принято. Но вопрос этот настолько важен, что городское руководство хотело бы прежде заручиться поддержкой общественности, которой, надо понимать, совсем не безразличен образ города.
Тогда же стало известно, что финансировать строительство бетонной «Надежды” вызвалась фирма во главе с известным предпринимателем Владимиром Лушниковым.
5 апреля 2000 года специалисты МЧС и пожарной службы города подожгли останки некогда белоснежной шхуны «Надежда». Деревянный корпус горел почти три дня. «Надежду» сожгли, пообещав построить на её месте бетонный корабль.
По одной из городских легенд, разломать и вывезти части судна на свалку не дали моряки, потому что так, на свалке, закончить свой век для парусника — позор и бесчестье.
Очередной качественный уровень русского флота
В ходе экспедиции были обследованы берега Японии, Сахалина и Аляски, открыт названный в честь Лисянского остров в составе Гавайского архипелага и получивший имя Крузенштерна риф к югу от атолла Мидуэй. Кроме того, российские моряки опровергли мифы о существовании нескольких островов в северной части Тихого океана, придуманные европейскими мореплавателями. Все офицеры — участники экспедиции получили очередные чины, ордена и крупные денежные премии. Нижние чины — медали, право на отставку и пенсион.
Крузенштерн занимался наукой и служил в Морском кадетском корпусе, который в итоге возглавил в 1827 году. Кроме того, он входил в руководящие советы целого ряда государственных органов и являлся почётным членом Императорской академии наук. Лисянский в 1809 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.
По мнению Константина Стрельбицкого, момент для отправки первой кругосветной экспедиции был выбран весьма удачно. «Как раз в это время флот не принимал участия в активных боевых действиях и находился в союзнических или нейтральных отношениях с большинством основных флотов мира. Участники экспедиции прекрасно справились с задачей по освоению новых морских путей. Российский флот перешёл на очередной качественный уровень. Стало понятно, что российские моряки способны выдержать многолетнее плавание и успешно действовать в составе группы», — отметил он.
Также по теме
«Кладовая для будущих поколений»: сколько тайн хранит Новая Земля
Министерство обороны РФ планирует весной начать экспедицию на архипелаг Новая Земля. Об этом журналистам сообщил командующий Северным…
Важной вехой в истории российского флота экспедицию Крузенштерна и Лисянского считает и Кирилл Назаренко. «Кругосветное плавание само по себе стало важным маркером изменения качественного состояния, зрелости российского флота
Но также оно стало и началом новой эпохи российских открытий. До этого наши исследования были связаны с Севером, Сибирью, Аляской, а в 1803 году российская географическая наука вышла в Мировой океан», — подчеркнул эксперт.
По его словам, выбор Крузенштерна как руководителя экспедиции оказался удачен. «Его имя стоит сегодня в одном ряду с такими выдающими мореплавателями, как Кук и Лаперуз. Причём следует подчеркнуть, что Крузенштерн был значительно образованнее того же Кука», — отметил Назаренко.
По мнению Константина Стрельбицкого, первая кругосветная экспедиция принесла российскому флоту бесценный опыт, который необходимо было передать новым поколениям моряков. «Поэтому имя Крузенштерна стало настоящим брендом для Морского корпуса», — подвёл итог Стрельбицкий.