Дом каширина в нижнем новгороде

Нижегородский государственный художественный музей

Одно из старейших и богатейших региональных собраний изобразительного искусства

56.3294, 44.0065 Кремль, 3, artmuseumnn.ru

Нижегородский государственный художественный музей — одна из первых в России общедоступных художественных коллекций за пределами двух сто­лиц. Как и многое в Нижнем Новгороде, ее открыли к Всероссийской выс­тавке 1896 года. Специально для музея провели реконструкцию Дмитриевской башни кремля: архитектор Николай Султанов придал совершенно новый облик, взяв за образец Покровскую башню детинца другого Новгорода, Вели­кого. Музей неодно­кратно переезжал, но с 1992 года вновь обосновался в кремле — в быв­шем Доме военного губер­натора. Тот был построен при Николае I вместе с Арсеналом — так бывший административно-военный комплекс превратился в музейно-выставочный.

В главном здании музея — русское искусство. Здесь прекрасная коллекция икон XIV–XIX веков, в основе которой собрания двух купцов-старообрядцев — Гри­го­рия Прянишникова из Городца и Дмитрия Сироткина из Нижнего. Есть, как это часто водится в региональных музеях, не самые известные полотна Брюл­лова, Айвазовского, Семирадского; неплохо представлены передвижники и художники начала XX века. По завещанию Горького в музее оказалась коллек­ция работ Николая Рериха, подаренная писателю советским правительством, а также «Русская Венера», последняя большая работа Кустодиева. Он закончил ее за год до смерти, в 1926-м, а писал тяжело больным; из-за того, что чистого холста не было, сделал работу на обратной стороне своей картины «На террасе» (1906), где изображено чаепитие семьи художника в куда более счастливые времена. Холст сейчас выставлен так, что видны обе работы. В 1920-е годы музей обзавелся коллекцией русского авангарда; она долгое время была скрыта в запасниках, но сейчас находится на почетном месте: Малевич, Кандинский, Гончарова, Ларионов, Родченко.

Музей городского электротранспорта

Исторические трамваи и троллейбусы в депо посреди фруктового сада

56.3015, 44.048 ул. Генерала Ивлиева, 1, трамвайное депо № 1

В России очень мало музеев городского транспорта, и нижегородский — из са­мых интересных. Хотя бы потому, что Нижний Новгород — один из первых городов в Российской империи, где появился электрический трамвай (а на тер­ритории современной Российской Федерации — самый первый из работающих ныне). Официально музей называется Музеем истории муниципального пред­приятия «Нижегородэлектротранс», а находится на территории действующего депо № 1. Экспонаты — трамваи и троллейбусы — выставлены на улице, и можно видеть, как рабочие вагоны выходят рядом с ними на маршруты или обкатку. Раньше это депо находилось в кремле, а на улицу Генерал Ивлиева его перевели в 1969 году. Тогда же по инициативе его директора Констан­тина Лепилина между путями был высажен фруктовый сад, так что трамваи движутся среди яблонь и слив.

Трамваи появились в Нижнем благодаря Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года, многое изменившей в городе. Причем тогда ввели сразу четыре линии трех разных владельцев. Первой открылась в мае Кунавинская линия немецкой компании «Сименс и Гальске», она шла от выставки через Нижегородскую ярмарку до плашкоутного моста через Оку, а в июне перебралась через него до Похвалинского элеватора, то есть фуни­кулера (он, как и Кремлевский элеватор, появился в 1896-м). Вторая линия, товарищества Подобедова, находилась на территории выставки: трамваи ходили по кольцу и были без пантографов, ток поступал снизу. И еще две линии были проложены в самом городе, в верхней и нижней его части, компа­нией Рафаила фон Гартмана. Подобедовская и сименсовская линии были временными, но вторая стала потом частью гартмановской системы. Уже в сле­дующем, 1897 году Гартман продал линии «Русскому обществу электрических дорог и электрического освещения». Ходили по ним вагоны, которые потом стали называть «Эрликонами» и связывать с одноименной швейцарской фир­мой. Но местный краевед Михаил Хорев выяснил, что, скорее всего, сделаны они были в немецком Нюрнберге. Два «Эрликона», моторный и прицепной, можно увидеть в музее: они не оригинальные, это реплики, сделанные для фильма Глеба Панфилова «Мать», который снимался в Горьком. Подробно об истории нижегородского электротранспорта рассказывает богато доку­ментированная экспозиция, которой отдано большое помещение в админи­стративном здании депо.

Экскурсия по залам музея

В музее воспроизведена подлинная обстановка дома мещан Василия Васильевича и Акулины Ивановны Кашириных, деда и бабушки писателя. В этом доме Горький жил с августа по весну  г. Посетителям предлагаются тематические экскурсии:

  • Алёша Пешков в мещанской семье Кашириных
  • Быт и нравы нижегородских мещан
  • Повесть «Детство» — вечная русская книга

Экскурсия начинается с кухни. Обстановка: стол, накрытый самотканой скатертью, на столе большое деревянное блюдо для еды. Деревянные ложки и солоница, тарелка для резки мяса, огарок свечи в железном подсвечнике. В правом углу — иконостас, в левом — «горка» с посудой. Вдоль стены — русская печь. У печи, в деревянной лохани под чугунным рукомойником — розги, напротив — деревянная скамья, на которой Василий Каширин порол внуков. За печью — ухваты. кочерга, полка с кухонной посудой.

Из кухни дверь ведёт в комнату деда. В этой комнате, у стены, стоит диван. Над ним висит большая фотография — гласные Нижегородской думы 1862—1863 гг. В центре помещения — стол, на нём — раскрытая книга «Христианский памятник», рядом — гусиное перо для письма. В переднем углу, под иконами — сундук-подголовник для хранения ценностей, около двери — горка с парадной посудой. На вешалке, возле печи — парадный кафтан старшины красильного цеха и бархатный жилет. Около двери, на гвоздике, висит енотовая шуба.

Следующее помещение — комната бабушки. У окна — комод, на нём — копилка, сундучки-укладки, предметы для рукоделия. Рядом с комодом, у окна — подушка с коклюшками. Вдоль стены — кровать с пуховой периной, покрытая стёганым одеялом, сверху — гора подушек в белых наволочках. Над кроватью висит чёрная шёлковая тальма, украшенная стеклярусом. За кроватью, в углу, — большой деревянный сундук. Над ним развешана женская одежда и укреплены старинные часы с маятником.

Комната Михаила — дяди М. Горького. Обстановка комнаты: комод, овальное зеркало, полумягкий диван с резной спинкой. Около окна небольшой стол, на нём — медный самовар с чайной посудой, штоф из-под вина, большие рюмки. На стене над комодом висят семейные фотографии. В комнате можно увидеть парадную одежду: сюртук из чёрного сукна, рубахи-косоворотки, тканые пояса, женские платья.

Через сени, заставленные различной хозяйственной утварью, можно выйти во двор. Во дворе находятся хозяйственные постройки: красильня, сарай, каретник.

Вдоль забора расставлены старые котлы, к забору прислонён дубовый надмогильный крест, напоминающий о трагической гибели Вани Цыганка.

Нижегородское детство А.Пешкова

Его мать – Варвара Каширина, была дочерью владельца красильни и вышла замуж за столярных дел мастера Максима Пешкова, сына бывшего офицера. Жили они в семье Кашириных на Ковалихинской улице в солидном по тем временам доме №33, где в 1868 году и появился на свет Алеша.

Дом на Ковалихинской, в котором родился М.Горький

Дед Алеши Василий Каширин начинал трудовой путь в 14-летнем возрасте как волжский бурлак, затем занялся красильным делом, став со временем хозяином красильного производства. Одно время он избирался даже в гласные Городской Думы. Дед Каширин мечтал достичь купеческого сословия, но с возрастом дела шли все хуже и хуже. И, в конце концов, разделив все имущество между сыновьями, он с женой съехал на улицу Полевую.

Когда Алеше было 3 года, он сильно переболел холерой. Отец, стараясь облегчить страдания сына, часто носил больного ребенка на руках и, в конце концов, тоже заразился. Мальчик смог победить болезнь, а вот отец — нет. Было это в Астрахани, где семья Пешковых тогда проживала в связи с работой отца в пароходной конторе. Овдовевшая Варвара с ребенком на руках вернулась к родителям в Нижний.

Нижний Новгород во времена детства А.Пешкова — 19 век

У деда в то время дела уже ухудшались, и он вынужден был сменить жилье на более скромное. Вся семья Кашириных перебралась в дом на Почтовом съезде, 21. Лишним ртам дед Василий не обрадовался, но мать в скором времени вышла замуж вторично, и Алеша несколько лет прожил с матерью и отчимом в Канавино, где посещал слободское начальное училище.

Однако, счастливой эта жизнь не была. Отчим был жесток, и после одной из ссор с ним, Алеша переехал жить к деду с бабушкой, где житье тоже было не сладким.  

Будни в доме деда Каширина — подготовка к порке

Дела деда в ту пору шли совсем плохо, до мальчика не было никому никакого дела. Большую часть времени Алеша проводил на улице с такими же никому не нужными подростками. Поэтому, не получив среднего образования, он не смог  продолжать дальнейшего обучения в ВУЗе.

При отсутствии родительской любви и заботы бабушка – Акулина Ивановна берет на себя этот нелегкий груз. От нее мальчик получал первые уроки доброты, ласки, тепла и любви.

Сказки Акулины Ивановны. Илл. Б.Дехтерева

Когда мальчику исполнилось 11 лет, мать умирает от чахотки, а Алешу в скором времени дед отправляет «в люди». Кем он только не работал! И «принеси-подай» в магазине, и в чертежной мастерской, и пекарем и посудником…

Читать Алешу успела научить мать, и мальчик очень увлекся чтением, «проглатывая» все книги, которые попадались под руки. Память у него была очень хорошая, но писать грамотно у него еще очень долго не получалось.

Чтение книг с дедом Кашириным

Огромная работоспособность, тяга к знаниям, и, конечно же, мощный талант помогли Алеше стать известным писателем М.Горьким. Хотя путь к этому был сложный и трудный. 

Русский писатель М.Горький

Став писателем, он несколько произведений посвятил своему детству и отрочеству, сочетая в них реальные события с вымышленными. Одно из этих произведений –повесть «Детство» как раз и посвящено годам жизни в доме деда Каширина, где с 1933 года функционирует нижегородский Музей «Домик Каширина», который любят посещать многочисленные туристы.

Музей завода «Красное Сормово»

Градопреобразующий завод-универсал — флагман волжской промышленности

56.36, 43.87 ул. Свободы, 1, krsormovo.nnov.ru

Основанный в 1849 году Сормовский завод стал первым крупным промыш­ленным предприятием в непосредственной близости от Нижнего Новгорода. Благодаря ему город стал расти вдоль волжских берегов: до этого Нижний был преимущественно окским. На протяжении своей долгой истории завод не раз менял специализацию, но в течение долгих периодов был универсальным предприятием, работавшим сразу над несколькими направлениями. Здесь строили пароходы, паровозы, танки, трамваи, железнодорожные вагоны, мосты, башенные краны, теплоходы, подводные лодки. Сейчас завод делает танкеры и сухогрузы, а в 2019-м на воду спустили круизное судно нового поколения «Мустай Карим», первое в России такого класса с конца 1950-х годов; про эти проекты можно узнать в заводском музее.

Музей флорийской мозаики «Юрковка»

Адрес: пл.Минина и Пожарского, 2

В этот очень оригинальный музей можно и нужно заглянуть, собираясь погулять по Б.Покровской улице или же находясь в районе Площади Минина и Пожарского. Ориентир здания – внушительная фигура Городового в самом начале Покровки.

Городовой около Выставочного комплекса Музея «Юрковка»

Этот музей на постоянной основе создан из уникальнейших работ местного художника А.Юркова. Картины, представленные здесь, созданы из сухих листьев и фантазии мастера. Такого нигде больше не увидеть!

В Музее флорийской мозаики «Юрковка»

Музей находится на территории Выставочного центра, где кроме данной постоянной экспозиции можно посетить другие временные художественные выставки, которые бывают весьма интересными и оригинальными.

И музей, и весь Выставочный комплекс работает, исключая понедельник, с 11 до 19 часов. В четверг время работы сдвигается на 1 час – с 12.00 до 20.00. Цены на посещение от 100 рублей.

Щёлоковский хутор

Атмосферный музей деревянного зодчества посреди лесопарка

56.274, 44.011 ул. Горбатовская, 41, hutor-museum.ru

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья открылся в Горьком в 1973 году. Из названия понятно, что планы были большие: не только архитектура, но и быт, не только русских, но и других народов — марийцев, мордвы, татар. Планы, увы, так и остались планами, и музей хоть и пополнялся экспонатами, но очень медленно. По сути, он не завершен: сейчас в нем представлено зодчество некоторых северных и одного централь­ного района области — и нет ничего из южных. Но все-таки этот скансен  Скансен — этографический музей под откры­тым небом; по имени первого подобного музея, открытого в Стокгольме в 1891 году. — называется он теперь архитектурно-этнографическим музеем-заповедником «Щёлоковский хутор» — получился очень интересным благодаря действи­тельно выдающимся экспонатам и местоположению: он со всех сторон окру­жен современным городом, но надежно изолирован от него в обширной лесопарковой зоне. Раньше это была загородная и довольно уединенная местность, которую называли Махотинским хутором — в честь первого хозяина Антона Махотина, нижегородского полицмейстера и героя Отечественной войны 1812 года, в которой он потерял правую руку. Потом, по одной версии, эти земли купил бакалейщик Щёлоков, а по другой — здесь была толстовская колония, основанная уездным статистиком Д. Ф. Щёлоком. Так или иначе, хутор стал Щёлоковским.

Музей-квартира Андрея Сахарова

Законсервированный фрагмент поднадзорной жизни в позднем СССР

56.2324, 43.9506 просп. Гагарина, 214, sakharovmuseum.ru

Среди предков Андрея Сахарова, одного из создателей советской водородной бомбы, были священники, служившие в Нижегородской губернии — в Арзамасе и Арзамасском уездах. Сам он прожил в Горьковской области, в Сарове  В 1966 году название города Сарова, центра советского атомного проекта, было изменено на Арзамас-16.., 18 лет. Его отстранили от работ в этом секретном городе в 1968 году, после того как в The New York Times вышла его статья «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллек­туальной свободе». А в 1980 году, после выступлений против ввода советских войск в Афганистан, ученого отправили в ссылку в Горький — и почти семь лет он прожил под спецнадзором в городе, где учился его дед, адвокат и просвети­тель Иван Николаевич Сахаров. 18 мая 1991 года в квартире, где жил Андрей Дмитриевич, открылся музей.

История создания и развития

Музей был основан 1 июля 1933 года Фёдором Павловичем Хитровским. Открытие музея состоялось 1 января 1938 года.

В рамках мероприятий к 150-летнему юбилею А.М.Горького, который включен в перечень значимых памятных дат ЮНЕСКО и широко отмечался в марте 2018 года, в музее за счет средств областного бюджета были проведены ремонтно-реставрационные работы. Послений раз такие работы осуществлялись в 1983-1984 годах. Помимо этого, в январе 2018 года в помещении флигеля открылся детский музейный центр, оснащенный оборудованием для организации и проведения занятий для детей в возрасте от 4 до 14 лет.

Нижегородская радиолаборатория

Увлекательная история отечественной радиотехники

56.3295, 44.0138 Верхне-Волжская наб., 5, www.nrl.unn.ru

Экспозиция этого специализированного музея, размещенная на довольно ограниченном пространстве, сделана так, что даже бесконечно далекий от внутреннего устройства радиоприемников (а также телевизоров и мобиль­ных телефонов) человек за какой-нибудь час получает вполне внятное представление о том, как все это работает — и как связано с Нижним Новгородом.

Нижегородская радиолаборатория была создана декретом Ленина в 1918 году, когда советская республика столкнулась с необходимостью импортозамеще­ния: радиолампы были импортными, французскими, очень дорогими — и ненадежными. За пару лет до того радиотехник Михаил Бонч-Бруевич, стоявший у истоков лаборатории, уже сделал свою собственную лампу, которую прозвали «Бабушкой», но ее требовалось еще усовершенствовать, а главное — наладить производство; в Нижнем, где находилось несколько заводов с развитой металлообработкой, были все необходимые условия. Уже к следующему году задачу выполнили: началась серийная сборка радио­лампы ПР-1 — до тысячи штук в год, — но интенсивная научно-техническая работа на этом не закончилась. Именно из Нижегородской радиолаборатории была произведена в 1919 году первая в России передача по радио человеческого голоса (а не сигналов азбуки Морзе). Благодаря нижегородским приборам в 1922 году с московской Шуховской башни — Центральной радиотелефонной станции — был передан первый радиоконцерт, который положил начало регулярному вещанию. А в 1923 году Бонч-Бруевич сделал сверхмощную по тем временам (25 кВт) лампу по образцу самовара — с водяным охлаждением. В 1928 году лабораторию объединили с ленинградской в Центральную радио­лабораторию Треста заводов слабых токов. В Нижнем на ее базе была образо­вана Центральная военно-индустриальная радиолаборатория, из которой вырос завод имени Фрунзе, который до сих пор занимается, что называется, изделиями специальной тематики (хотя выпускает и гражданскую продукцию тоже).

Домик Каширина

Дом детства Алеши Пешкова, превращенный в музей «Детства» Максима Горького

56.3237, 43.991 Почтовый съезд, 21, museumgorkogo.ru

Максим Горький, он же Алексей Максимович Пешков, родился в 1868 году, а в этом доме жил меньше года, с августа 1871-го по апрель 1872-го. Но именно его описал в своем автобиографическом «Детстве» — и как раз на текст повести ориентировались в первую очередь создатели музея, открывшегося здесь в 1938 году.

Дед Горького по матери, Василий Васильевич Каширин, родился в бедной семье в Балахне. Подростком работал бурлаком, потом стал водоливом, то есть старшиной и материально ответственным лицом на барке, и уже к 24 годам построил себе в Балахне собственный дом. Его сестра Надежда вышла замуж за Ивана Можарова, который жил на Успенском (ныне Почтовом) съезде и владел красильней. Именно его дом и называется теперь домиком Каширина: после смерти зятя тот переехал в Нижний к сестре и взял хозяйство в свои руки. Дела шли в гору, особенно помогла Крымская война: красили армейское сукно. В 1865 году Каширин купил дом на улице Ковалихе, в котором через три года родился будущий писатель: его мать Варвара и отец Максим Пешков жили там, пока не уехали с сыном в Астрахань. Отец работал управляющим пароходной конторы, но уже в 1871 году умер от холеры, и мать вернулась в Нижний. Дом на Ковалихе был к тому времени продан, и малень­кий Алеша оказался в тесном доме на Успенском съезде, где жило порою до полутора десятков человек одновременно. «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми…» — писал Горький в «Детстве», и этим словам вполне можно верить. Его дядья Михаил и Яков пили и ссори­лись из-за наследства, а дела красильни шли все хуже: на смену кустарному ткачеству пришли фабричные ситцы. Спал Алеша на сундуке в комнате бабушки, и сказки она ему действительно рассказывала. Но многое в повести — художественный вымысел. Например, история подкидыша Ивана Цыганка, задавленного тяжелым крестом. Один из вероятных прототипов Цыганка — Мовша (в крещении Николай) Фестовский, усыновленный Кашириным канто­нист, хотя молодым тот не погибал, а жил нормальной мещанской жизнью. Тем не менее крест во дворе музея лежит и регулярно поновляется: то он сде­лан из бревен, то из досок. Но все-таки примерно половина вещей в музейной обстановке на самом деле принадлежала Кашириным, и представление о том, как жила семья нижегородского ремесленника во второй половине XIX века, музей дает довольно полное.

Музей завода «Сокол»

Возможность попасть в секретный авиастроительный Горький

56.3274, 43.858 ул. Чаадаева, 1, +7 831 229 37 29; посещение только по предварительной записи

Когда Нижний Новгород назывался Горьким и был закрыт для посещения иностранцами, даже волжские круизные суда с интуристами проходили мимо города ночью и без остановки. Все потому, что кроме всем известных заводов здесь работали секретные номерные — оборон­ные. Один из таких — авиазавод № 21, который сейчас называется «Сокол» и входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. И на его террито­рию вполне реально попасть: там работает музей, куда пускают организован­ные группы.

Арсенал

Центр современного искусства в кремлевских оружейных складах

56.3281, 44.0065 Кремль, 6, arsenal-museum.art

Арсенал в Нижегородском кремле был построен в 1841–1843 годах по приказу Николая I как часть нового парадного ансамбля — вместе с Домом военного губернатора (ныне Художественным музеем) и Спасо-Преображенским собором, взорванным в 1929 году. Возвели Арсенал рядом с Пороховой башней, в которой до того хранили бое­припасы; за основу взяли столичные склады — получился кусочек классици­стического казарменного Петербурга в древней волжской крепости. В нем держали не только оружие, но и «мундирные и аммуничные вещи» для запасных войск 6-го пехотного корпуса, а в советское время разместили картографи­ческий архив Министерства обороны. В своей новейшей истории Арсенал превратился в важную площадку для выставок современного искусства; с 2020 года ее передали в ведение ГМИИ имени Пушкина.

Галерея Futuro

Современное искусство в эффектных интерьерах и отдельная галерея в маленькой нише

56.3296, 43.9945 ул. Рождественская, 6, 2-й этаж, futurogallery.ru

Основанный Владимиром Пановым и Михаилом Маркевичем проект «Еда и культура» много сделал для развития в Нижнем Новгороде гастрономической культуры — а также для культуры в целом. Холдинг, например, долгое время издавал газету «Селедка», в которой город осмыслялся с разных сторон его прошлой и настоящей жизни. Галерея Futuro тоже их начинание. В ней выстав­ляют молодых художников в диапазоне от индустриального пейзажиста Павла Отдельнова до поп-панка Паши Бумажного, и выглядит это всегда эффектно — в зале с лепными интерьерами XIX века, которые, кажется, с того самого века не обновлялись.

Этот дом на Рождественской был построен канатным фабрикантом и город­ским головой Федором Переплетчиковым, благодаря которому Макарьевскую ярмарку перенесли не в Москву или Ярославль, а в Нижний Новгород. В своем завещании он отдал здание городу — с условием, чтобы прибыль от аренды направлялась богоугодным заведениям и неимущим. Здесь был постоялый двор, в котором в 1867 году останавливался англичанин Чарльз Латуидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл. Потом — городской общественный банк. В начале XX века сверху надстроили третий этаж, а фасад переоформили в стиле модерн. В советское время здесь были коммунальные квартиры, клуб водников и техотдел Авто­строя, с которого начинался Автозавод. Наконец — кинотеатр имени Маяков­ского (улица тогда тоже носила имя поэта).

В бывшие квартиры на третьем этаже можно попасть — там находится мастер­ская, где работают резиденты галереи, в том числе Иван Серый, который открыл в Futuro, наверное, самую маленькую в мире галерею — Futuro Minor: это застекленная ниша в стене, в которой Иван устраивает выставки своих знакомых художников. Futuro Minor напоминает миниатюры самого Ивана, которые он размещал в стенах нижегородских домов на месте выпавших кирпичей: небольшие комнатки с обитателями вроде астронома или бабушки в кресле-качалке. Практически все его работы на улицах, к сожалению, утра­чены; есть версия, что это дело рук тайного коллекционера. Осталась одна «Рогатка» в стене дома № 6 по Холодному переулку.

Историческая справка

Инициатором и автором создания музея был Фёдор Павлович Хитровский, журналист, который работал вместе с Горьким в газете “Нижегородский листок”.

В военный период самые ценные музейные экспонаты были увезены в Тоншаевский район Горьковской области.

В послевоенные время увеличилась бытовая оснащенность музея: в

1968 создавалась обстановка в подклети дома , 1976 – реэкспозиция комнаты дяди Михаила. К середине 1970-ых гг. Домик Каширина был полность восстановлен

В реконструкции музея помогали люди лично знавшие семью Кашириных.

Родственники, друзья и соседи вспоминали где стояла мебель и какие занавески были на окнах.В повести «Детство» А.М.Горький писал о доме деда: «Здесь началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».

Комната Максима Горького и его мамы.

Прогулка по Домику Каширина возвращает нас в повесть “Детство” М.Горького, а вместе с этим и в мир маленького писателя.

Также можно заказать экскурсию с использованием аудиогида, стоимостью 200 рублей. Пофотографировать общие планы обстановки — 100 рублей. Видеосъемка — 200 рублей.

«Домик Каширина»

В Музее на Почтовом съезде можно увидеть обстановку среднестатистического небогатого мещанского дома конца 19 века. Сам дом – обычный одноэтажный сруб постройки конца 18 века, в котором находится 5 комнат. 

Фото — вход в Домик со двора

Русская печь, палати, красный угол с иконами, кровати с горками из подушек, ухваты и коромысла — все переносит в атмосферу того далекого дореволюционного времени.

Сени

Первое, что видит посетитель – это сени, из которых попадаешь в прихожую с умывальником. 

В Прихожей

Отсюда можно пройти прямо – на кухню или налево в Комнату Алешиного дяди – Михаила, в которой находятся диван и стол с самоваром. Как во всех домах того времени, печь является центром домашнего мира, вокруг которого размещаются комнаты и крутится вся жизнь.

Фотография комнаты дяди Михаила

Проходим мимо чугунного рукомойника, замоченных в кадке розг, лоханей и прочего и попадаем на кухню (она же столовая). Кухня с длинным общим столом с самотканной скатертью и низкими скамейками занимает большую угловую часть дома.

Печка Домика Кашириных в центральной части дома

Вся семья из 16 человек собиралась за этим столом на трапезы. Сегодня здесь можно увидеть деревянную посуду, стоящую на столе, и множество бытовых хозяйственных предметов, которые давно уже вышли из употребления (ухваты, кочерга, горшки, утюги, туески и прочая утварь).

В кухне проходила основная часть семейной жизни. Здесь ели, проводили вечера (иногда с песнями под гитару, иногда с драками и руганью), общались, здесь же пороли детей. За этим же столом и работали, здесь же игрались дети. Над кухней находятся полати, где дети спали. А в кухне спал второй сын Кашириных – Яков, чья гитара висит на стене.

Кухня-столовая

Сегодня посетители тоже могут посидеть за этим столом и оставить свои отзывы о музее.

Кухня непосредственно соседствует с Комнатой деда — Василия Каширина. Здесь хранится все самое ценное – в сундуке дорогие вещи, а в горке – посуда для праздничных случаев. Огромная связка ключей, висящая на стене, подчеркивает недоверчивость деда и полную его диктатуру при ведении хозяйства. На вешалках весят предметы дедовой одежды – парадный кафтан с бархатным жилетом и енотовая шуба.

В комнате Василия Каширина

Далее расположена Комната бабушки – Акулины Ивановны. Здесь тоже присутствует горка, сундук, предметы по рукоделию. На кровати множество подушек. А на сундуке, что позади кровати, спал иногда маленький Алеша, которому бабушка перед сном рассказывала сказки или пела народные песни. Все предметы, представленные в экспозиции, подлинные.

Комната Акулины Ивановны

Сени довольно большие и заставлены различной хозяйственно-бытовой утварью. Из сеней можно спуститься на цокольный этаж — подклеть, где жил после приезда из Астрахани Алеша с матерью. Об этом напоминает детский стульчик на колесиках. А до них там жили сезонные наемные рабочие.

Подклеть — комната Алеши с матерью

Во дворе находятся хозяйственные сарайные строения в виде красильни, каретника и прочее.

Дворовый каретник

Как напоминание о трагической смерти Цыганка у выхода на улицу лежит деревянный надмогильный крест.

Надмогильный крест во дворе Дома Кашириных

Таким образом, прогулка по малочисленным комнатам Дома Каширина возвращает не только в мир маленького Алеши Пешкова, но и в обстановку повести «Детство», которую после посещения музея хочется вновь перечитать. А во дворе посетителей встречает и провожает Памятник Алеши Пешкову.

Памятник Алеше Пешкову во дворе

Посетить этот музей можно в любой день, кроме вторника и среды. Работает «Домик Каширина» с 9.00 до 17.00.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Стоимость билетов

Для одиночных посетителей стоимость билета составляет:

  • для взрослых — 200 руб.;
  • для школьников, студентов и пенсионеров — 100 руб.;
  • для детей до 7 лет — бесплатно.

Одиночные посетители также могут приобрести абонемент, стоимость которого равна:

  • для взрослых — 300 руб.;
  • для школьников, студентов и пенсионеров — 200 руб.;
  • для детей до 7 лет — бесплатно.

Для групп от 15 человек стоимость билета составляет (для каждого):

  • для взрослых — 140 руб.;
  • для школьников, студентов и пенсионеров — 120 руб.;
  • для детей до 7 лет — бесплатно.

В музее действует экскурсионное обслуживание (до 30 минут), стоимость которого равна:

  • для взрослых — 500 руб.;
  • для школьников, студентов и пенсионеров — 500 руб.;
  • для детей до 7 лет — 400 руб.

Работники музея проводят тематические экскурсии стоимостью:

  • для взрослых — 800 руб.;
  • для школьников, студентов и пенсионеров — 800 руб.;
  • для детей до 7 лет — 550 руб.

Художественный музей

: Кремль и Верхне-Волжская набережная, 3

Нижегородский Художественный музей расположен частично на территории Кремля в бывшем Губернаторском дворце, частично в Особняке бывшего судовладельца Сироткина.

В Художественном музее русского искусства

На кремлевской территории собрана богатая коллекция живописных полотен почти всех известных русских художников, которая приятно удивит самого искушенного знатока живописи. Чего стоит увидеть воочию «Русскую Венеру» Кустодиева или пейзажные полотна Саврасова.

Залы бывшего Губернаторского дворца позволят прикоснуться к творчеству Васнецова и Брюллова, Айвазовского и Шишкина, Рериха и Левитана.

Посетить экспозицию Художественного музея, расположенную в Особняке Сироткина, будет интересно любителям западноевропейского искусства. Здесь они смогут увидеть настоящие шедевры: «Лукрецию» Лукаса Кранаха Старшего, «Юношу с лютней» Дж.М.Кресли и другие достойные произведения живописи. 

Филиал западноевропейского искусства расположен в Особняке Сироткина

Всего около двухсот живописных полотен, относящихся к 15-20 вв., представлено в верхневолжском филиале Художественного музея. Здесь же, в специальном зале, можно увидеть самое главное для нижегородцев произведение – картину К.Маковского «Воззвание Минина».

Художественный музей открыт для посещений все дни, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00, по четвергам – с 12.00 до 20.00, с пятницы по воскресенье – с 11.00 до 19.00. Стоимость посещения зависит от экспозиции, от наличия льгот и варьируется от 100 до 300 рублей.

Русский музей фотографии

Собрание снимков и аппаратов в доме, чья история связана с двумя великими мастерами отечественной фотографии

56.3345, 43.974 ул. Пискунова, 9а, fotomuseum.nnov.ru

В Нижнем Новгороде жили два выдающихся фотографа, которые сильно повлияли на становление русской фотографии в целом: Андрей Карелин и Максим Дмитриев. Карелин в 1873 году завел себе мастерскую на улице Осыпной (ныне Пискунова), где на втором этаже был устроен фотопавильон со стеклянной стеной. В 1879 году к нему на работу поступил Дмитриев, впоследствии открывший собственное дело и уехавший из города. Но в 1886 году, вернувшись в Нижний, он открыл свое ателье в помещении на Осыпной, откуда Карелин уже съехал. Поэтому логично, что именно в этом доме в 1992 году открылся Русский музей фотографии, первый фотографи­ческий музей в России.

Где находится и как доехать, телефон, время работы, цена

  Адрес: Нижний Новгород, Почтовый съезд, дом 21.

  Как доехать: остановка «Добролюбова», трамваи №№ 1, 2, 21

  Телефон: (831) 433-85-89

  Время работы: пт-пн с 10:00 до 16:00, вт-ср – выходной

  Стоимость: 250 рублей

Объекты рядом

Речной вокзал в Нижнем Новгороде 682 метра.

Улица Большая Покровская 728 метров.

Строгановская церковь в Нижнем Новгороде 536 метров.

Ночлежка Бугрова в Нижнем Новгороде 750 метров.

Площадь Народного Единства 751 метр.

Набатный колокол в Нижнем Новгороде 779 метров.

Памятный знак труженикам Волги 688 метров.

Речные прогулки 713 метров.

Экскурсионный трамвай 661 метр.

Дом причта Рождественской церкви 522 метра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: