Бийск: достопримечательности, описание с фото и названиями

Церкви и Храмы

Успенский собор

Успенский собор — третий по счету храм в Бийске с таким названием. Первый был снесен ввиду ветхости, а второй разобрали из-за вероятности обрушения. После чего было принято решение строить новое здание, но денег не хватало.

Тогда глава города пожертвовал недостающую сумму, но возникла проблема с выбором места, и он распорядился заложить храм рядом с Казачьим собором по завещанию своей покойной супруги.

В годы правления большевиков храм пострадал, как и многие другие. Собор закрыли, а помещения использовали под склады. Спустя два года после Великой Отечественной войны началось его восстановление. Тогда это был единственный действующий в округе приход.

В соборе хранятся иконы XIX-XX века, привезенные из Афона. Одна из них — Тихвинская икона Божией матери — во времена большевиков использовалась не по назначению и обрела на киоте надпись: «Сия икона была крышкой стола в безбожной семье».

Церковь Димитрия Ростовского

Адрес: ул. Мухачева, 228бТелефонРежим работы: пн-вс 07:30-18:00

Церковь основали в честь Александра II в 1892 году, что делает ее одной из старейших построек Бийска. С этого момента и до начала XX века она являлась главной у алтайского духовенства.

Через 18 лет здесь появилась колокольня. В 30-х годах в здании храма располагались конюшня, клуб, спортзал и складские помещения.

Длительный период церковь называлась Казанской, по имени своей главной иконы. Свое современное наименование она получила при повторном крещении в 1990 году.

Свято-Макарьевский крестильный храм

Адрес: ул. Ильи Мухачёва, 228Б, к. 3Телефон: 8 (3854) 33-23-28Режим работы: пн-пт 09:00-13:00

Открытие крестильного храма состоялось в 2014 году. Строительство проводилось в честь архимандрита Макария, который одним из первых перевел Библию на русский язык.

Внутри сделан просторный светлый зал с крестовидной купелью. Снаружи стараниями матушек разбит сад с розами, миндалем и лилиями.

Гейзерное озеро

Где находится: Чуйский тракт, 6 километров от села Акташ, Улаганский районРасстояние от Горно-Алтайска: 361 километрКогда ехать: круглый годМожно ли добраться на машине: да

Озеро небольшое, но очень живописное. На дне бьют термальные источники, а голубая глина и ил образуют красивые круги и рисунки. Кажется, что озеро постоянно в движении. Глубина небольшая, максимум 2 метра, а вода голубая и прозрачная, поэтому все хорошо видно.

На въезде к озеру расположен пункт оплаты. Местные берут деньги за посещение достопримечательности — 100 Р с человека. Парковка организованная и бесплатная. До берега озера туристы добираются по бревенчатой тропе за 5—10 минут.

Спусков к озеру нет. Здесь не купаются, чтобы не нарушить тот красивый рисунок на дне, который образуется под действием термальных источников. Но вдоль берега расположено много удобных площадок для пикника или отдыха.

В начале осени озеро окружали желтые деревья

Мы нашли отличное место для всей нашей компании Голубые круги из глины и ила на дне озера

Бийская крепость

Бийская крепость — то, с чего, собственно, начинался город. Первоначально деревянное защитное сооружение было построено в 1709 г., его назвали Бикатунским острогом, так как стоял он у слияния рек Бии и Катуни. В 1710 г. его разрушили воины Джунгарского ханства, а в 1718 г. цитадель возродили в новом месте — дальше по течению Бии. Менее чем за 100 лет крепость серьезно разрослась: обзавелась мощными стенами, рвами, несколькими бастионами и редутами, 150 орудиями и гарнизоном в 3000 воинов.

В 1782 г. крепость получила статус города, но уже к середине 19 века защищаться Бийску стало не от кого, и цитадель превратилась в своеобразную тюрьму, сюда стали ссылать политзаключенных. Со временем башни и стены разобрали окончательно.

Единственное, что напоминает о былой мощи Бийской крепости — стоявшие в ней пушки. Сегодня пару этих орудий можно увидеть в Городском саду.

Координаты GPS: 52.543388, 85.230622.

Бийская крепость

Прокатимся на трамвае

На трамвае из старого центра можно доехать до уникального места Бийска — Архиерийского подворья. Этот монументальный архитектурный комплекс раньше включал в себя 42 строения, большинство из которых ныне утеряно. До наших дней дошел Дом архиерея по ул. Иркутская 1/1.

Больше века назад в этом здании жили семь епископов Алтайской духовной миссии, среди которых был небезызвестный Макарий Невский. Под началом Макария состоял детский приют и дом трудолюбия. Его усилиями было открыто свыше 60 школ, учреждён женский Телецкий монастырь. Трудом всей его жизни стал первый «Алтайский букварь», а также множество переводов православных книг на алтайский язык. За эти и многие другие заслуги Макарий был удостоен звания митрополита Московского, а позднее причислен к лику святых.

С Домом архиерея связано много тайн. Во время реставрации в стене здания обнаружили винтовую лестницу, ведущую в подземные лабиринты. Отсюда можно было добраться до любого из строений Архиерейского подворья, в том числе и до Храма Казанской иконы Божией Матери, расположившегося на ул. Ильи Мухачева 228Б.

Изначально на месте храма стояла небольшая деревянная церковь, которая сгорела дотла в пожаре 1886 г. Тогда жители принялись за строительство каменной церкви, которая стоит до сей поры и поражает своей красотой. Главная святыня храма — точная копия чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Эти достопримечательности, которые вы можете показать своим гостям — это лишь малая толика того, чем может гордиться Бийск. А значит вы с легкостью можете разнообразить свой маршрут другими историческими местами, и современными строениями, достойными внимания.

День 1 — Что посмотреть на Алтае в районе озера Ая

Полезные ссылки для отдыха на Алтае:

Экскурсионные туры на АлтайТурбазы АлтаяЭкскурсии по Горному Алтаю

Здесь же нам впервые удалось посмотреть на реку Катунь.

Проехав через Майму и миновав поворот на Горно-Алтайск я едва не проехал мимо первого места из тех, что планировали посмотреть на Алтае. Уточнив начало тропы через лес, вдоль ручья поросшего мхом мы отправились на Черемшанский водопад.

Сам водопад не большой, но живописный. К тому же его достаточно просто посмотреть самостоятельно.

От водопада мы немного вернулись назад на машине, посмотреть как выглядит особая экономическая зона «Долина Алтая». Зона выглядела весьма печально и мы не стали здесь задерживаться.

Переехав по мосту на другой берег реки следующей нашей остановкой была турбаза «Корона Алтая«.

Турбаза примечательна тем, что находится сразу на 2-ух островах по середине Катуни. Здесь действительно есть что посмотреть. На Алтае очень красивая природа.

На втором острове находится распятие. Там мы впервые спустились к Катуни. Гуляя по берегу я умудрился зачерпнуть полный кроссовок, нет не воды, песка! Надо смотреть под ноги.

От сюда на машине мы сделали небольшой крюк и поднялись на гору. Там есть лестница, можно было подняться самостоятельно, но мы хотели посмотреть на Алтае как можно больше мест, так что не стали тратить время, а доехали на автомобиле. Наверху находится .

Парк как парк, ничего особенного. Это озеро на Алтае облагорожено, но тоже не произвело каких-то особенных впечатлений. Можно разве что посмотреть на змеиный остров с беседкой.

Пообедав на озере припасёнными из дома продуктами мы отправились дальше. У меня было большое желание посмотреть на Алтае скалу Чёртов палец. Это место в ущелье реки Катунь откуда должны открываться шикарные виды. Однако, добравшись до начала тропы-дороги стало ясно, что на машине самостоятельно проехать не удастся.

Посовещавшись 5 минут, мы пришли к выводу, что у нас просто нет времени, что бы посетить эту достопримечательность. Мы решили поехать дальше по нашему маршруту и при возможности поискать другое место откуда можно посмотреть на Алтай сверху. Дальше наш маршрут вёл в село Устюба.

Здесь на небольшом отдалении от села находится парк лабиринтов. Подняться в гору на машине нельзя, пришлось пройти самостоятельно. Надо признать, что лабиринты были интересны только мне, просто раньше я не встречал такие локации. По этому достопримечательность эта весьма на любителя и уж точно не входит в список тех, что следует посмотреть на Алтае в первую очередь.

Ближе к вечеру мы добрались до особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь«. Прежде чем отправиться в гостиницу мы решили пока ещё светло посмотреть на Алтае Долину гротов. Долина насчитывает около 3-ёх десятков гротов, арок и небольших пещер, но на неё можно потратить целый день. Мне за час удалось посмотреть только 2 грота.

Мы ещё немного покатались на машине безуспешно пытаясь найти вид сверху на Катунь и поехали в гостиницу. У нас был забронирован отель «Малина» в котором мы провели первую ночь. Для поиска лучшей цены мы используем поисковик по отелям hotellook.

Однако прежде мы съездили в столовую поужинать. Следует заметить, что добираться самостоятельно до столовой довольно далеко. Территория зоны «Бирюзовая Катунь» достаточно обширна.

Остаток вечера мы провели на берегу реки и на территории отеля.

День 3 — Что посмотреть на Чемале

Подъём был ранний. Это был последний день нашей поездки и напоследок у нас осталось несколько самых интересных достопримечательностей из тех, что мы хотели посмотреть на Алтае. На ночь мы останавливались в отеле «Бирюза». Прежде чем покинуть отель, мы решили ещё раз сходить на берег где провели вечер. В лучах утреннего солнца это место раскрашенное осенними красками оказалось изумительно красиво.

Задерживаться в отеле мы не стали. Поехали посмотреть Чемал и его достопримечательности. На подъезде к Чемалу сделали короткую остановку возле пешеходного моста через Катунь.

А это уже само село Чемал. Посмотреть там не на что.

Главные достопримечательности Чемала находятся за селом. Первым делом мы поехали посмотреть остров Патмос. Дорога ведёт через сосновый бор, великолепное место. Среди деревьев находится храм Святителя Макария Алтайского.

Остров Патмос одно из главных мест, что я хотел посмотреть на Алтае.

Что бы посетить церковь Иоанна Богослова на острове, нужно пройти по шатающемуся подвесному мосту. Что бы посмотреть образ Богородицы высеченный в скале нужно на мосту остановиться. Мы долго вглядывались.

Отсюда по склону горы над Катунью ведёт козья тропа по которой можно пройти самостоятельно, что бы посмотреть Чемальскую ГЭС. По идее от туда должны открываться шикарные виды, но до ГЭС мы поехали на машине. Дело в том, что к полудню нам нужно было уже выдвигаться в обратную сторону, а идти до машины обратно через гору означало потерю времени. В идеале, если позволяет время сначала лучше поехать к Чемальской ГЭС, а от туда сходить самостоятельно посмотреть остров Патмос.

Место впадения реки Чемал в Катунь.

В Чемале была крайняя точка нашего маршрута по Горному Алтаю, но не последняя достопримечательность, что мы смогли посмотреть на Алтае. На обратном пути мы не надолго остановились возле скал по среди Катуни. Из за своей формы эти скалы называются Хребет дракона. У алтайцев есть своё название — стрелы Сартакпая. Кстати говоря, если здесь перейти через мост, можно посетить ещё один комплекс с искусственным озером. Там находится РК «Рублёвка», но времени у нас уже не хватало.

Последняя достопримечательность, что мы смогли посмотреть на Алтае это Палеопарк.

Музей естественной истории собрал весьма достойную коллекцию. Здесь много камней, костей, репродукций скелетов доисторических животных, атрибутов быта папуасов и другие экспонаты.

На что ещё посмотреть в Бийске?

Все вышеперечисленные достопримечательности – это лишь малая толика того, чем может похвастаться этот удивительный Алтайский город.

Кроме них, рекомендуется посетить Памятник реке Бии и бийским речникам, месторождение реки Обь, Городской сад, Памятник котельникам, погибшим в ВОВ, Памятник строителям Чуйского тракта, Памятник Петру и Февронии, Парк аттракционов «Маленькая страна», Центральную городскую библиотеку имени Шукшина, Памятник Святителю Макарию Невскому,  Мемориал Михаила Евдокимова, местный Планетарий. Либо просто погулять по улицам города и впитать в себя его неповторимую энергетику.

Источники

Особняк архитектора С.В. Хомича

Известный архитектор С.В. Хомич создал для своей семьи особняк в 1904 году. Но он оказался настолько большим, что часть комнат пришлось сдавать под квартиры. Семья прожила в особняке до 1914 года. Потом же это был Эксплуатационный техникум Томской железной дороги, общежитие для студентов, медицинских работников, дом малютки и даже детская больница. Сегодня здесь располагаются органы по надзору в системе здравоохранения и комитет по лицензированию Томской области.

Одна из легенд гласит, что именно эти зеленые островерхие крыши стали вдохновителем для создания образа «Волшебника изумрудного города».

Музей истории Алтайской духовной миссии

Если уж отправились по музеям, то нелишним будет посетить и ещё один, посвящённый Алтайской духовной миссии. Он находится на территории Архиерейского подворья, а оно само по себе уже достопримечательность. А точнее, в здании, являющемся бывшей резиденцией начальника духовной миссии, на третьем этаже которого раньше размещалась однопрестольная церковь Святителя Дмитрия Ростовского.

Интересно, что Бийск с 1830 по 1917 год являлся центром духовной миссии. А ещё там был выполнен один из первых переводов библии с древних языков на русский. В музее хранятся ценнейшие экспонаты, православные раритетные иконы, старопечатные и рукописные книги, календари, кресты и образцы медного литья.

Местоположение: улица Иркутская — 1/20.

Родина Василия Шукшина

Описание достопримечательностей Бийска будет неполным, если не упомянуть о родине Шукшина. В 35 километрах от города находится село, в котором родился и вырос будущий писатель, актер и режиссер. Есть в селе музей, посвященный Василию Макаровичу, а на горе Пикет возвышается памятник выполненный скульптором Клыковым. Шукшин выглядит очень жизненно.

Таким его запомнили зрители, друзья и односельчане: сидит мужчина и смотрит вдаль, думая свою думушку, как делал это при жизни Шукшин. На этой горе были написаны его рассказы, сделаны зарисовки простой сельской жизни. На этом месте каждый год в конце июля проводят фестиваль и Шукшинские чтения.

Основные достопримечательности

Бийск (достопримечательности архитектурные сооружения, музеи представлены в городе в большом количестве) показывает историю Алтайского края со времён Петра I. Здесь сохранились постройки начала XIX в.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Культовые сооружения

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, выполненный в русско-византийском стиле, находится на ул. Советской, 13 и работает каждый день с 7:00 до 19:00. Собор заложили в 1898 г., открыли для служб через 5 лет. В качестве строительного материала использовали кирпич.

Наружные стены выкрашены в белый цвет, шатровые купола отделаны голубой эмалью. Иконостас в храме резной позолоченный. Стены изнутри бирюзового цвета расписаны ликами святых.

Свет внутрь помещения попадает через арочные окна. В начале своего существования, собор был домом для учебных заведений для мальчиков, мужчин и женского училища. В 30-е г. XX в. церковная деятельность храма была прекращена. Он стал зернохранилищем. Для прихожан новь двери открылись в 1947 г. На территории собора есть колокольня.

Собор Святого Александра Невского является примером современного православного зодчества. Его построили за 2 года в начале 90-х г. XX в. Место для Александровской церкви выбрали на ул. Рождественской, 65 – отсюда видно слияние р. Бия и р. Катунь. Золоченые кресты установлены на 6 голубых куполах. Цвет внешних стен – белый.

На ул. Красноармейской, 85 есть Александро-Невский собор, основанный в 1881 г. Храм из кирпича в эклектическом стиле спроектировал Хомич С.В.

В стиле эклектики построена. Церковь Димитрия митрополита Ростовского в 3-й четверти XIX в. Кирпичное не оштукатуренное здание стоит на ул. В советские годы церковь использовали в бытовых нуждах. В 90-м г. XX в. храм вернули во владения Православной Церкви. Через 4 года, после ремонта он открыл свои двери для верующих.

Музеи

Интересным местом для посещения является Бийский краеведческий музей. Он находится на ул. Ленина, 134 – исторический отдел. Экспозиции музея разместились в нескольких зданиях. Помимо дома купца Варвинского, выполненного в романской стилистике, на ул. Советской, 42 находится отдел природы и Музей Чуйского Тракта.

А Выставочный зал разместился на ул. Васильева, 36. Открытый в 20-м г. XX в. музей обладает богатой коллекцией экспонатов, показывающих историю развития Алтайского края. Здесь есть книги XVII в. О местной культуре рассказывают поделки древних ремесленников: скульптуры, оружье, домашняя утварь.

Музей воинов-интернационалистов предлагает посмотреть 4 экспозиции, рассказывающие о войнах в Афганистане и Чечне, об их значении для страны. Здесь представлены материалы о местных жителях, погибших в войнах. Музей на ул. Ленина, 109 работает с 9: 00 до 16:00.

Природные достопримечательности

Бийск (достопримечательности, музеи, архитектура города – не все, чем он привлекает туристов) богат природными объектами. Чтобы их увидеть, придётся выехать за черту города.

Озеро Ая площадью 9 га находится в 123 км от Бийска. Оно имеет серповидную форму. В его центре возвышается остров с беседкой. Озеро находится на территории природного парка.

Телецкое озеро, окруженное хвойными лесами, располагается в 260 км. от Бийска на площади 223 км2.

Здесь проводятся разные экскурсии:

• пешая цена 80 руб.;
  • автомобильная – 600 руб.;
  • стоимость водной — 1000 руб.

Памятники

Памятник основателю города открыли в 2010 г. в парке Гуркавого. Автором монумента, посвященного Петр I, стал С. Исаков. На монументе возвышается всадник с приподнятой правой рукой.

На ул. Ленина, напротив 149 дома стоит скульптура В.И. Ленина. Примечателен памятник, тем, что вождь здесь изображён в зимнем обмундировании: в шапке-ушанке и пальто. На ул. Васильева, 43 находится мемориал «В честь Победы в Великой Отечественной войне». Авторы памятника, установленного в 1975 г. А.И Горбунов и Н.А. Дайниченко.

Шоппинг

Бийск большой город со множеством магазинов и торговых центров. На ул. Мухачева, 200 находится крупный ТК — «Воскресенье», который работает с 8:00 до 02:00.

Здесь есть:

• гипермаркеты;
  • магазины одежды, обуви;
  • кинотеатр;
  • развлекательный центр;
  • в центре проводятся ярмарки.

В таблицы представлены адреса торговых комплексов города:

Название ТК Адрес Часы работы
Ривьера ул. Советской, 205/2 8:00 – 21:00
Бийск ул. им. героя Сов. Союза Васильева, 26А 8:00 – 22:00
Разноторг ул. Интернационала, 10А 8:00 – 20:00
Алтай ул. Сенная, 107 8:00 – 21:00
Ленинградская торговая ярмарка ул. Ленинградская 8:00 – 8:00

Состояние медицины

Современным и успешным городом быть нельзя без развитого здравоохранения. В наукограде оно находится на должном уровне. Оказывают людям медицинскую помощь в городе Бийске поликлиники, больницы государственной формы собственности. Особо стоит отметить, что сейчас совершенствуется процедура записи к врачу. Активно внедряют современные технологии. Например, в КГБУЗ «Консультационно-диагностический центр г. Бийска» теперь можно записаться дистанционно через портал государственных услуг.

Немало в городе и частных медицинских клиник, которые законно работают, имеют все необходимые документы для лечебной деятельности. Активно развиваются стоматологические клиники и кабинеты. В частных клиниках появляются современные материалы, новейшее оборудование и новые технологии, позволяющие более качественно проводить лечение.

Церкви и Храмы

Успенский собор

Церковь Димитрия Ростовского

Адрес: ул. Мухачева, 228бТелефон: 8 (3854) 33-23-28Режим работы: пн-вс 07:30-18:00

Свято-Макарьевский крестильный храм

Адрес: ул. Ильи Мухачёва, 228Б, к. 3Телефон: 8 (3854) 33-23-28Режим работы: пн-пт 09:00-13:00

Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника

Ильменский заповедник находится в восточной части Южного Урала и занимает площадь 32 100 километров. Заповедный комплекс способствует успешному сохранению горных пород, минералов, фауны и флоры, являющихся типичными для Южного Урала.

Естественно-научный музей начал свою работу в далеком 1936 году. В Европе известие об Ильменах пришло более двухсот лет назад, после чего началось активное изучение местности.

Музей включен в ТОП-5 самых крупных и интересных геолого-минералогических музеев России. Здесь можно увидеть минералы, кристаллы, горные породы. Более того, в Ильменских горах удалось найти 279 видов минералов.

Посетители получают еще больше возможностей для того, чтобы по достоинству оценить природную экспозицию. Этому способствует живописное оформление посещения музея.

Каждый посетитель может на все 100% насладиться удивительным времяпровождением.

Бийский планетарий

Местные жители называют «звёздный дом» не иначе, как Купол. Находится легко узнаваемое красивое здание возле конечной остановки автобуса в тихом спальном районе. Вокруг – живописная лесопарковая зона.

Планетарий не может похвастаться суперсовременным оборудованием. Но, это не значит, что здесь мало возможностей для знакомства с космосом.

Каждый воскресный день в 12 часов проходит увлекательное путешествие к просторам Вселенной с помощью мультимедийных систем. Примечательно, что всё оборудование и приборы переданы в Бийск из звёздного городка Щёлклво-14, где обучались космонавты.

Адрес: пр-т. Социалистический,1.

После осмотра городских достопримечательностей отправляйтесь на автобусе или легковушке в горы, для знакомства с удивительной природой Алтайского края. Популярные достопримечательности горного Алтая – озеро Айя, Телецкие озёра, курорт Белокуриха.

Таким предстаёт Бийск перед глазами туристов. После поездки останется масса хороших впечатлений и десятки красочных фотографий. Бийск смело можно рекомендовать для посещений.

Загляните и в соседние города, где находится много интересных уголков. Путешественников приглашает Горно-Алтайск и Новокузнецк, Барнаул и Новосибирск.

Бийск – это второй по величине город в Алтайском крае, с которым связано много интересных фактов. Во-первых, основан он по указу самого Петра I, а таких городов всего шесть по всей России. Изначально задуман он был Петром, как военный острог между двумя истоками  Оби, а именно Бией и Катунью.

Кстати, построен он в 1709 году, а уже летом 1710 года форпост выполнил своё предназначение в полной мере, не пропустив  к Кузнецкой крепости вражескую армию джунгар. За это он был ими сожжён дотла. В 1817 году его восстановили, причём уже в качестве крепости. И это только начало непростой истории становления легендарного города.

Во-вторых, Бийск входит в число рекордсменов среди городов нашей страны по числу имеющихся памятников. К примеру, в нём насчитывается аж 272 единицы архитектурных, культурных и исторических памятников. Кроме этого, ещё есть 50 археологических и 11 природных памятников.

В-третьих, недалеко от города можно наблюдать вывод  с «Байконура» на орбиту космических кораблей.

В общем, перечислять достоинства этого уникального города можно долго. Лучше всего туда съездить и увидеть всё собственными глазами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.