Значение слова «зодчество»
Так что же это за мастера, которые были способны создать такую красоту, что сам царь завидовал их умению? Почему их стали называть зодчими?
Зодчество – это искусство сооружать. Современная энциклопедия предлагает своим читателям считать синонимом этому слову архитектуру. Владимир Даль называет зодчего в своём толковом словаре строителем и архитектором.
А само слово «архитектура» в переводе с латинского языка означает строительство и зодчество. Круг замкнулся? Нет, стало понятно, что создание красивых и удобных сооружений лежит в основе красивого слова, которым пользовались в Древней Руси – «зодчество».
Особенности возведения зданий на Руси
Русь славилась тем, что архитектурные сооружения возводились из дерева при помощи одного только топора. Самые ранние постройки не сохранились, но мастера бережно передавали свои традиции от поколения к поколению. Письменные источники и изображения помогают понять особенности деревянного русского зодчества.
Основы традиций строительства храмов и жилых помещений укладываются в несколько правил: практичность, красота, использование только одного строительного материала, долговечность использования создаваемого сооружения.
Изначально зодчими именовались только горшечники и гончары“Зьдъ”— «глина» (этимологический словарь Г. А. Крылова)Андрей Шишкин «Гончар», 2018 год
Зодчие тщательно выбирали породу дерева, учитывая конструктивные и эстетические его качества. Древесина для настоящих мастеров становилась материалом для творчества.
Постройки на Руси отличались разнообразием и неповторимостью, они удачно вписывались в окружающий ландшафт, создавая удивительные ансамбли архитектуры. Настоящие мастера хранили свои секреты, передавая их от поколения в поколение, поэтому и было русское зодчество уникальным и особенным. Как будто слово заветное строители знали, с деревом разговаривать умели.
Аполлинарий Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век», 1903 годМестонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия
Горы и скалы
Эльбрус — выше облаков
Заснеженные вершины Эльбруса
Эльбрус — украшение Кавказа, самая высокая гора в Европе. Это потухший вулкан, последнее извержение которого было около 1000 лет назад. Оба пика Эльбруса выше 5 км.
Чем интересен
Эльбрус входит в шорт-лист «7 вершин мира». Сюда едут российские и зарубежные альпинисты. Поднимаются с разных склонов.
- На южном склоне расположен горнолыжный курорт.
- Северный — исторический путь первопроходцев. Его выбирают горники и походники с опытом.
Турбазы Эльбруса принимают отдыхающих круглый год. Летом популярны трекинги по долинам и ущельям. Можно отправиться в сплав по рекам Кавказских гор.
Где находится
Северный Кавказ, на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Заповедник Столбы — растущие скалы
Парк Столбы в Красноярске
В природном заповеднике Столбы около 100 скал, напоминающих причудливые столбы.
Чем интересны
Узкие и длинные истуканы (до 90 м в высоту) напоминают людей и животных. Все столбы получили прозвища: Близнецы, Бивень, Перья, Дед. Кажется, что скалы из серо-розового гранита. На самом деле это сиенит — особая магматическая порода. Скалы продолжают расти.
Уголок сибирской природы популярен среди скалолазов. Здесь сформировалось целое социокультурное направление покорителей вершин — столбисты.
Где находятся
Национальный парк граничит с Красноярском. Он расположен на северо-западных отрогах Восточного Саяна.
Много интересного здесь: zapovednik-stolby.ru
Саяны — горный край Сибири
Гордость Саян — снежный барс
Величавые Саяны — целая горная страна. Она занимает 250 тыс км² и находится на территории двух государств: России и Монголии.
Горы образовались 400 млн лет назад. Считается, что этот таежный ландшафт был дном мирового океана.
Гордость Саян — Саяно-Шушенский заповедник. Здесь можно увидеть снежного барса, занесенного в Красную книгу.
Хорошо развит спелеотуризм, особенно популярны Баджейская, Кубинская пещеры. В минеральных источниках Маймамыш можно принять 40-градусные природные ванны. Разработаны рафтинг-туры по горным рекам.
Где находятся
Саяны раскинулись в Хакасии, Тыве, Красноярском крае, Иркутской области, Бурятии и Монголии.
Маньпупунёр — столбы выветривания в Коми
Каменный идол в Коми
Маленькая гора идолов — так переводится «Маньпупунёр» с языка народа манси.
Попадая сюда, оказываешься в измерении гигантов. Самый маленький идол (всего их 7) по высоте размером с 7-этажный дом. Самый большой вытянулся на 50 м.
Где находится
Плато спряталось в горных темнохвойных лесах Коми, в Печоро-Илычском заповеднике. В радиусе 100-150 км нет ни одного населенного пункта. Если вы готовы к походу в 40 км в одну сторону, отправляйтесь с организованной группой. Если нет, выбирайте вертолетный однодневный тур.
Дивногорье — край каменных Див
Посмотреть на меловые столбы, которые первые путешественники назвали Дивами, ежегодно приезжает более 60 тыс туристов. Загадка их происхождения до сих пор не разгадана.
На высоком мысе вы найдете Маяцкое городище — памятник археологии. Он включает белокаменную крепость и мастерские гончаров.
Обязательно загляните в церковь Сицилийской иконы. Необычность храма в том, что он пещерный. Чтобы посмотреть его изнутри, нужно подняться по лестнице на высоту 180 м. Внутри церкви всегда стабильная температура +15°C.
Где находится
Воронежская область, Лискинский район, правый берег реки Дон.
Каньон Рускеала — мраморное богатство России
Мраморный карьер в Рускеале. В мае еще лежит лед
Рускеала — бывший карьер, в котором добывали мрамор для дворцов Санкт-Петербурга и других городов России. В промышленных масштабах это стали делать еще при Екатерине II.
Гости Рускеалы идут тропами горных мастеров, открывая для себя многообразие видов мрамора. Создавать маршруты помогали спелеологи «Русского географического сообщества». Если взять напрокат лодку, то можно отравиться в путешествие к затопленным гротам.
В 2019 г. здесь открыли музей «Обитель Ангелов» (изделия Чемпиона России по парковой скульптуре).
Где находится
Республика Карелия, Сортавальский район. Из Сортавалы ходит ретропоезд «Рускеальский экспресс».
Здесь вы узнаете подробнее про Рускеалу
Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России
Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.
Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.
План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье . (Кликайте на картинку для просмотра.)
Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.
Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)
Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.
Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.
История создания и возникновения
На месте нынешнего музея-заповедника проводилось множество археологических раскопок. Первые поселения, как показали исследования, на острове были основаны еще VI–V вв. до н. э. Первыми здесь обосновались финно-карельские народы.
Поселенцы русичей же пришли на земли Кижей только в XX веке. Первыми из них были новгородские жители, стремившиеся освоить земли северного края. Постепенно в карельских землях формировался некий культурный сплав из славянских и финских традиций. Местные даже приняли православие, выстроив церкви на месте бывших языческих капищ.
Уже ближе к XV веку разовьет свою мощь Московское государство, которое и поделит все русские земли на провинции и округа (погосты). Кижи и их окрестности превратятся в центр Спасо-Кижского погоста.
В XVIII веке все погосты будут упразднены, а Кижи и их окрестности станут частью Кижской волости Петрозаводского уезда. Постепенно жизнь в этих землях начнет угасать, и к XX веку в Кижах будет насчитываться всего 9 деревень.
Здесь можно выбрать подходящее жилье:
Музей деревянного зодчества в наши дни
В 2017 году началась масштабная реставрация сооружений деревянного зодчества, а также зданий усадьбы графини.
К началу 2022 года отреставрировали треть планируемых объектов. Поэтому будьте готовы к тому, что все строения музея увидеть не удастся и не вся его территория доступна для прогулки.
Я посетил музей деревянного зодчества «Витославлицы» в июле 2021 года и карта реконструируемых объектов выглядела так.
Помимо входного билета в музей в кассе продаются билеты в хозяйственный двор. Там живут лошади, козы и овцы. Локация будет интересна детям, но уточните в кассе момент по билету для ребенка. В одном месте написано, что на хоздвор бесплатный вход для детей до 16 лет, во втором, что только до трех. Там же катают на лошадях, прайс приятный.
Сразу после входа расположен стенд, рассказывающий куда можно попасть внутрь сегодня, а еще большая карта территории музея.
Но тут не отмечены постройки, находящиеся на реконструкции. Их постарались отгородить лентами, но не везде. Я случайно попал на закрытую территорию и был вежливой выдворен за ее пределы.
У печки, которая напомнила мне мультик «Вовка в тридевятом царстве», устраиваются мастер-классы.
На территории музея «Витославлицы» часто устраивают массовые народные гуляния, проводятся фольклорные празднества и фестивали. Здесь же продвигаются и поддерживаются народные художественные промыслы. Актуальную информацию по мероприятиям советую искать в сообществе музея «ВКонтакте».
В некоторые постройки можно зайти, что изучить их изнутри и перенестись на пару столетий назад. Быт того времени воссоздан замечательно.
Всего современная коллекция «Витославлиц» насчитывает около 17 тысяч этнографических экспонатов. При этом она продолжает постоянно пополняться за счет экспедиций, подарков и приобретений спонсоров. Антуража добавляет тот факт, что все музейные работники одеты в наряды того времени. За дополнительное погружение в историю + 1 балл.
Советы по посещению музея
- «Витославлицы» — музей под открытым небом. Поэтому перед поездкой изучите прогноз погоды. Если обещают ветер, оденьтесь потеплее, если дождь — захватите зонтик.
- Территория музея большая, а кофе или хотя бы аппаратов со снеками и напитками на ней нет. Поэтому запаситесь водой и перекусом, особенно если едете с детьми.
- Большая часть интересных построек расположена в левой части музея, в правой работает хозяйственный двор. Советую начать оттуда, а затем перейти в левую часть.
- Гулять по музею «Витославлицы» рекомендую с аудиогидом. Иначе мало что будет понятно. Его можно взять в аренду в павильоне сувениров, расположенном слева после входа в музей под открытым небом.
- При музее работает совсем небольшой сувенирный магазинчик. Если нужен выбор побольше, то за пределами напротив автобусной остановки есть еще одна сувенирная лавка. При ней работает музей утюга.
Что посмотреть в окрестностях
В этом разделе расскажу что еще посмотреть в окрестностях Великого Новгорода помимо музея деревянного зодчества.
Напротив музея «Витославлицы» находится отель-усадьба и ресторан «Юрьевское подворье». Тут можно остановиться на ночь, две или покушать. Отзывы о кухне в интернете в основном лестные, но лично не был. За усадьбой расположен парк имени 1100-летия Новгорода, но делать там особо нечего. Да и парком называть этот лесной массив как-то странно.
Юрьев монастырь — его стоит посетить перед музеем «Витославлицы» или придется делать круг. При движении из Великого Новгорода сначала расположен монастырь, а потом музей. При этом после поворота к музею дорога становится односторонней и для проезда монастырю нужно будет сделать крюк. Статья про Юрьев монастырь.
Перынский скит — в прошлом языческое капище, затем мужской монастырь, сейчас маленькая обитель с уникальной церковью. Стоит на берегу реки. Даже летом тут тихо и почти нет народа.
Рюриково городище — когда-то это была резиденция новгородских князей. Сейчас тут почти ничего нет, но потенциал у места огромный. Стоит приехать в числе первых и походить по земле, по которой в XIX веке ступал князь Рюрик.
Не забудьте про сам Великий Новгород. Если вдруг вы начали изучение не с него, а с окрестностей, вам пригодятся эти статьи.
Церковное зодчество
Памятники деревянного церковного зодчества сохранились, преимущественно, в Восточной Сибири. На ряду с малыми и простыми храмами, представляющими в первооснове избу, немного осложненную пристройками и элементарными украшениями или перестроенную часовню, встречаются церковные здания более сложной архитектуры. Частые пожары уничтожили большую часть этих памятников старины и строительного искусства, и в настоящее время сохранились лишь очень немногие из них.
Киренская надвратная церьковь и Илгинская шатровая церковь.
Распространённым, наиболее древним и наиболее простым видом церковных строений северо-русского происхождения был клетский храм. Типические образцы этого вида церковного зодчества сохранились от конца XVII и начала XVIII века: в Илимске — Введенская церковь (1673 год), представляющая собою два поставленные рядом сруба, из которых восточный несколько выше. Каждый покрыт двускатной крышей. На крыше восточного сруба (клети), небольшой четверик, покрытый «бочкою», повернутый поперёк главной оси здания. Бочка несёт на круглых шейках две «луковичные» главки, обитые чешуею. К этому же типу относятся Илимская, Казанская и Богоявленская церкви в Верхоленске (1718 год); этот же тип был известен в XVII веке и в Забайкалье.
Другим типом старорусских церковных построек, привившихся в Сибири, была шатровая церковь, обычно состоящая из трех частей, главнейшая из которых представляет собою обширный четырехгранник или восьмигранник, заканчивающийся вверху восьмигранной пирамидой в виде шатра; шатер увенчивается небольшим куполом луковичной формы. Единственным сохранившимся до наших дней, правда, в нарушенном виде, образцом является шатровая церковь Илгинская (в селе Знаменском Иркутской области, 1731 год). Шатровые колокольни имели Верхоленская Богоявленская церковь (1661 год), Иркутская Спасская (1684 год) и др.
В некоторых церквах около основного сруба имелись приделы, придававшие зданию крещатый вид. Такова Воскресенская церковь в Верхоленске (1795 год), представляющая законченный тип церковного зодчества XVIII века: он многоярусный, крещатый, многоглавый.
Некоторые церкви, сохранившиеся в Иркутской области от XVIII века, носят характер ярусного храма: двухэтажная церковь в Качуге (1784 год), Бирюльская и др.
Несколько особняком стоят надвратные церкви, «над вратами» монастырских или острожных стен, имевшие значительное распространение в старой Сибири: они были известны от Тобольска до Иркутска. Редкий пример — Предтеченская надвратная церковь в Киренске (1693 год).
Деревянные христианские храмы Древней Руси
После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.
Самый простой тип храма
Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.
Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье ««.
Первая многоглавая церковь
Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.
Шатровый и ярусный тип церквей
Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.
С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.
Что было вместо колоколен
Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.
Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.
Часовни: что это и почему такое название
Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.
Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.
Крепостное зодчество
Интересную группу памятников составляют крепостные военные сооружения, возникшие при занятии Сибири русскими. Из памятников крепостного зодчества до наших дней сохранились башни и части крепостных стен немногих «острогов» в пределах Восточной Сибири. Наиболее древняя и наиболее сохранившаяся башня Братского острога (1631 год), поставленного при впадении Оки в Ангару. Стены башни срублены «в обло», т.е. без обреза концов брёвен, имеют до облама около 20 венцов и в обламе 5 венцов. Башня строена в 2 этажа; в каждом — свой (низкий) выход. Крыши в виде низкого шатра, крыты тёсом, концы которого, через тесину, обрезаны в виде копий.
Якутский острог.
Крепостная проезжая башня в Илимске (Спасская, XVII в.) имеет до облама 26 венцов и 6 в обламе; стены рублены «в лапу», т.е. с обрезом концов брёвен. На крыше, весьма пологой, дозорная вышка (с небольшими наблюдательными окошками). К двум стенам башни примыкают крытые балконы.
Башни Якутского острога (1683 год) — одно из грандиознейших древних крепостных сооружений. Главная башня имеет около 40 венцов до облама и в обламе — 7 венцов. Кровли угловых башен епанчевые; одна из них имеет шатровое завершение. От башни до башни — сомкнутый ряд срубов, рубленых четвериками. Башни сильно пострадали в годы гражданской войны.
Во многом похожая на башни Якутского острога, но меньшая по размерам, Вельская «дозорная» башня. Стены её срублены «в обло»; вокруг вышки устроен сторожевой балкон.
Девственные леса Коми
Где находится: Республика КомиКогда ехать: март — октябрьСколько стоит: вертолетная экскурсия на Маньпупунер — 42 000 Р, индивидуальный тур по национальному парку «Югыд ва» — от 10 000 Р, вход в парк — 300 Р с человека
Девственные леса Коми входят в список всемирного наследия Юнеско и объединяют две охраняемых территории: Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыд ва».
В Печоро-Илычском заповеднике растут 800 видов растений и обитают 300 видов животных. Некоторые из них занесены в Красную книгу, например дикий северный олень. Но самая известная достопримечательность этого места — столбы выветривания на плато Маньпупунер. В 2008 году их признали одним из семи чудес России.
Свою необычную форму столбы приобрели под воздействием ветра, воды и солнца. Фото сделано с такого ракурса, что столбы могут показаться маленькими, но на самом деле они огромные: высота самого высокого — почти 50 метров, как 17-этажный дом
Плато славится необычными пейзажами и особой энергетикой: туристы рассказывают, что рядом со столбами легко впасть в эйфорию и забыть обо всем на свете. Возможно, именно поэтому старейшины народа манси считали это место священным и назвали «малой горой идолов».
К плато ведут три туристических маршрута, один из них зимний. Самостоятельно пройти по ним нельзя, так как они пролегают по заповедной территории. Попасть туда можно только в сопровождении сотрудника заповедника или с гидом турфирмы-партнера.
Vanifatova, Москваслетала на Маньпупунер
В России все-таки невероятная природа. Путь на плато у нас был такой: из Перми на машине до Ныроба, оттуда на вертолете до плато Маньпупунер и такой же путь обратно. Нам очень повезло с погодой: небо было просто шикарное. Если есть возможность побывать здесь — очень советую.
В национальный парк «Югыд ва» туристы едут, чтобы посмотреть на северные реки, горы и водопады. Название парка означает «чистая вода». Это действительно так: во время похода можно без опаски пить из рек и ручьев.
Значительную часть территории парка занимают Уральские горы. Для туристов есть простые маршруты с восхождением на небольшие вершины или сплавом по реке, а есть и более сложные, рассчитанные на подготовленных путешественников.
Например, тур с подъемом на высшую точку Урала — гору Народную — длится 9 дней и стоит 16 000 Р с человека. За это время участники похода добираются из города Инты на Урал, смотрят ущелье, озера и заброшенные шахты, поднимаются на две горные вершины и возвращаются.
Отправляться в поход лучше с профессиональным проводником. Он составит маршрут с учетом ваших пожеланий и физической подготовки, поможет с питанием, снаряжением и транспортом. Такой тур будет стоить от 10 000 до 32 000 Р.
Чтобы попасть в парк, нужно оформить разрешение. Сделать это можно через электронную форму на сайте парка. Разрешение стоит 300 Р с человека.
Amanda G, Дублинлюбовалась красотами и отбивалась от комаров
Летом 2017 года я участвовала в двухнедельном походе со сплавом на лодках через национальный парк «Югыд ва». Впечатления остались смешанные, но не из-за природы, а из-за экскурсии. Но это было поистине невероятное путешествие.
За 7 дней мы прошли 132 км по реке на небольших двухместных плотах, на которые также были погружены еда и наши вещи. В парке нет сотовой связи, поэтому наши гиды взяли спутниковый телефон для чрезвычайных ситуаций. На остановках есть деревянные домики, но их необходимо бронировать заранее. Вы также можете установить там палатку с учетом того же правила. В номерах нет воды или электричества — помыться можно в бане. В общем, чувствуешь себя первобытным человеком.
Парк впечатляет красотой и чистотой природы, свежий воздух и тишина умиротворяют. Мы сплавлялись каждый день или оставались у реки. С другими путешественниками мы почти не пересекались. Единственный, кого мы встретили, — очень красивый лось.
На реке легко ориентироваться. Вода была спокойной в большинстве мест в это время года, хотя иногда было трудно причаливать к местам стоянок.
Моя низкая оценка парку на «Трипэдвайзоре» в основном связана с огромным количеством комаров. Если вы, как я и моя ирландская кровь, сильно реагируете на укусы, берите водонепроницаемую одежду, шляпу с сеткой и средства от насекомых, которые можно использовать в домиках.
Если вы хотите отдохнуть от шума и суеты современной жизни и технологий, то национальный парк «Югыд ва» — самое подходящее для этого место. Захватывающие виды, свежий воздух и много времени и пространства, чтобы очистить свой разум. Это был уникальный опыт.
Костромская слобода
Музей деревянного зодчества в Костроме — один из старейших музеев, расположенных под открытым небом, — позволяет многим туристам получить представление о фирменном стиле древнерусской архитектуры, посмотрев крестьянские избы, свайные бани, ветряную мельницу и церкви 16 и 17 вв., привезенные из сел Костромской области.
Музей-заповедник находится около южной стороны Ипатьевского монастыря, на месте соединения рек Костромы и Волги. Судя по выставленным строениям, различные районы области имели собственные традиции и стилистические архитектурные особенности при возведении жилых, хозяйственных и религиозных зданий. Ведь в давние времена здесь наблюдалось смешение угро-финских племен и славянских, что и предопределило такое разнообразие.
В число экспонатов входят:
- Часовня из с. Притыкино, построенная в конце 18 в., напоминающая сторожевую башню.
- Часовня из Б. Токарева, которая не имела алтаря.
- Церковь Св. Богородицы 16 в. — считается самым древним деревянным храмом Костромской обл. По легенде, под алтарем похоронены мастера-плотники, построившие ее.
- Церковь Всемилостивого Спаса, датированная 1712 г., восстановленная в 1970-е годы, состоящая из 4 клетей. Имеет прекрасный старинный интерьер, украшенный резьбой.
- Летняя церковь И. Пророка 16-19 вв. Отличается сводом, обтянутым холстом со сценами Христовых страстей и красивым резным убранством.
- Крестьянские дома 19 в., имеющие в жилой части несколько горниц, а также хозяйственные строения (хлев, сеновал, кладовые и др.).
- Разнообразные хозяйственные строения (баня, овин, амбар, мельница-шатровка и т. д.).
Церковные и хозяйственные строения в Суздале
Одна из достопримечательностей музея — старая мельница 18 в., которая была привезена из с. Мошок. Она представляет 8-угольный сруб из дерева. Механизм приводился в движение благодаря крыльям, вращающимся от ветра. В помещении также есть предметы труда: меры, которыми отсыпали муку, решето и сито.
В Суздале также расположены церкви: Воскресенская и Преображенская, привезенные из с. Козлятьево. Они демонстрируют достижения древних мастеров в строительстве многоярусных храмов. В основе строения лежит четверик, на котором сверху поставлены 3 восьмерика, увенчанные куполами, сделанными из «деревянной чешуи» (лемеха) в форме луковицы.
Воскресенская церковь была возведена с помощью только топора, как говорится, без единого гвоздя. Внутри воссоздан интерьер храма, есть даже позолоченный иконостас.
Другие интересные места
Никола-Ленивец — самый большой арт-парк в Европе
Бобур — один из самых впечатляющих арт-объектов парка в Никола-Ленивце / фото с сайта парка
На берегу реки Угра возвышается 37 ландшафтных инсталляций, похожих на космические. Одни называют эти сооружения безумством, другие — гением творческой мысли.
Здесь вы увидите 22-метровый Бобур, оплетенный березовой лозой. Это один из топовых лэнд-арт проектов Николая Полисского. Из интересного также Маяк и Деревянная кроватка за изгородью.
Арт-объекты «живут» в гармонии с природой. Часть территории Николо-Ленивца — биосферный резерват ЮНЕСКО, поскольку относится к нацпарку Угра.
Где находится
Калужская область, деревня Никола-Ленивец.
Загадка Невьянской башни
Российская подруга Пизанской башни до сих пор вызывает споры: падающая ли она или наклонная, и была ли это идея архитектора или причиной наклона стали грунтовые воды.
Высота памятника — 57,7 м. Удивляет посетителей «слуховая комната» на 6-этаже. Слово, которое вы скажете здесь шепотом в одном углу, громко услышат в противоположном.
Где находится
Чтобы взглянуть на падающее здание, путешественники едут в город Невьянск Свердловской области.
Археопарк Самаровский останец: назад в ледниковый период
Ханты-Мансийский археопарк — своего рода машина времени.
Здесь вас встречают мамонты в натуральную величину, медведи, бизоны, львы, носороги. Скульптуры словно застыли во времени плейстоцена 2,5 млн — 11 тыс лет назад. Есть среди них и главный «хищник» эпохи — человек: вот мать качает дитя, а усталый путник присел у костра.
На территории археопарка воссоздали горы и равнины, характерные для того периода.
Где находится
Ханты-Мансийск, подножие Самаровского ледникового останца.
Иволгинский дацан — главная буддийская обитель
Иволгинский дацан в Бурятии — место силы
Храмовый комплекс пестрит многоцветием.
Здесь хранится святыня буддистов — нетленное тело Итигэлова. Бурятский лама впал в нирвану в 1927 году.
Увидеть Нетленного пускают лишь 8 раз в году, когда тело Итигэлова переносят в храм Согчен-Дуган.
На экскурсии не забудьте:
- покрутить молитвенные барабаны — хурдэ (исключительно по часовой стрелке),
- обойти территорию дацана вокруг солнца несколько раз по специальной дорожке,
- сделать фото на фоне храмов, кажущихся игрушечными.
Где находится
Республика Бурятия, село Верхняя Иволга.
Маяк Эгершельд: на краю земли
Маяк Эгершельд
Более 100 лет маяк Эгершельд показывает путь морякам.
Круглая каменная башня высится на 8-гранном фундаменте и считается одним из символов Владивостока.
Узкая каменистая коса, выдающаяся в море на 750 м, называется Токаревской кошкой.
Где находится
Маяк стоит на крайней южной материковой точке Владивостока, дальше — бескрайнее море. Добираться сюда положено с приключениями: на барже, прокатившись несколько десятков км на велосипеде или пешком (во время прилива приходится идти по воде).
Иркутск — город из кружева
Исторический центр Иркутска в 1998 году был внесен в список для признания в качестве объекта культурного наследия ЮНЕСКО по инициативе Правительства РФ. Шедевры деревянного зодчества XIX века удивляют здесь своим разнообразием. Пожалуй, что кроме Иркутска, еще лишь Тобольск — это все города в Сибири, которым получилось сохранить «историческое лицо».
Все сибирские города строились как острог с возведения крепости на высоком берегу. Единственным доступным строительным материалом того времени было дерево. До XVIII века деревянное зодчество Сибири отличалось строгостью и простотой, декорирование стало применяться в более позднее время. Бревна толщиной до 40 сантиметров в диаметре для связки рубились топором в «обло» с полукруглой выемкой и с выпуском конца бревна – все это типичные характеристики периода деревянного строительства при зарождении города. В наше время старинные дома с подклетами можно увидеть в архитектурно-этнографическом музее под открытым небом «Тальцы».
Узорные орнаменты, придающие своеобразие деревянным усадьбам – это дань языческому прошлому. Считалось, что символическая вязь узоров выступает оберегом жилья, помогает преумножению богатства и щедрому урожаю. Поэтому обычай украшения многоярусными кружевными орнаментами сначала использовался для ставней и оконных рам, а позже стал выполняться на воротах и калитках. Изменилась и структура орнамента – геометрические фигуры менялись на сложносочиненные завитки. История резной избы может изучаться на примерах иркутских барочных наличников. Волюта, элемент в виде спирального завитка, исполнялась обычно с применением ножа, стамески или долота, требовала мастерства исполнителя. Наличники окон выкрашивались в белый цвет, создавая ощущение праздничности. Если учесть, что особенностью деревянных строений в Иркутске были большие окна, вдвое превосходившие аналоги того времени, то эффект создается завораживающий.
Образцы иркутского зодчества можно наблюдать и сегодня. Достаточно пройти по улице Ленина в сторону Кретовоздвиженской церкви, чтобы увидеть это деревянное кружево, удивляющее изысканностью и легкостью. На улицах Тимирязева, Подгорной, Лапина есть образцы строений с причудливой резьбой оконных наличников, дверей и веранд. Обильно украшались резьбой и ставни – отличительная черта добротных строений в Иркутске, свидетельства потребности горожан в надежной защите домовладения. В XIX веке изобретение лобзика открыло новые грани деревянного зодчества – вместо техники рельефной резьбы стала использоваться пропильная. Накладной и рельефный декор, украшающий карнизы, фризы многих сохранившихся памятников культуры выполнен как раз в этой технике. Протяженность такого орнамента в некоторых домах достигала 100 метров.