Усадьба люблино

Коломенское

Кратко: высокие холмы, яблоневые сады и прогулки по набережнойАдрес: проспект Андропова, 39Зачем ехать: посетить царский дворец и поплавать на теплоходе по Москве-рекеПодробнее: на сайте

Коломенское — бывшая царская резиденция Алексея Михайловича. Он построил там деревянный дворец, похожий на терем, в котором было 270 комнат. Потом резиденцию снесли, а на ее месте построили новые дворцы. В 2010 году дворец Алексея Михайловича в Коломенском реконструировали. Его обшитый деревом макет из бетона находится рядом со входом в парк у станции метро «Каширская».

В парке есть исторические объекты — это старинные храмы 16—17 веков и памятники деревянного зодчества. Их собирали по всей России и перевозили в Коломенское. Например, здесь находится домик Петра I — единственный мемориальный музей, посвященный императору. Вход туда стоит 250 Р, а в водовзводную башню — 100 Р. Чтобы посетить мужскую и женскую половину дворца, придется заплатить 600 Р. Билет на смотровую башню покупают отдельно, он стоит 100 Р.

Территория усадьбы подходит для долгих прогулок — можно подниматься на смотровые площадки и холмы или спускаться в зеленые овраги, гулять вдоль набережной и по яблоневым садам. Для тех, кто проголодался, во дворце работает ресторан «Трапезная». В меню — домашний борщ за 345 Р и котлеты по-царски из щуки за 495 Р.

За 150 Р по парку можно прокатиться С причала в Коломенском отправляются речные трамвайчики до Марьина и Печатников. Билет для взрослого стоит 600 Р. Прогулка занимает 1 час 20 минут.

Дворец времен Елизаветы Петровны под Дмитровом

1 / 11

Парадный фасад усадебного дома в Ольгово, Дмитровский район Московской области. Около 1910 годаWikimedia Commons

2 / 11

Фасад, обращенный к саду. 1960 годУсадьба Апраксиных, село Ольгово / usadba-apraksin.ru

3 / 11

Санаторий «Радуга» на территории усадьбы. 1960 годikuv.ru

4 / 11

Парковый фасад усадьбы. 1968 годdmkray.ru

5 / 11

Парадный фасад усадьбы. 1972 годdmkray.ru

6 / 11

Интерьер усадебного дома Апраксиных в Ольгово. Акварель М. Левестамма. XIX векcyclowiki.org

7 / 11

Интерьер усадебного дома. 1910-е годыdmkray.ru

8 / 11

Интерьер главного зала усадьбы Апраксиных со скульптурными портретами хозяев. Первая половина XX векаdmkray.ru

9 / 11

Главный усадебный дом. 1968 годdmkray.ru

10 / 11

Главный зал усадебного дома. 1968 годdmkray.ru

11 / 11

Галерея между главным домом и зданием театра в Ольгово. 1968 годdmkray.ru

Сохранившиеся барочные усадьбы середины XVIII века также редки: большин­ство из них капитально перестраивалось в классическую пору в соответствии с новой модой. В усадьбе Ольгово Дмитровского района Московской области сохраняются руины дворца с фасадами, принадлежавшими двум эпохам — барочной и классической. На монументальном главном фасаде и теперь видны нарядные наличники елизаветинской поры, а на фасаде, обращенном к саду, существовал не менее выразительный портик, пристроенный мастером Франческо Кампорези в 1786 году.

С 1740-х годов усадьба принадлежала роду Апраксиных. В начале XIX столетия, при генерале Степане Апраксине, во флигеле существовал крепостной театр, на сцене которого помимо крестьянской труппы выступали и заезжие звезды итальянской эстрады, и даже поэт Василий Львович Пушкин, дядя Александра Сергеевича. В 1919–1928 годах усадьба была музеем, потом санаторием, в 1960‑е главный дом пришел в запустение, а к 1980-м сгорел. Сохраняющаяся на стенах лепнина — остаток интерьера главного зала, где когда-то размеща­лась галерея скульптурных портретов хозяев.

1 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2011 годWikimedia Commons

2 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2014 год Вадим Разумов

3 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2014 год Вадим Разумов

4 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2014 год Вадим Разумов

5 / 5

Северная галерея усадьбы Ольгово. 2017 годWikimedia Commons

В 2003 году усадьба была продана миллиардеру Олегу Дерипаске с условием реставрации. С тех давних пор здесь возник целый комплекс нехитрых развлечений (в Ольгово можно сходить в сауну или отпраздновать свадьбу), но на руинах дворца не начато даже самых общих аварийных работ.

Остафьево

Кратко: русский ПарнасАдрес: Москва, село Остафьево, ул. Троицкая, 10Зачем ехать: посетить любимую подмосковную усадьбу ПушкинаПодробнее: на сайте

Остафьево — загородная усадьба Вяземских-Шереметевых. Здесь Карамзин написал первые восемь томов «Истории государства Российского». Сюда любил приезжать Пушкин. По семейному преданию князей Вяземских, именно он назвал Остафьево русским Парнасом. Вход в парк платный: билет для взрослых стоит 100 Р, детям до 16 лет — бесплатно.

В музее собрана коллекция картин, скульптур, редких книг и нумизматики. Среди экспонатов — книги Пушкина, журналы 19 века и царский указ Екатерины II. Посещение постоянных выставок стоит 300 Р, временных — 100 Р. Дети до 16 лет и ученики 10—11 классов могут пройти бесплатно.

С апреля по октябрь на пруду работает лодочная станция. Цена часовой экскурсионной прогулки — 500—700 Р. В целях безопасности детей до 5 лет в лодку не пустят. С младшими школьниками можно отправиться на квест «Тайны усадебного парка». Организаторы выдают детям задания, которые нужно выполнить самостоятельно, а через час подводят итоги и выбирают победителей. В команде должно быть от 3 до 7 человек. Цена за группу — 1500 Р.

После прогулки можно перекусить в местном кафе. В меню — пельмени за 350 Р, домашние котлеты за 280 Р. Чашка чая стоит 45 Р, а большой чайник — 200 Р. Цены на выпечку демократичные — в пределах 70 Р за булочку.

Разбогатевшие провинциалы

Среди ранних владельцев поместья, известного с конца XVI века, были Годуновы, Прозоровские, Разумовские, Урусовы. Архитектурный комплекс, который дошел до наших времен, был построен по заказу отставного бригадира Николая Дурасова (1760–1818), который купил эти земли около 1800 года. В биографии Дурасова остается множество белых пятен. Неизвестно даже, как он выглядел – не сохранилось ни одного изображения баснословного богача, который получил в наследство 11 металлургических заводов на Урале и множество земельных владений в разных губерниях. Есть лишь одно свидетельство, в котором косвенно упоминается его внешность. Посетившая Люблино в 1806 году компаньонка княгини Дашковой англичанка Кэтрин Вильмот писала:

«…Все было как в волшебном замке; правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря – владельца такого изумительного поместья».

Он не был коренным москвичом. В Москву родители Николая Алексеевича перебрались в последней четверти XVIII века из Симбирска (сейчас – Ульяновск). Память о семье сохранилась в названии Дурасовского переулка, проходящего по бывшей границе их обширной городской усадьбы. Ее центром был роскошный трехэтажный особняк с фронтоном и колоннами, построенный в 1790-х Матвеем Казаковым по заказу отца будущего владельца Люблина. Сегодня это здание на Покровском бульваре, считающееся одним из лучших образцов зрелого классицизма в Москве, занимает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».


Фото: mos.ru

Усадьба Люблино – дворец Н. А. Дурасова

Главное строение – знаменитая ротонда. Создателем проекта, по неподтвержденным данным, является И. В. Еготов. Существует версия о том, что автор его — Р. Р. Казаков, а реализовал проект И. В. Еготов. В таком тандеме они работали в соседней усадьбе в Кузьминках. Точной даты постройки пока установить не удалось. Ориентировочно, строительство было закончено в 1801 году, отделка фасадов продолжалась до 1810 года.

Главный дом построен в форме креста. В центре расположен зал-ротонда, который окружают четыре не менее роскошных зала, вписанных в открытую колоннаду. Существует легенда о том, что таким образом Дурасов увековечил полученный им за заслуги перед Отечеством крест Святой Анны. Но не только этим знаменита усадьба Люблино. Дворец Н. А. Дурасова включал в себя сохранившиеся до наших дней театр, театральную школу, дом для актеров, конный двор.

Интерьеры усадьбы оформлены по проекту Доменико Скотти. Трехэтажный особняк расписан уникальными фресками и украшен статуями. Одна их них – «Молчание» – получила символическое значение, когда революционеры грабили поместье.

На званые обеды, которые проходили в этих залах, приезжало множество знатных персон, в том числе вдова императора Павла Первого императрица Мария Федоровна. Вокруг Дворца находится садово-парковый ансамбль с прекрасным прудом, который сейчас называют Люблинским. К счастью, сохранились до нашего времени флигель, домик управляющего и конный двор.

Во второй половине девятнадцатого века оранжерея была перестроена под жилые помещения. После 1872 года, когда проходила Политехническая выставка, в имение была перевезена выставочная деревянная церковь. К великому сожалению, в 1904 году смерчем был уничтожен Парк Люблино. Усадьба Дурасова, хозяином которой в то время был Н. К. Голофтеев, начала перестраиваться. На берегу пруда выстраиваются дачи, которые впоследствии сдаются внаем. До наших дней они не сохранились.

Жилищные условия

Самым «депрессивным» местом района жители считают торгово-ярмарочный комплекс «Москва», по сути, функционирующий в качестве крытого универсального рынка. Жильцы окрестных домов называют торговый центр местом скопления нелегальных мигрантов. Другая малоприятная область — действующий ещё с 1930-х литейно-механический завод на Люблинской улице — знаменует начало крупной промзоны, суммарно занимающей почти 20 % территории района. Большая часть помещений производства давно не используется по прямому назначению, сдаётся под склады и гаражи. В отличие от рынка, определённые перспективы у территории есть: зона, по планам городского строительства, должна быть ликвидирована, а территория отдана под застройку. Но точные сроки реализации планов не ясны — инвестор ещё не найден. Пока тяжёлое производство остаётся причиной извечного беспокойства жителей окрестных домов: экологи регулярно фиксируют в окрестном воздухе высокое содержание азота.


Люблинский пруд в парке. Фото: Commons.wikimedia.org

Район хорошо подойдёт семьям с детьми — в Люблине достаточное количество школ, парков, прогулочных зон и спортивных комплексов. А вот молодым людям пойти практически некуда: вся индустрия развлечений сводится к сетевым ресторанам и нескольким локальным кафе, которые больше подойдут для торжественных банкетов.

Люблино может похвастаться развитой транспортной инфраструктурой: жители пользуются несколькими станциями метро и районными автобусными маршрутами. Средняя стоимость квадратного метра здесь составляет около 148 тыс. рублей — немного выше, чем в соседних районах Марьино и Капотня. На рынке предлагают сравнительно много вариантов, но большинство из них мало чем отличаются друг от друга: покупатели смогут выбрать вторичную или первичную квартиру в типовом панельном доме. Кирпичные и монолитные здания ранних годов постройки в районе тоже есть, но квартиры в них продаются намного реже и быстрее. Арендовать однокомнатное жильё в среднем можно за 32 тыс. рублей, скромная «двушка» будет стоить 37 тыс., а средняя «трёшка» обойдётся примерно в 42 тыс.

Храмы Славы, Истины и «Вечных Чувствий» в Пензенской области

1 / 8

Вид села Надеждина с восточной стороны. Гравюра Иосифа Моссмера. 1830-е годыWikimedia Commons

2 / 8

Летний дом в имении Куракиных Надеждино Саратовской губернии. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

3 / 8

Храм Верности в парке имения князя А. Б. Куракина Надеждино. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

4 / 8

Вид усадьбы. Картина неизвестного художникаТверская областная картинная галерея

5 / 8

Галерея, нареченная Вместилище чувствий вечных. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

6 / 8

Храм Истины. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

7 / 8

Храм Лады. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

8 / 8

Вид на усадьбу Надеждино. Начало XX векаWikimedia Commons

Екатерининская эпоха — время пафосных замыслов, подаривших русской провинции множество ансамблей столичного уровня. В Сердобском районе Пензенской области гибнет знаменитая усадьба Надеждино, созданная «луче­зарным князем» Александром Борисовичем Куракиным (он же «брильянто­вый»). Попав в опалу за дурное масонское влияние на наследника престола цесаревича Павла, он превратил место своей ссылки в подобие загородного императорского двора с целым набором подобающих церемоний и должностей.

Главный дом, выстроенный в 1795 году, имел 80 комнат, парк украшали павильоны с лучезарными названиями: храм Славы, храм Истины, храм Терпения и Вместилища Чувствий Вечных. Дорожки в парке носили имена Неожиданного Утешения, Преодолеваемых Трудностей, Истинного Разумения, Частого Повторения, Вспоминовения Прошедших Утех, Скорого Достижения, Верных Любовниц, Брата Степана. Посреди парка лежал черный валун с золотой надписью «Memento mori». По замыслу хозяина, парк должен был являть собою «экстракт вселенной всей».

1 / 5

Руины фасада усадьбы Надеждино, Сердобский район Пензенской области. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

2 / 5

Внутренний фасад усадьбы. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

3 / 5

Боковые ворота. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

4 / 5

Руины внутренностей усадьбы. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

5 / 5

Руины фасада. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

После пожара 1922 года дворец пребывает в статусе романтической руины. Во флигелях располагался сельский дом политпросвещения, затем психоневро­логический интернат, теперь и они заброшены. В 2014 году было принято решение о продаже усадьбы частному инвестору, однако огромный дворец по-прежнему на грани гибели (в точно такой же ситуации находится соседняя Зубриловка, запечатленная на многих картинах Виктора Борисова-Мусатова). 

Храм Аполлона

Большую художественную ценность имеют восстановленные интерьеры дворца, который предназначался не для проживания, а для развлечений. Здание несет в себе идею храма искусства, посвященного Аполлону – установленная на бельведере статуя божества когда-то царила над окрестностями. Античные сюжеты преобладают и во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти.

Центральный круглый зал (диаметр – чуть больше 11 метров) посвящен утру. О восходе солнца напоминают форма зала, рисунок паркета с расходящимися из центра лучами и потолочный плафон, на котором изображен утренний выход богини Венеры.

Доменико Скотти мастерски использовал монохромную технику гризайль, имитирующую архитектурные и скульптурные формы. Стены круглого зала украшены обманкой: кажущиеся трехмерными колонны на самом деле являются просто росписью. Скульптурный ярус – тоже двухмерный. Его занимают изображения колесницы Аполлона и муз, обряда жертвоприношения, аллегорий музыки и танца.

Круглый зал использовался как парадная столовая и освещался канделябрами – бра добавили после реставрации 1950-х по образцу светильников из дворца Шереметевых в Останкине. Наверху также располагалась ныне скрытая оркестровая ниша – благодаря прекрасной акустике музыка разносилась по всему дворцу.


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru

Светло-зеленый мраморный зал символизировал летний день и предназначался для танцев. Через боковые двери гости могли совершить церемонный обход по круговым галереям первого этажа во время полонеза или котильона.

В интерьере использован стукко – искусственный мрамор, который был в моде у богачей начала XIX века и стоил тогда больше, чем природный. Настоящий шедевр – работа Скотти «Пир Вакха на острове Наксос», выполненная на холсте, который затем разместили в плафоне. На стенах – рельефные аллегории искусств и времен года.

Дух времени передает коллекция настольных часов XVIII–XIX веков, представленная в витринах, а также статуя Венеры Италийской – поздняя копия, отлитая с оригинала значительного скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы.


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru

Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. Колонны композитного ордера делят ее на три части, делая похожей на парковую беседку. Декорация потолка и паркета – аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.

К сожалению, из четырех оригинальных полихромных панно, написанных на холстах и размещенных на нижней части свода, сохранилось только одно, изображающее миф об Актеоне. Три остальных – «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Триумф Вакха и Ариадны» – были выполнены по сохранившимся фотографиям в 1950-е.


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru

Воронцово

Кратко: популярный парк и 400-летняя усадьба на юго-западе МосквыАдрес: Воронцовский парк, 3Зачем ехать: узнать все тайны усадьбы на экскурсии с гидом-историкомПодробнее: на сайте

Усадьба Воронцово известна с 16 века — это памятник садово-паркового искусства и архитектуры, который охраняет государство. На сайте парка есть описание маршрута, который проходит мимо главных достопримечательностей: обелиска «Воинам — защитникам земли Русской», оранжереи, Итальянского и Китайского садов, каскадных прудов.

Для детей каждый месяц проводят мастер-классы и уроки английского языка, а для взрослых есть бесплатные фитнес-тренировки и уроки танцев. Еще здесь можно покататься на лодке за 200—350 Р и поучаствовать в авторской экскурсии.

В парке есть много детских развлечений. Аттракционы на Аллее игр работают ежедневно с 11:00 до 20:00. Прокатиться на одной карусели стоит 150 Р в будни и 200 Р в выходные и праздники. Десятиминутная поездка на электромобиле обойдется в 250 Р. Детей 4—10 лет катают на пони в конноспортивном клубе «Колибри». Цена малого круга — 300 Р, большого — 500 Р.

На всей территории усадьбы официально разрешают устраивать пикники на пледах. Для тех, кто не взял еду с собой, работает несколько кафе. В меню — неаполитанская пицца из дровяной печи за 550 Р, бургеры за 365—405 Р и горячая выпечка за 100—150 Р.

Царицыно

Кратко: усадьба с большим парком и обновленным дворцовым комплексомАдрес: ул. Дольская, 1Зачем ехать: посетить музейный комплекс и посмотреть на шоу фонтановПодробнее: на сайте

Царицыно — самый большой музей-заповедник в Москве. Дворец здесь начали возводить при Екатерине II, но он не сохранился. Все постройки, которые москвичи и туристы видят сейчас, возводили по старинным проектам с 2007 года.

В парк едут ради музейного комплекса и оранжерей. Там хорошо неспешно гулять вокруг прудов или углубиться в дикую часть парка, а еще — посмотреть на вечернее шоу у главного фонтана.

Билет во дворец и Хлебный дом , в оранжереи — в 250 Р. Комплексный билет для посещения всех зданий музея стоит 810 Р. Во дворце воссоздали два исторических интерьера — Таврический и Екатерининский залы. Остальную площадь занимают выставки.

Лодочные станции работают со вторника по воскресенье. Прогулка на катамаране стоит 600 Р в будни и 900 Р в выходные и праздники, аренда лодки — 550 Р и 850 Р соответственно. Полный список развлечений есть на сайте парка.

Перекусить можно в кафе при музее. Рагу из индейки в горшочке обойдется в 380 Р, выпечка — в 70—100 Р, кофе — в 180—220 Р. Еще можно зайти в одно из сетевых кафе рядом с главным входом в парк, например в «Андерсон» или «Пиццаменто». У главного фонтана расположены несколько палаток с фастфудом — кукурузой, хот-догами и безалкогольным глинтвейном. В среднем все стоит 150—200 Р.

Ураганный ветер перемен

Наследник Голофтеева землей дорожил, и новые дачные домики словно втыкал поближе друг к другу, не считаясь ни с какими нормами. Да их и не было. Иные помещения были тесноваты, и в одном из таких писал своего «Меншикова в Березове» Василий Суриков. Вдобавок на рубеже веков по соседству устроили так называемые «поля орошения» — для естественного разложения выбросов городской канализации.

В будущем их назовут Люблинскими полями фильтрации и аэрации. На заболоченной территории станут гнездиться редкие виды птиц. Любопытно, что против решения о комплексной застройке этих земель с соответствующей рекультивацией протестовали ученые-биологи: ведь им для наблюдения объектов своего изучения в естественных условиях  не надо было далеко ездить. И быть бы здесь еще одному московскому заповеднику, можно сказать, рукотворному (или нельзя так сказать?), но «город же должен развиваться»… А запах, особенно в жаркие дни, в новых жилых микрорайонах стоял еще много лет.

Дореволюционные дачники начинали терять интерес к Люблинской усадьбе. И тут…

Геркуланянка

Словно предвестьем куда более страшных потрясений пронесся над Люблиным ураган 1904 года. Чудовищной силы ветер разрушил множество построек, снес с крыши дворца статую покровителя муз и даже высосал пруды вместе с рыбой — но церковь погубить не смог.

Аполлона на крыше дворца сменила статуя «Геркуланянки», которую многие, помня легенду о придуманной Дурасовым планировке, называли святой Анной. Храм ждала иная судьба.

После революции он начал приходить в запустение, в нем собирались устроить комсомольский клуб с «уголком безбожника», а еще подумывали пустить на дрова… Но церкви повезло в том, что была она сборно-разборной и тем своим конкурентным преимуществом привлекла интерес прихожан из далекого села Рыжево Егорьевского уезда Московской области, за добрых сто двадцать верст отсюда. Там за довольно короткое время дважды сгорал местный Введенский храм. Сельчане нашли спонсора, благо шли годы НЭПа, и ненадолго появились богатые. Петропавловскую церковь в очередной раз разобрали, перевезли в Рыжево, и она стоит там по сей день, переосвященная в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, радуя глаз своим шатром и кокошниками.

Взирая на подступившую Москву

Во дворце оригинала Дурасова при Советской власти устраивали школу, клуб железнодорожников; «палладианскую виллу» отводили под общежитие НКВД, мастерские и склады. При отсутствии должного ухода осыпались росписи, разрушались перекрытия, прекратил существование наборный паркет. После войны здесь надолго поселился Институт океанологии. Тогда здание привели в порядок, проведя реставрационные работы, причем для спасения плафона «Пир Вакха» применили специальную технологию, поднимая его миллиметр за миллиметром на медных скрученных проволоках.

Люблино за это время успело побывать в статусе города (1925-1960), а потом влилось в состав Москвы, став вскоре одним из районов столицы. Дачи снесли. Построенный в 1933 г. литейно-механический завод (первоначально — имени Кагановича), выпускавший колесные пары и детали для тепловозных дизелей, несколько лет назад закрылся и приговорен к сносу.

План музея-усадьбы «Люблино»

В 1990-х институт покинул главный дом имения, и началась долгая, детальная реставрация. Восстановили не только торжественный внешний вид, но также удивительной красоты интерьеры. Теперь здесь — музей-усадьба. Возрождённый дворец ждет посетителей, и добраться сюда легко: на противоположном берегу пруда еще в 1995 г. открылась станция «Волжская» Московского метрополитена. Под расписными дворцовыми сводами в особые дни вновь звучит музыка и кружатся вальсирующие пары.

Евгений ШАПОЧКИН

Благодарим администрацию музея-усадьбы «Люблино» за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Усадьба Люблино

Время расцвета русских, в том числе подмосковных усадеб относится к концу XVIII – первой половине XIX столетия, когда особое значение придавали их архитектуре и ландшафтному устройству. За всем этим стоял образ роскошных царских резиденций «северной столицы» – Санкт-Петербурга, а также грезился образ Версаля – властителя умов, законодателя высокого художественного вкуса и стиля жизни. На первое место, как и во французских образцах, выступала античная символика, что придавало вельможному хозяину яркий блеск и высокий статус.

Все эти замечательные черты воплощены в архитектуре сохранившихся до наших дней дворца Н.А. Дурасова и исторического ансамбля бывшей подмосковной усадьбы Люблино.

Сегодня усадьба Люблино – это архитектурно-ландшафтный памятник федерального значения, который располагается в Юго-Восточном административном округе столицы, рядом со станцией метро «Волжская». С 2005 г. усадьба находится в составе Московского государственного объединенного музея-заповедника.

Первые сведения об этой местности относятся к концу XVI – началу XVII в. Называлась она пустошью Юркино на реке Голеди (Голедянке). В 80-е годы XVII столетия селение перешло к стольнику Григорию Петровичу Годунову – одному из последних представителей знаменитого рода. Тогда же Юркино переименовали в Годуново. Имение наследовала его дочь Аграфена Григорьевна, вышедшая замуж за князя Владимира Никитича Прозоровского, адъютанта генерал-фельдмаршала князя. М.М. Голицына – героя Полтавской битвы. Позже имение, перешедшее к их сыну Петру Владимировичу, стали именовать Люблúно. Скорее всего, причиной такого переименования явилась характерная для XVIII века мода на «пасторальные» названия дворянских усадеб.

Центральным зданием, несколько отстоящим от остальных построек, является главный господский дом – дворец. Одновременно с господским домом были построены и другие усадебные сооружения, возведенные из кирпича, в отличие от сооружений большинства подмосковных имений. Гости въезжали в усадьбу по мосту, перекинутому через пруд.

Рядом с дворцом находился большой комплекс театральных зданий, состоящий из театра, дома управляющего и здания театральной школы. Крепостной театр в Люблине создал славу своему хозяину и в начале XIX века входил в число двадцати крупнейших крепостных театров России. Руководил театром и обучал артистов замечательный актер и писатель-драматург П.А. Плавильщиков (1760–1812), благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня. Недалеко от театра располагались флигель, в котором размещался пансион для дворянских детей во главе с учителем-французом, и огромная оранжерея, состоявшая из десяти залов, южнее находились конный двор и несколько сооружений хозяйственного назначения.

Замечательно, что до нашего времени чудом сохранились почти все исторические здания усадьбы, правда, перестроенные в XX столетии. Как и в XIX в., композиционным центром усадебного ансамбля является главный господский дом-дворец.

Сегодня господский дом-дворец Н.А. Дурасова превратился в музей. Под сводами его парадных залов стараниями музейных сотрудников вновь оживает прошлое. Для взрослых и детей предлагаются различные экскурсионные программы, во время которых посетители не только знакомятся с особенностями архитектуры и художественного убранства дворца. Они приходят в гости к Н.А. Дурасову и превращаются то в музыкантов, то в участников дворянского бала или салонного вечера, то в воинов русской и французской армий 1812г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: