Создание российского флота петром i

Балтийский флот

Впрочем, рождение его было тяжелым. Каждый кусочек воды, включая Ладожское озеро и устье Невы, приходилось отвоевывать с боем. Новоладожская верфь в 1701 году подверглась атаке шведов, и едва не была сожжена вместе с множеством недостроенных кораблей. В 1703 году в устье Невы началось строительство города Петрограда, а в нем – адмиралтейства, которое должно было стать местом постройки морских кораблей, фрегатов и линейных кораблей. От идеи строить крупнотоннажные единицы на озерах отказались из-за ограничений по осадке. Более 10 лет начального периода грянувшей войны русский флот, несмотря на активное его строительство и расширение, находился в меньшинстве, и был вынужден базироваться между островом Котлин и Петроградом, в пресной воде, где корабли, и так построенные не очень качественно, гнили за несколько лет, из-за чего приходилось постоянно строить новые просто для восполнения убыли флота. Вместе с морскими судами активно строился и армейский флот – сборище гребных и парусно-гребных судов для войны у берегов Финляндии и на мелководьях, коих на Балтике было так много. Именно ему суждено будет первому показать русские амбиции на Балтике, и одержать первые победы над шведами. Всего же к концу Северной войны будет построено столько кораблей, что Россия из государств сугубо сухопутных резко шагнет в лидеры второстепенных морских держав, обладая большим количеством кораблей в строю, чем у Дании или Швеции.

В последующие десятилетия после окончания Великой Северной войны Балтийский флот будет оставаться главным для России, и основной упор будет делаться на его развитие. На его пополнение и развитие будет работать уже три адмиралтейства – Петроградское, Невское и Кронштадтское, а также Соломбальская верфь и множество более мелких предприятий.  Его могущество будет постепенно наращиваться, а боевая выучка держаться на как можно более высоком уровне. Находясь постоянно вблизи столицы и императоров, балтийцы получат особый лоск, и особые традиции. Лишь после выхода Черноморского флота в Средиземное море Балтийский флот станет вторым по значению для империи, а после начала формирования Тихоокеанского флота – и вовсе третьим. Впрочем, это будет уже во 2-й половине XIX века, в эпоху брони и пара, а во времена дерева и паруса любимое детище Петра, опробованное им в деле, всегда будет оставаться предметом гордости Российской империи.

Современный Петербург и Военно-Морской Флот России

Петербург XXI века связан с военно-морским флотом неразрывными узами. Стоит лишь упомянуть, что два важнейших события проходят именно в нашем городе:

  • Главный парад в честь Дня ВМФ РФ. Проводится в акватории Невы и на Кронштадском рейде, где участие принимают огромные корабли, которые по своим габаритам не могут зайти в город.
  • Международный военно-морской салон – одна из крупнейших мировых выставок в сфере кораблестроения, морских вооружений и судостроения.

Кронштадт остается главным портом Краснознаменной Ленинградской военно-морской базой. Здесь базируется порядка 20 кораблей. Помимо прямых обязанностей – защиты и охраны рубежей и акватории, подготовки кадров, снабжения, мероприятий по научно-исследовательским изысканиям, тестированию орудий и техники – Кронштадт как военно-морская база выполняет и представительские функции: принимает визиты иностранных кораблей, проводит регаты, парады, торжественные мероприятия в памятные дни и праздники.

Корабли в Кронштадте

Серьезное внимание уделяет Петербург воспитанию и подготовке кадров для флота. Самые известные учебные заведения:

  • Санкт-Петербургский военно-морской институт – преемник Морского корпуса, старейшего в России военно-морского учебного заведения, история которого началась в 1701 году с создания Петром навигацкой школы для обучения мореходным наукам;
  • Военно-морской политехнический институт;
  • Нахимовское военно-морское училище.

Если говорить о военно-морском Петербурге с точки зрения туризма, то каждый гость города может убедиться самостоятельно – достопримечательностей, связанных с судьбой русского флота, не счесть. Морская тема заметно отразилась в городской топонимике, огромное количество памятников архитектуры и культуры, учреждений связаны с историей военного флота и его современностью.

Знаменитый крейсер «Аврора»

Вот лишь самые известные из них:

  • Ростральные колонны – одна из самых известных архитектурных достопримечательностей Петербурга. Колонны украшены рострами поверженных вражеских кораблей.
  • Крейсер «Аврора» – знаменитый корабль российского флота, объект культурного наследия.
  • Никольский морской собор в Санкт-Петербурге – первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм Гвардейского экипажа.
  • Морской Никольский собор в Кронштадте – главный храм Военно-морского флота России.
  • Здание Адмиралтейства, уже упомянутое в начале статьи.
  • Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова – здесь долгие располагался Центральный военно-морской музей.
  • Ледокол «Красин», подводные лодки «Народоволец» и «С-189».
  • Пантелеймоновская церковь – мемориал в честь побед при Гангуте и Гренгаме, и Чесменская церковь, построенная в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте.
  • Памятники И. Ф. Крузенштерну и П.С. Нахимову
  • Памятник кораблю «Полтава» на Воскресенской набережной
  • Памятник миноносцу «Стерегущий» в Александровском парке
  • …и многие-многие другие.

Впрочем, прогулка по памятным местам морской славы – это отдельная тема, о которой мы обязательно расскажем.

Морской Никольский собор в Кронштадте

В День ВМФ «Культура Петербурга» присоединяется к поздравлениям всем, кто сегодня пишет историю историю военно-морского флота России!

Кадровая система

Как и в армии, кадровая система флота Российской империи базировалась на двух столпах – обязательной службе дворян (пускай и с правом откупа), и рекрутской повинности. Несмотря на такую солидную общность, отличий между сухопутными и морскими силами хватало. Во-первых, флот для России оказался новинкой, потому туда предпочитали идти очень немногие дворяне, из-за чего недостаток офицерских кадров приходилось компенсировать большими количествами иностранных наемников. Во-вторых, по этой же причине квалификация русских офицеров достаточно долгое время была явно ниже среднего, так как им приходилось быть своего рода первооткрывателями. Наконец, эта же проблема – отсутствие регулярного мореходства в России в былые времена – привела к тому, что даже минимально подготовленных и способных рекрутов, набираемых в матросы, были считанные единицы. Первоначально рекрутеры флота набирали людей в первую очередь в приморских частях государства, или же жителей бассейнов больших рек, но после первых кампаний быстро стало ясно, что они мало чем отличаются от целиком «сухопутных» матросов, которые воду в больших количествах до этого видели только в родной деревенской речушке. И если проблемы с офицерским корпусом еще можно было кое-как решить за счет найма иноземцев, то ситуация с матросами была если не катастрофической, то как минимум плачевной.

С офицерским составом русского происхождения со временем проблема также решилась. Дворяне неохотно шли во флот, предпочитая армию – потому в 1723 году определенные привилегии при вступлении во флот получили представители других сословий. Это, а также меньшая конкуренция со стороны дворян, быстро привлекли большое количество людей незнатного происхождения, в первую очередь – разночинцев. Гораздо больше возможностей стать морским офицером стало и у простых матросов – наиболее способные и умелые из них за государственный счет набирались в военно-морские ВУЗы, после чего получали заветные звания и возможности. Открывались новые возможности для матросов и потому, что в 1732 году при матросских школах было введено обязательное обучение грамоте и простейшему счету – высшие чины посчитали, что раз флот более требователен к качеству кадров, то желательно чтобы те имели хотя бы самое общее начальное образование. Срок службы также постепенно корректировался – сначала пожизненный, он был ограничен одновременно со сроком службы в армии, но не до 25, а до 20 лет. Это косвенным образом повысило популярность службы, так как отслуживший свой срок матрос или офицер получал больше возможностей добиться успеха в гражданской сфере. Стали популярными матросские школы и для гражданского флота – так русские купцы могли по дешевке нанимать людей и готовить из них матросов, а не комплектовать свои экипажи целиком иноземцами.

Вкупе с иными мерами, вроде повышения жалования и призовыми за успешные военные действия на море, это значительно повысило престиж службы на флоте, в результате чего к середине XVIII века большая часть кадровых проблем на флоте была решена как в количественном, так и в качественном планах. Была создана система рекрутирования и первичной подготовки матросов, а среди офицеров воцарилась достаточно либеральная обстановка, когда сословная принадлежность отдельных личностей не имела решающего значения в несении службы. Сами морские кадры становились более образованными, чем сухопутные, и если армия стояла на страже традиций, то флот выступал одним из двигателей прогресса. А вместе с флотскими кадрами менялась и сама Россия – на место чисто сухопутной страны пришла действительно великая держава, способная организовывать и могучие армии, и сильные эскадры с профессиональными командами и адмиралами. На это уйдет около 60 лет, или 3 поколения, но благодаря системному труду и преемственности процесс будет успешно завершен к 1750-м годам, в правление императора Петра II.

Гангутское сражение: «разминка» флота Петра I

Более 20 лет (с 1700 по 1721 г.) между Россией и Швецией длилась Северная война за господство на Балтике. Впервые в истории молодой Российской империи боевые действия велись на море. Шведский флот, в то время четвертый по силам флот мира, безраздельно господствовал на Балтике.


Полотно Алексея Боголюбова «Сражение, при Гангуте 27 июля 1714 г.»

20 мая 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина в составе до 100 кораблей с 15 000 солдат на борту вышел из Кронштадта. У мыса Гангут путь русским кораблям в Балтийское море преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ваттранга в составе 15 линейных и 14 более мелких кораблей, среди которых было и 9 галер.

Под именем Петра Михайлова Пётр I прибыл к месту столкновения, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Им было принято решение перетянуть свои корабли волоком через перешеек в открытое море. Русские солдаты немедленно приступили к сооружению настила из бревен. Бурная деятельность противника на берегу не могла остаться незамеченной, и Ваттранг быстро сориентировался в намерениях русских. Он послал отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер) под началом контр-адмирала Нильса Эреншёльда к тому месту, где строили переправу русские. У Ваттранга осталось 6 линейных кораблей и 3 фрегата.


«Торжественный вход в гавань Санкт-Петербурга трофейных шведских кораблей», гравюра Алексея Зубова

Вечером 25 июля на море установился полный штиль, и Пётр незамедлительно поменял планы. Утром следующего дня русские весельные галеры стрелой промчались мимо бездвижных шведских парусников в открытое море. Шведы ответили шквальным огнем, но попасть по столь стремительным целям было непросто.

Первым делом гребные суда Петра заблокировали отряд Эреншёльда. 27 июля русская эскадра атаковала корабли Эреншёльда, державшего свой флаг на фрегате «Элефант». Две первые атаки шведам удалось отбить артиллерийским огнем. Третья атака была проведена во фланг шведам. Вскоре шведские корабли один за другим были взяты на абордаж и захвачены. После более чем двухчасового ожесточенного боя сдался и «Элефант». Шведы потеряли в бою 361 человека убитыми, русские — 127 человек.

Победа в Гангутском сражении стала первой крупной победой русского регулярного флота. Русские моряки и солдаты из абордажных команд «понюхали пороху», флотоводцы продемонстрировали умение гибко реагировать на изменения обстановки и погодных условий, а также способность принимать рискованные решения и навязывать противнику свою тактику.


Эспантоны русских артиллерийских офицеров


Корабельное орудие, оборудованное железными кольцами. Через кольца продевались корабельные канаты, с помощью которых артиллеристы управляли орудием во время стрельбы

Состав флота

В 1713 году началось масштабное строительство шхерной и галерной флотилии для Балтики. Государь, уже успевший повоевать со шведами на море, оценил возможности такого рода судов и в плане перевозки грузов и десанта, и в плане маневренности во время боев у побережий.

Именно поэтому флот и стали называть Армейским. Боевое крещение этого флота прошло под Азовом. Позднее, в 1702 году, гребные суда стали строить на реках Сусь, Луга и Олонка. Сошедшие с северных верфей суда участвовали во взятии Нотебурга, Ниеншанца и Нарвы. К 1725 году Армейский флот состоял из 396 судов (253 галеры и скампавеи, 143 бригантины). Они были неотъемлемой частью Балтийской флотилии.

В 1725 году российский корабельный флот насчитывал:

Ранг корабля Количество орудий и число членов экипажа (среднее) Количество кораблей
1-2 ранг 100/800 7
3 ранг 75/360 16
4 ранг 55/360 19
5 ранг 30/150 21
6 ранг 18/60 17

В составе военного флота были линейные корабли, фрегаты, шнявы, брандеры и вспомогательные суда, общим количеством – 130 полноценных боевых единиц.

К 1724 году Северная война была окончена. Шведы перестали доминировать на Балтике, а Россия получила контроль над большей ее частью. В это время Императорский флот состоял из:

  • Балтийской флотилии;
  • Каспийской флотилии;
  • Воронежской флотилии.

Самой маленькой была Воронежская флотилия; Каспийская состояла из ста судов, Балтийская насчитывала более четырехсот судов разного типа. Большая часть всех кораблей была построена в России. В 1723 году на русских верфях началось строительство первого стопушечного линейного корабля под названием «Петр Первый и Второй».

По количеству судов русский флот сравнялся с Данией и Швецией, уступая Англии, Франции и Турции, то есть, паритет на Балтике был достигнут, а задачу по закреплению на Черном море еще только предстояло решить. Император сыграл свою роль в создании российского флота, став его фактическим основателем, но оставил решение других задач на откуп потомкам и истории.

Историография:

  1. Касатонова И. В. Три века российского флота, М.: 1996 год.
  2. Дыгов В. А. Создание российского флота, М.: 2000 год.
  3. Германов В. С. История российского флота, М.: 2012 год.

Морские победы флота Петра I

Первый раз русский регулярный флот проявил себя при взятии Азова. Но в данном случае говорить о реальных морских баталиях не приходится. Азовская флотилия лишь блокировала бухту и обстреляла крепость с моря.

Корабли же Балтийского флота, построенные в России, прямо со стапелей отправлялись на Северную войну, на деле доказывая свою эффективность и оправдывая вложенные в них средства. После Полтавы основные боевые действия были перенесены на море. Наиболее значимыми победами флота отображены в таблице.

Дата Основные события
май 1703 года Капитан П. Романов и поручик Д. Меньшиков с тридцатью лодками взяли на абордаж два шведских корабля с семнадцатью орудиями на борту; за эту победу государь и его ближайший сподвижник были удостоены орденами Св. Анны.
1704 год Балтийский флот во главе с флагманским кораблем «Штандарт» занимался обороной строящегося Санкт-Петербурга, а также Петропавловской крепости и Адмиралтейства.
1705 год К. Крюйс во главе эскадры из 23 судов (всего 226 орудий) отразил нападение шведской эскадры под командованием адмирала Анкерстерна (всего 660 орудий) на Кронштадт.
1706 год М. И. Щепотьев взял на абордаж адмиральский бот и бот сопровождения Швеции, захватив их.
май 1708 года 9 скампавей и 7 бригантин высадили десант у города Борго (город был взят, все корабли, стоящие на рейде, уничтожены).
1710 год При непосредственном участии флота были взяты города Рига, Аренсбург, Пернов, Ревель.
1713 год Были взяты крепости Борго, Або, Гельсингфорс.
1714 год Одержана первая большая победа у мыса Гангут.
1717 год Была проведена успешная высадка русского десанта на острове Готланд.
 1719 год Капитан А. Н. Сенявин разбил шведскую эскадру Врангеля (Эзельский бой), что явилось первым большим эскадренным сражением для русских кораблей в открытом море под командованием капитана, прошедшего обучение в России.
1721 год Русская эскадра одержала победу у острова Гренгам.

Пётр I и кораблестроение

Ещё в период регентства царевны Софьи у Петра I появился интерес к судостроению и кораблям. В 1688 году плавал по реке Яуза на старом английском ботике.

Рис. 1. Пётр I.

В том же году он уехал из Москвы в Переяславль-Залесский на Плещеево озеро, где построил свою первую небольшую судоверфь. Датой создания русского флота можно считать 20 октября 1696 года, когда боярская дума принимает постановление царя, которое начиналось со слов «Морским судам быть…».

К 1696 году в царстве Русском было построено некоторое количество судов по причине похода на турецкую крепость Азов. В нём приняли участие следующие корабли:

  • 1300 стругов;
  • 23 галеры;
  • 4 брандера;
  • 2 линейных корабля.

Местом строительства кораблей стало Адмиралтейство в Воронеже. Из Дона корабли выходили в Азовское море. Азовский флот был ликвидирован после поражения Петра I в Прутском походе 1711 года.

В 1702 году было построено два фрегата на верфи в Архангельске. По «Государевой дороге» их перетащили из Белого моря в Онежское озеро.

До царствования Петра I в России был небольшой опыт судостроения. В 1636 году иностранные специалисты построили галеру «Фредерик», которая совершила плавание от Нижнего Новгорода до Каспийского моря, где села на мель и была брошена. В 1667 году датские специалисты селе Дединово под Коломной построили фрегат «Орёл», но вскоре он был захвачен и сожжён казаками Степана Разина.

Рис. 2. Флот при Петре I.

Беломорская флотилия

Создание Беломорской флотилии оказалось почти случайным событием, хоть и напрашивалось уже давно – Петру I просто хотелось продолжить обучение корабельному делу, и углубить свои навыки судостроителя, для чего речные и озерные верфи уже не годились. Само собой, он для этого поехал на Соломбальскую верфь, и там под руководством русских и голландских корабельных мастеров принял участие в постройке военной флотилии, которую в 1694 году сформировали уже вполне официально, и назвали Беломорской. Состояла она первое время из парусных и парусно-гребных фрегатов, а также нескольких яхт, экипажи набирались из местных поморов вкупе с иностранными наемниками. Уже в 1701 году ей пришлось принять настоящее боевое крещение, дав бой шведской эскадре. На протяжении всей Северной войны Беломорская флотилия останется самой небольшой, но в то же время одной из самых активных и успешных в России, чем подтвердит правильность своего создания. Численность флотилии и далее оставалась относительно малой, но по ряду причин ее боеспособность всегда оставалась высокой, даже с учетом того, что практически все матросы и офицеры были представлены русскими – в первую очередь, поморами. Саму флотилию прозвали «любимой игрушкой князя Невского», так как он фактически шефствовал над ней, но на этом его участие в деятельности морских защитников Архангельска заканчивались

На протяжении всей эпохи дерева и паруса Беломорская флотилия будет оставаться хоть и важной, но явно второстепенной частью военно-морских сил империи, и лишь в начале XX века начнет приобретать все больший вес – но это уже будут совершенно другие времена, корабли и люди

Азовский флот

Азовский флот родился зимой 1695-96 годов. Приготовления начались уже в октябре 1695, когда в Воронеж прибыл Роман Михайлович Романов, которому царь одновременно со снятием первой осады Азова поручил организовать верфи для строительства чего-то крупнее, чем обычные речные струги, коих заказали до полутора тысяч по всей стране, от Казани до Астрахани. В первую очередь Петру требовались галеры вроде тех, которые ему прислали из Голландии, однако одними ими дело не ограничилось – в Воронеже было решено построить также гребные фрегаты, бомбардирские суда и яхты. Замах был впечатляющим, но в городе не было никаких особых возможностей для строительства подобных кораблей, потому все пришлось создавать с нуля. Роман Михайлович проявил все свои организаторские возможности и все влияние своего отца, четко спланировал и быстро построил в городе настоящее речное адмиралтейство, а также организовал поставки всех необходимых материалов и рабочих. На верфях работал сам государь, который вновь и вновь впечатлялся талантами своего родича. К маю 1696 года все запланированные корабли были введены в строй, и новорожденный Азовский флот принял участие в решительном взятии крепости Азов, выйдя в открытое море.

Вслед за этим последовала новая чехарда и кропотливая работа боярина Романова-младшего, так как для строительства полноценных морских судов требовалось построить верфь в Таганроге, а так как самого города еще не существовало – то и им предстояло заняться тоже Роману Михайловичу. И вновь его таланты и распорядительность дали о себе знать – худо-бедно, не с первого раза, потратив немало времени и нервов, царскому фавориту удалось отстроить в Таганроге город и адмиралтейство, и уже в 1698 году начать закладывать линейные корабли. В Воронеже судостроение также не затихало – но из-за проблем с выводом крупных единиц из устья Дона было решено ограничиться там мелкими парусными и гребными судами, в то время как в Таганроге можно было спокойно строить суда с осадкой до 5 метров. При этом на верфях, организованных Романом Михайловичем, корабли еще строились недостаточно качественно, но быстро и дешево, что контрастировало со всеми прочими судостроительными предприятиями на Дону. Вскоре Петр I попросту упразднил их, и передал все строительство Азовского флота на предприятия своего родственника. Следующее десятилетие оказалось наполнено постоянной работой и постепенным наращиванием могущества военно-морского присутствия России на юге.

И уже вскоре Азовский флот понадобился России, так как грянул очередной конфликт с Османской империей. Его создание целиком окупилось, и в результате короткой, но победоносной войны Кубань и южный берег Крыма перешли в состав России. У судостроителей юга появилась возможность строить корабли в еще более удобных местах, чем Таганрог. Первым из них стала Камыш-Бурунская бухта, южнее Керчи, где глубины доходили до 6-7 метров, а вторым – Севастопольская (Ахтиарская) бухта, где строилась главная военно-морская база южного флота Российской империи. И вновь последовал переезд верфей, на сей раз полный – Таганрогское адмиралтейство упразднялось, а взамен создавались Керченское и Севастопольское, вокруг которых строилось укрепления и поселения. С 1718 года там начали строить полноценные морские корабли. Впрочем, к тому моменту Азовский флот уже был упразднен – получив выход в Черное море, главные силы флота были в 1715 году провозглашены Черноморским, в то время как привязанной к Азову оставалась лишь небольшая парусно-гребная флотилия, состоявшая из гребных фрегатов и галер. По своему статусу среди всех флотов и флотилий РИФ она по своей незначительности будет уступать лишь Каспийской. Пальма первенства на юге уже к концу правления Петра Великого перейдет к Черноморскому флоту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: