Особенности дореволюционного документоведения
Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.
На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.
С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.
Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:
-
vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;
-
gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;
- myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
- familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
-
books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;
-
jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.
Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.
История строительства
Первоначально село именовали просто Татарово или же Старое Татарово – под таким названием его упоминают документы с 20-х гг. XVII в. Татарово считалось «селом», значимым поселением, хотя было очень небольшим, имея только 7 дворов. Зато здесь уже тогда имелся храм – деревянный, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы. Можно полагать, что возведен он на средства тогдашнего владельца этой земли, боярина Григория Петровича Ромодановского. Он же, вероятно, содержал причт – священника, пономаря, дьячка и просфорницу: приход была малочислен, земли церковные по документам значатся как «худые», то есть малопригодные для хозяйствования.
А к 1653 г. на селе уже целых 234 двора крестьян. Поселение – лучшее подтверждение того, что село начинается с церкви.Впоследствии она перестраивалась: например, в 1737 епископ Суздальский и Юрьевский Афанасий благословил перестройку обветшавшего деревянного здания, притом – с расширением. С этого времени Покровский стал двухпрестольным – его придел посвятили, согласно просьбе прихожан, Трем Святителям, свтт. Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту.
А спустя несколько десятилетий по постройке новой деревянной церкви Старое Татарово сменило владельца, и, видимо, тогда стало «Барским», ибо появилась здесь помещичья усадьба Петра Нестерова. Род Нестеровых не был ни древним (с конца XVII в.), ни богатым. Во всяком случае Петр Степанович начал государственную службу хоть в гвардейском Измайловском полку, но – простым солдатом. Лишь к 1760-м дослужился он до капитана. После, после отставки, Нестеров был одним из самых уважаемых местных помещиков, а потому много лет занимал пост уездного предводителя дворянства.
Барское Татарово. Церковь Покрова Богородицы
С тех же 1760-х Петр Степанович плотно занялся своей усадьбой: устроил барский дом, спланировал парк. А к 1789 г. его иждивением выстроена новая, каменная, Покровская церковь.
Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.)
Первая московская церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в 1291 г. В конце XIV в. в летописях упоминается уже каменный одноглавый храм, ставший домовой церковью для княжеской семьи. В 1416 г. его разобрали и выстроили собор с тремя куполами, увеличив его площадь. В 1484 г. по указу Ивана III храм вновь был полностью перестроен. Через пять лет был возведен самый маленький из трех соборов центрального Кремля, который и сегодня изумляет своей красотой.
Строительством руководили мастера из Пскова Кривцов и Мышкин. Храм строился из кирпича. Его венчают девять позолоченных куполов. Фасад украшен типичными для псковской школы зодчества полукруглыми нишами и поясками, от московской школы добавлены выразительные кокошники. Окружающие здание крытые галереи-паперти украсили белокаменными столбами с резными розетками.
Особого внимания заслуживает внутреннее убранство. Сюда были перенесены иконы из старого храма, среди которых и работы знаменитого Андрея Рублева. В 1508 г. собор расписали Феодосий, сын знаменитого иконописца Дионисия, и Федор Едикеев, имевший репутацию лучшего художника русских земель. Среди других изображений на стенах появились портреты древнегреческих мудрецов – Платона, Сократа, Аристотеля и других, а также их изречения, близкие к христианскому учению.
Сегодня Благовещенский собор внесен в список объектов всемирного наследия, и совмещает функции действующего храма и музейной экспозиции.
Версии строительства
Вначале на месте храма находилась Троицкая церковь. Она была построена из дерева. Вокруг строения во времена походов на Казань возводили храмы. Они символизировали победы русских войск. Когда Казань была полностью завоевана, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному построить на месте деревянной композиции каменную. Он предложил создать вокруг центрального сооружения 7 церквей. Однако для получения симметричной композиции количество увеличили до 8.
В результате на одном основании создали 9 храмов и звонницу. Они объединялись сводчатыми переходами. Снаружи церкви окружала открытая галерея. Ее называли гульбищем. Эта была своего рода церковная паперть.
Каждый храм дополнял свой купол, который имел уникальный рисунок и необычную отделку. По тем временам сооружение получилось грандиозным. Оно достигало по высоте 65 метров. Его строили в течение 6 лет – с 1555 по 1561 годы. До 1600 года сооружение считалось наиболее высокой московской постройкой.
Какие были внесены изменения
В период своего существования храм Василия Блаженного неоднократно менял свой внешний вид.
Доработки XVI века
В давние времена в Москве часто происходили пожары. Это приводило к повреждению верхних частей строений, которые были созданы из древесины. Чтобы справиться с этой проблемой, было принято решение изменить форму глав храма. Им придали фигурную форму и отделали металлом.
Внутри все помещения храма объединили ходами, которые позволяли служителям беспрепятственно передвигаться между помещениями. Сами церкви обладали очень маленькой площадью. В большие церковные праздники службу вели на Красной площади. Ни одна из церквушек не могла вместить всех верующих.
Как изменился храм в XVII веке
Большие перемены коснулись структуры храма в семнадцатом веке. В этот период ансамбль собора дополнили шатровой колокольней. Это произошло в 1670 году. При этом церковь стал украшать пестрый орнамент.
Помимо перемещения имеющихся церквей, в 1672 году был построен придел над могилой московского юродивого, которого звали Иоанном. Он умер в 1589 году и был похоронен около собора.
В 1680 году произошло значительное обновление собора. В это время вместо открытых деревянных галерей были созданы кирпичные с закрытым верхом. Это давало возможность передвигаться в любую погоду по территории собора и защитило церкви и храм от пожаров. При этом стены стал украшать травный орнамент. Это сделало религиозную святыню более народной.
Пожар и восстановление
В 1737 году в Москве произошел Троицкий пожар, который затронул и храм. Он сгорел практически полностью. Однако затем было принято решение восстановить строение. Работы по реконструкции собора поручили Ивану Мичурину. Строительство проводилось в 1784-1786 годах. Это происходило при содействии Екатерины Великой. Она выделила много средств на реставрацию собора.
Переделка коснулась и храма Василия Блаженного. С северной части собора убрали престол Феодосиевской церкви. Благодаря этому была создана крытая паперть.
Внешний вид собора сильно отличался от современного. В те времена его стены практически полностью закрывали торговые лавки. Лишь Александр Первый приказал упразднить неуместные строения и отгородить территорию собора металлической решеткой.
Изменения XIX-начала XX века
Этот период тоже наложил свой отпечаток на историю собора. Сначала на храм покушался Наполеон. Французского императора настолько поразила уникальность постройки, что он стремился разрушить ее. Взорвать строение ему не удалось, однако церковная утварь была похищена. Это создало необходимость в проведении новых восстановительных работ.
В 1890 и 1912 годах выполнялось укрепление полов и обновление соборной ризницы. В этот период ее окна дополнили разноцветными витражами.
Другие источники поиска данных о родственниках до революции по фамилии
Если ваши предки проживали до революции в Москве или Санкт-Петербурге, то существенно помогут в поисках адресные справочники «Вся Москва» и «Весь Петербург». Здесь вы можете отыскать по фамилии бесплатно данные об адресе вашего родственника, а также о его занятии. Эти справочники доступны в интернете на сайте исторической библиотеки https://www.shpl.ru.
Также могут помочь «Памятные книжки» — сборники сведений о людях в губерниях, занимающих какую-либо должность (от обычного врача до председателя собрания). Во всех таких книжках есть указатели, которые помогут отыскать нужного человека. Просмотреть некоторые бесплатные памятные книги можно на сайте http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9503.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234-1236 гг.)
Этот собор, возведенный в детинце Юрьева по приказу князя Святослава, стал последним большим белокаменным храмом Руси, выстроенным перед нашествием Батыя. Князь лично разрабатывал проект и руководил строительством. И соорудил он «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху», как сказано в летописи. По количеству резьбы по камню, украшавшей наружные стены, он превосходил все соборы древнерусского зодчества.
К сожалению, первоначальный облик храма не дошел до нас даже в зарисовках. В XV в. произошло серьезное обрушение. Великий князь Иван III лично распорядился восстановить церковь. Мастера постарались сохранить первоначальный облик здания. Все уцелевшие резные блоки были собраны и использованы при восстановлении стен. Но из-за отсутствия плана и изображений собора он после восстановления потерял первоначальные пропорции, став более приземистым. Было нарушено и расположение барельефов, которые из-за отсутствия зарисовок вставлялись в стены в произвольном порядке.
Собор еще не раз подвергался перестройкам и реконструкциям. Сегодня это памятник федерального значения, ведутся работы по его восстановлению, так как собор требует серьезной реставрации.
Использованные материалы
-
«Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли,» Народный каталог православной архитектуры:
-
Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М., Церковь Покрова на Нерли, М., «Северный паломник,» 2003, Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры РусАрх:
Заключение С. В. Заграевского со ссылкой на Краткий Владимирский летописец, Новгородская I летопись, Новгородская IV летопись и Владимирский летописец. Ранее многие исследователи (в том числе В. И. Доброхотов, Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт) датировали храм — годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от до 1190-х годов. «Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли,» Народный каталог православной архитектуры, статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,
Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
Подробнее см. Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского),» Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.
Распространенное мнение, что храм был посвящен установленному святым Андреем празднику в честь победы 1164 года над волжскими болгарами — см. например Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М., Церковь Покрова на Нерли, М., «Северный паломник,» 2003, Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры РусАрх, — не стыкуется с датировкой храма годом.
Заключение С. В. Заграевского по итогам его археологических исследований 2000-х годов. «Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли,» Народный каталог православной архитектуры, статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,
Заключение С. В. Заграевского по итогам его археологических исследований 2000-х годов. Ранее — считались открытыми.
Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
«White Monuments of Vladimir and Suzdal,» UNESCO World Heritage Centre,
Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 138.
Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
Ibid.
Школы зодчества
В XII-XIII вв. на Руси выделялись две архитектурные школы:
- Владимиро-суздальская. Князья стремились подчеркнуть могущество княжества и своей власти постройкой монументальных строений, религиозных и светских. Камень украшали богатой резьбой. Для постройки, как правило, выбирался холм. Храм, щедро отделанный узорочьем, царил над окружающим ландшафтом, создавая общее впечатление легкости.
- Новгородская. Внешне храмы новгородской постройки выглядели гораздо строже, были более громоздкими. Стены снаружи были практически лишены декора, зато внутри они отделывались многоцветными фресками.
Документы, литература
- Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
- РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
- Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
- Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
- Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches, Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
- Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
- Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
- Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
- Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter, Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
- Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I «Монастыри,» Владимир, 1903, 35.
- Малицкий Н. В., «Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли,» ВЕВ, 1910, № 23, 24.
- Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates, New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
- Столетов А. В., «Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление,» Памятники культуры, М., 1959, 192.
- Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
- Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
- Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album, Firenze, 1965.
- Комеч А. И., «Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.,» СА, 1966, № 1, 86, 89.
- Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
- Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
- Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
- Новаковская С. М., «К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли,» КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
- Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
- Иоаннисян О. М., «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.,» Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
- Лидов А. М., «О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.,» ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
- Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм…, Владимир, 1999, 95.
- Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского),» Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.
- Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).
Видео-инструкция
В нашей статье мы рассмотрели способы узнать о всех своих предках, которые жили до революции, по имени и фамилии абсолютно бесплатно и без регистрации. В большинстве случаев понадобится обратиться в государственные архивы, в которых находятся многие метрические книги и прочие документы той эпохи. Поскольку государственные архивы довольно часто выполняют запросы на платной основе, есть резон обратиться за помощью к волонтёрам, работающим на базе поисковых генеалогических ресурсов. Многие из них работают лишь на личном энтузиазме, и смогут помочь вам в осуществлении ваших поисков.
Служители
На рубеже XIX-XX вв. служили здесь священник и псаломщик. Владельцы имения выхлопотали им казенное жалованье, что на селе встречалось нечасто – 400 рублей в год. Кроме этого, крестьянам сдавалась земля, причт получал доходы от треб. Сохранившиеся клировые ведомости говорят, что священники служили здесь, как правило, очень подолгу, для многих храм становится родным на всю жизнь:
- 41 год (1825-1866 гг.) был настоятелем прихода о. Иоанн Доброхотов;
- с 1866 г. до начала XX в. трудился во славу Божию священник Петр Парвицкий; именно при нем случился памятный пожар, после которого приход дружно восстанавливал здание.
Ну а последним из служивших здесь иереев, согласно воспоминаниям старожилов, был о. Василий Фигуровский, чье настоятельство закончилось с закрытием церкви.
Спас на Сенной
Роман «Преступление и наказание» начинается со строк: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…». Петербург 2021 года тоже изнывает и плавится от жары, поэтому машину времени легко запустить.
Достоевский приступает к работе над романом в 1865-м, его описания климатически точны: в начале того июля температура держится на отметке в 31 °C, в городе давно нет дождя. 9 июля, в один из самых жарких дней, Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу.
Центральная точка пространства романа — Сенная площадь, во времена Федора Михайловича — злачное и неприятное место для торговли и бедняков. Достоевский так описывает его: «…На грязных и вонючих дворах площади, а наиболее у распивочных и толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и близлежащие переулки». Надо всем этим смрадом высился Спас на Сенной.
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (народное название — Спас на Сенной) строилась с 1753 по 1765 год на деньги купца Саввы Яковлева, одного из самых богатых людей своего времени. Архитектурный стиль — преимущественно барокко с элементами классицизма. Сюда, к церкви, Родион Раскольников приходит каяться.
ИсточникИсточник
Храм занимал на Сенной ту часть современной площади, где сегодня расположен вход на станцию метро «Сенная площадь», — по диагонали, разрезая местность. Действительно большой, на фотографиях он напоминает другие церкви петровского барокко: Спасо-Преображенский собор, Александро-Невскую лавру, Петропавловский собор.
Спас на Сенной взорвали в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Снаряды заложили на несущие конструкции, они срабатывали поочередно — столбы, крыша и купола, стены. Пыль над площадью стояла еще несколько дней.
Спас на Сенной до взрыва. ИсточникМомент взрыва. ИсточникПосле взрыва. Источник
Причина сноса — необходимость постройки нынешнего вестибюля станции метро. На деле медленно разрушающаяся церковь (она была лишена своего статуса в 1938 году) представляла собой лакомый кусочек для архитекторов и чиновников города. Еще в сентябре 1960-го газета «Вечерний Ленинград» писала об избавлении от «позорного пятна на Сенной площади», анонсировав открытие на его месте станции метро «из стекла и стали».
Анненкирхе
Осень 1996 года встречает вернувшегося с Чеченской войны молодого человека хмурыми, блеклыми красками, дождем и песнями группы «Наутилус Помпилиус». Приезжая к брату в Санкт-Петербург, герой этой истории случайно оказывается в небольшом дворике, где, если об этом не знать, совершенно не угадывается церковь. Но она там есть.
Это лютеранская церковь Святой Анны, или на немецкий манер Анненкирхе, — одна из самых известных и красивых церквей Санкт-Петербурга. Выше описывается, конечно, завязка культового фильма Алексея Балабанова «Брат». Анненкирхе его времени — это рок-клуб, перестроенный из кинотеатра. Здесь ничего не взрывали, а просто играли музыку.
Фрагмент фильма «Брат», на заднем плане, за решеткой — Анненкирхе. ИсточникИсточник
Церковь Святой Анны построили в Петербурге в 1779 году. Тогда и до самой революции лютеране оставались второй по численности религиозной общиной страны. К 1917-му Анненкирхе посещали 12 тысяч прихожан. В разное время туда ходили Карл Фаберже, Петр Лесгафт, Карл Брюллов, Павел Пестель. Когда советская власть начала гонения на православных, на лютеран некоторое время смотрели сквозь пальцы, хотя они и понимали, что снисхождение временное. В 1920-х на базе Анненкирхе даже разрешили открыть что-то вроде семинарии, хотя это слово, конечно, не использовалось, название было завуалированным — «евангелистическо-лютеранские библейские курсы». Но уже в 1934-м религиозную деятельность в этом месте насильственно свернули. Храмы в то время часто изымались из собственности церкви и адаптировались под нужды нового государства. Так и Анненкирхе к 1939-му превратилась в кинотеатр «Спартак». Это был единственный в стране так называемый кинотеатр последнего показа: там можно было смотреть кино, которое уже нигде не показывали, или ретроспективу. В прокате были даже зарубежные, «капиталистические» картины — не более одного-двух сеансов в день.
«Я в 1985 г. проходила в кинотеатре производственную практику. Здесь мы впервые смотрели диснеевские мультфильмы о Бемби, Белоснежке, картины с участием Вивьен Ли, фильмы Микеланджело Антониони, знакомились с итальянскими, американскими, немецкими картинами. Фильмы шли с субтитрами, помню „Серенаду солнечной долины“ с участием оркестра Гленна Миллера — это было потрясающе! Раз в месяц в огромных банках приходило по 20–30 фильмов, сразу вывешивались афиши. Понятно, что билеты раскупались тут же на все сеансы. Я с трудом доставала билеты для друзей», — рассказывает звукооператор Анастасия Иванова.
ИсточникИнтерьеры кинотеатра «Спартак». Источник
Но Данила Багров приходит сюда не кино смотреть. В первой части картины «Брат» он знакомится здесь, во дворе Анненкирхе, с Кэт («Здесь меня всегда найдешь», — говорит девушка). Конкретная локация — у решетки полуподвального музыкального магазина «Рок-остров», где и сегодня продают пластинки. Анненкирхе их времени — уже не кинотеатр, а клуб. В 1990-е кинотеатр «Спартак» меняют на рок-клуб «Спартак», между прочим, легендарный. Там выступают «Аквариум», «Гражданская оборона», «Король и шут», «Ночные снайперы». Последний концерт состоялся в 2002 году: на сцену вышла группа «Ленинград».
Храм Христа Спасителя
И всё же самая масштабная из церковных потерь советского периода приходится на Москву, а не на Санкт-Петербург. На месте этого храма не зияет воронка взрыва, он не стоит, закутавшись в строительные леса, место и сама церковь восстановлены в своем почти первоначальном виде — речь идет об огромной площади неподалеку от Кремля, где высится над городом храм Христа Спасителя. Он был самым крупным православным собором на территории России, возведенным в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года. Его строили 44 года. В Российской империи возведение церковных памятников считалось религиозно-политическим актом, они неизменно включались в пространство церемониала русского императора. В XIX веке одним из главных направлений церковной архитектуры в России становится так называемый византийский стиль. Храмом, открывшим эту программу, и становится московский храм Христа Спасителя. Луковичные купола, как у кремлевских соборов, аркатурные пояса над окнами, огромная колокольня, наружные фонари по периметру — это был не просто штатный собор, но и высказывание царизма. Естественно, белое пятно в такой близости к Кремлю не нравилось Советам.
Источник
Роланд Э. Браун, автор книги «Безбожная утопия. Советская антирелигиозная пропаганда», рассказывает: «…Разрушению крупнейшего православного собора на территории России, возведенного к тому же в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, предшествовала приуроченная к Пасхе 1929 года пропагандистская кампания, следы которой я обнаружил в журнале „Безбожник“. <…> Надпись на плакате гласит, что „рабочий человек идет в церковь потому, что ему не хватает места в клубе“. Пропаганда исходила, разумеется, из господствовавшего тогда убеждения в том, что рабочему человеку ни религия, ни ее храмы не нужны.
Ирония, правда, заключается в том, что авторы плаката считали, по всей видимости, что собор должен был быть переоборудован в рабочий клуб, и, скорее всего, и предполагать тогда еще не могли, какая судьба будет ожидать Храм Христа Спасителя всего лишь через два года. Да, конечно, теперь он восстановлен, но отделка нового собора, на мой взгляд, отдает лас-вегасовским китчем, и теперь он, увы, никак не может претендовать на звание одного из лучших церковных зданий Европы, каким был оригинальный Храм Христа Спасителя».
5 июня 1931 года на заседании Политбюро ВКП(б) приняли решение о сносе храма.
Из протокола заседания (п. 65/65 «О месте для постройки Дворца Советов»):а) В выборе места для постройки Дворца Советов остановиться на площадке храма Христа Спасителя.б) В Дворце Советов иметь один зал на 12–15 тыс. и другой на 4–5 тысяч зрителей«.
Через 11 дней вышла резолюция Комитета по делам культуры: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести». Дворец Советов должен был стать первым небоскребом новой страны, его предполагалось украсить фигурой Ленина в полный рост. Но сначала требовалось освободить площадь.
Самый большой православный собор страны огородили забором, на котором написали: «Храм Христа Спасителя — на службе контрреволюции!» Его уничтожили 5 декабря 1931 года в несколько взрывов. Взрывная волна распространилась на некоторые соседние кварталы. Идея не нашла понимания и даже после всех усилий советской агитации казалось народу слишком жестокой.
Дворец Советов, который предполагалось построить на месте собора, должен был стать эталонным зданием — со скоростными лифтами, панорамными видами, эскалаторами на все этажи, огромными амфитеатрами, ресторанами, с системой шумоизоляции, автоматизированным гардеробом, радиосвязью, автоматическими системами уборки, самовыдвигающимися креслами, подвижными стенами и системой климат-контроля. К 1939-му фундамент здания уже был готов, но достроить его помешала Вторая Мировая война. В 1941–1943 годах стальные конструкции демонтировали: они требовались на производстве противотанковых ежей, необходимых для обороны Москвы.
Мраморной плиткой храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд».
Когда к 1945 году Советский Союз победил в войне, никто уже и не думал о строительстве символа новой власти: на это не нашлось бы денег, да и идеологическая необходимость отпала. На месте котлована открыли общественный бассейн «Москва». Храм Христа Спасителя восстановили в 1999-м — новый собор напоминает лишь тень царской эпохи.
ИсточникМомент взрыва. Источник
Белокаменный Кремль в Москве (1366-1367 гг.)
В деревянной Москве пожары не были редкостью. В летописях говорится о страшных бедствиях 1343, 1354 и 1365 гг., когда выгорал едва ли не весь город, в том числе и укрепления дубового Кремля, возведенного при Калите. Возможно, эти пожары возникали не стихийно, а в результате поджогов-диверсий. Поэтому решение князя Дмитрия Донского о постройке каменного Кремля, принятое в начале зимы 1366 г., было продиктовано заботой не столько о красоте города, сколько о его защите. «Toe же зимы повезоша камение к гордоу» из каменоломен подмосковного села Мячкова. К весне 1367 г. запасы камня были достаточны, чтобы начать возведение белокаменной крепости. Кремль строился в очень быстром темпе, без перерывов – «начаша делати безпрестани». К 1368 г. из камня были возведены башни и наиболее уязвимые при нападении части стены. Достройка продолжалась еще много лет, заменялись оставшиеся деревянными участки, наращивались первоначально невысокие стены.
Это был первый на Руси белокаменный Кремль. При постройке его площадь была значительно расширена, периметр стен составлял около 2000 м. В крепости было 8 башен (по некоторым источникам, 9). Для дополнительной защиты ее окружал ров от Неглинной до Москвы-реки. Уже в 1368 г. каменный Кремль защитил город от литовских войск. Надежной защитой он оставался до 1382 г., когда хан Тохтамыш сумел взять Москву штурмом. После ухода Тохтамыша Кремль был восстановлен.
Кроме Кремля, при Дмитрии Донском были возведены и другие великолепные образцы каменного зодчества – каменные храмы в московских монастырях и Подмосковье. Белокаменным Кремль оставался до правления Ивана III, когда по приказу князя поврежденные стены были полностью разобраны. Кремль выстроили заново из кирпича, каким он и сохранился до наших дней.