Как добраться. Режим работы
Музей А.Толстого находится в исторической части города, которая активно посещается туристами. Улица Фрунзе, где находится музей, является одной из популярных туристических магистралей города. Дом под номером 155 находится в шаговой доступности от Площади Чапаева, Бункера Сталина, от Струковского сада и Самарской Набережной. На общественном транспорте сюда можно добраться на 34-м автобусе, маршрутках 92-й, 207-й и 226-й или на трамваях с номерами 3, 15, 16, 20. Ориентироваться нужно на остановки — улица Фрунзе или улица Красноармейская.
Музей работает ежедневно
с 10 утра до 18 часов. По четвергам время работы немного смещается — с 12.00 до 20.00. Стоимость билетов варьируется от 70 — до 150 рублей. Поэтому имейте при себе льготные удостоверения.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Любителям пеших прогулок
Жители и гости города, уставшие от быстрой ритма мегаполиса, с удовольствием проводят время в парке “Воронежские озера”. Это 18 гектаров, наполненных романтикой и величественной красотой. Три великолепных водоема можно назвать сердцем парка, а многовековые дубы – его душой. В озерах водится рыба, живут дикие утки и лебеди. На берегах оборудованы комфортные пляжи. Развита инфраструктура для отдыха с детьми: аттракционы, детские площадки, кафе и прочее.
Обязательно погуляйте в древнем Струковском саду. Найти его легко, он расположен вблизи драматического театра им. Горького, еще одной достопримечательности. Там проводятся городские праздники, концерты, масштабные мероприятия.
Набережная – самая длинная на Волге
Это одно из красивейших мест города, ее протяженность 5 км. Большинство путешественников и жителей направляются туда, чтобы неспешно погулять по гранитной мостовой и насладиться видом на Волгу.
Стела «Ладья» – акцент набережной
Для пополнения фотоколлекции достопримечательностей Самары следует посетить знаменитый монумент – стелу “Ладья”, которая удачно вписалась в проект набережной. Она была возведена в 1986 году на 400-й юбилей города. Прогулявшись по ней, посетите Жигулевскую пивоварню.
Театр драмы
Здание выполнено в псевдорусском стиле, имеет необычный фасад, крышу с острыми башенками и причудливо вырезанными оконными проемами. За эту особенность жители прозвали его «Пряничным домиком».
Дань современности – необычные памятники
Прогуливаясь по улицам города, вы можете встретить уникальные и смешные арт-объекты. Фото, сделанные на их фоне, поднимет настроение
Интересны памятники – отопительной батарее, интернетчику, вагону трамвая, влюбленным. Привлекают внимание туристов:
- «Дно». Маленький магазинчик рядом с пивзаводом, в котором продают легендарное разливное пиво;
- вид через декоративное окно на фонтан;
- скульптура слона.
Если вы приехали в Самару не на один-два дня, посетите природные достопримечательности области – гору Святелка, Жигулевские горы, Рачейские альпы, водопады, голубое, каменное и серное озера.
Памятники Самарской области
Кстати, в годы Великой Отечественной войны Самара фактически стала «запасной» столицей страны, готовой принять ее высшее руководство и органы управления. Именно с той поры сохранился так называемый «Бункер Сталина», расположенный под домом №167 на улице Фрунзе. Однако в достопримечательности Самары он вошел лишь в 1990 году, после того, как объект, находящийся на глубине более 30 метров, был рассекречен и открыт для свободного доступа.
Как театр начинается с вешалки, так и достопримечательности Самары – с его железнодорожного вокзала, построенного в 2001 году, пропускающего до 500 тысяч пассажиров в месяц и совсем нехарактерного по архитектуре для аналогичных сооружений России: стекло, бетон, атриум. Да еще и смотровая площадка на высоте 18 этажного дома, с которой можно увидеть многое из того, что стоит посмотреть в Самаре.
Кстати, несмотря на то, что протяженность города с севера на юг составляет 50 километров, ориентироваться в нем очень легко. Поскольку все движение осуществляется (и это любопытная достопримечательность Самары) либо «к Волге», либо «от Волги».
К Волге действительно, тут тянется все: люди, приезжие, улочки из центра, элитные новостройки. И поэтому одно из самых красивых мест Самары – это почти пятикилометровая набережная. На ней – Речной вокзал, отели, отличные пляжи и площадки для спорта. И хотя Волга – весьма прохладная река (даже жарким летом вода в ней теплее 22 градусов не бывает), набережная всегда полна людьми. Правда, не менее популярны в Самаре и поездки, как тут говорят, «за Волгу», куда вас с той же набережной «подбросят» как частники, так и «казенные» (вот они, настоящие достопримечательности Самары!) водные таксисты. Водного транспорта тут так много, что местная шутка о неизбежных речных пробках в ближайшем будущем не кажется совсем уж надуманной.
Есть, что посмотреть в Самаре на набережной и кроме великой реки. Здесь, например, находится одно из самых «самарских» по духу и архитектуре сооружений – монумент Ладья, сооруженный в честь 400-летия Самары. А совсем рядом — знаменитое самарское «Дно» — быть может единственное место в городе, где всегда стоят очереди. Потому что здесь находится одна их главных достопримечательностей города Самары и ее самый узнаваемый бренд: Жигулевская пивоварня со знаменитым пивом «Жигулевское», которое (отсюда и очереди) продают прямо с завода. А название этой достопримечательности связано с рельефом места – оврагом, где в 1881 году обрусевший австрийский дворянин Альфред Филиппович фон Вакано на месте снесенных мануфактур и заложил здание пивзавода.
Но в городе есть памятники, олицетворяющие не только его историю, но и мощь. Прежде всего – ракетно-космическую. Это – Монумент ракеты-носителя «Союз», установленный возле музея «Самара Космическая» на проспекте Ленина рядом с метро «Российская». Но вносить его в достопримечательности Самары нужно не просто как памятник, а как двадцати тонную, в натуральную величину, настоящую двухступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, выпущенную в свое время Самарским предприятием «Прогресс».
Самара — не только очень мужественный, но и комфортный для проживания и времяпрепровождения город. В этом легко убедиться, посетив, скажем, одно из самых его красивых мест – Струковский парк, находящийся рядом с Драмтеатром на берегу Волги, названный по имени его основателя – Г.Н. Струкова, которому, помимо занятия соляными промыслами, нравилась и природа.
Природа до сих пор не «обижает» город. В черте Самары много мест для отдыха – знаменитые санатории «Волжский Утес», «Самарский», другие, где можно не только отдохнуть с друзьями на природе или снять домик на лето, но и провести корпоратив, устроить банкет и даже отпраздновать свадьбу.
Точную дату основания поселения на реке Самара установить не удается, однако есть источники, по которым можно сказать, что народ жил здесь начиная с IX, X веков. Крепость же была выстроена в конце XVI века при Иване Федоровиче для укрепления обороны земель русских. Строения уже нет, оно не сохранилось до нашего времени, и ее образ мы можем воссоздать только рассматривая гравюру А. Олеария.
В период XVII – XIX веков Самара переходит то в Казанскую, то в Астраханскую губернию, а с 1851 года Самара становиться столицей Самарской губернии, и это дает мощный толчок, превращая город в «русский Чикаго», благодаря бурному развитию промышленности, а следом и экономики.
В годы Великой Отечественной войны на Самару ложится тяжелое бремя второй столицы России. Сталин, опасаясь захвата Москвы, переносит сюда множество промышленных объектов и выстраивает бункер, для отступления высшего руководства страны.
Дача купца Константина Головкина
(Советской армии, 292)
Дата постройки: ∼ 1908-1909 годыАрхитектор: Константин Головкин и Валентин Тепфер
Дачи самарского купечества были украшением волжского левобережья. Предпочтение отдавали стилю мавританскому, и лишь самарский Леонардо да Винчи — Константин Головкин — выбрал для своей загородной резиденции стиль модерн.
«Дача Головкина — это романтический гротеск, граничащий с мистикой, дом-миф. Построен из пустотелого кирпича и бетонных блоков. Поэтому в доме своеобразная акустика. Дача — с крупными пластическими объемами, прорезанными узкими, щелевидными, подобно бойницам, окнами, со скульптурой загадочной девушки, выходящей из волны и «агрессивно настроенными» слонами. Поверхность стен гладкая, с очень скупой орнаментикой. Лаконичность, даже аскетичность геометрических объемов ближе к стилистике конструктивистов.
Таков образ этой постройки — загадочный, таинственный, с узкими окнами, через которые свет проникал слабо — днем жгли свечи.»
Что любопытно, в книге «Русский модерн» известного историка архитектуры Елены Борисовой дача Головкина почему-то названа «дачей Беляева».
— 10 сталинок Самары которые стоит увидеть своими глазами
— 10 деревянных домов Самары, которые стоит увидеть своими глазами
— 10 конструктивистских зданий в Самаре, которые стоит увидеть своими глазами— 10 самарских зданий в стиле советского модернизма, которые стоит увидеть своими глазами— 10 самарских зданий в готическом и мавританском стилях, которые стоит увидеть своими глазами
— 10 самарских зданий в русском стиле, которые стоит увидеть своими глазами
Фотографии: Влад Виноградов
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», и
comments powered by HyperComments
«Нежные касания цифровых тел»
Любители современного искусства могут до 12 января посетить выставку в галерее «Виктория».
На выставке «Нежные касания цифровых тел» будут представлены работы, в которых художники ищут формы материализации цифровых объектов, вступают в сотворчество с алгоритмами и искусственным интеллектом, рефлексируют на тему уникальности и воспроизводимости реалий цифрового мира, и изобретают способы взаимодействия с произведениями – некоторые из них можно будет даже обнять.
Участники выставки: Иван Горшков (Воронеж); Людмила Калиниченко (Екатеринбург); Михаил Михайлов, Игорь Самолет (Москва); Александр Зайцев, Владимир Логутов, Андрей Сяйлев (Самара-Москва); Михаил Горелов, Максим Шабалин (Самара); Герасим Герасимов (Тольятти).
- Галерея «Виктория», ул. Некрасовская, 2.
- До 12 января, вторник – воскресенье, 11.00 – 19.00.
- Цена билетов: 200 рублей (100 рублей — льготный).
Ольга Скосырева
Александра Леонтьевна — мать писателя
Выйдя из знаменитого рода Тургеневых
, Александра Леонтьевна стала женой одного из графов рода Толстых, но не погрузилась полностью в семейную жизнь и светские мероприятия, а занялась писательской деятельностью! Ее рассказы, повести, очерки и роман издавались и пользовались популярностью.
Со временем ее цельный характер не выдержал той роли, которая была ей уготована, к тому же она полюбила другого человека – земского чиновника Алексея Бострома,
с которым, как и Анна Каренина, познакомилась на светском вечере. История ихлюбви , её борьбы с общественным мнением и с противостоянием мужа и родителей – удивительно драматична и достойна отдельного знакомства, а возможно даже романа или фильма. Эту историю можно узнать изпереписки А.Толстой и А.Бострома, которая иногда выставляется в экспозиции.
Фотографии и письма А.Толстой и А.Бостром
В конце концов, беременная четвертым ребенком, оставив троих детей с мужем, Александра Леонтьевна уходит к любимому. Скандальный разрыв и развод
, слушание их дела вызвали мощный общественный резонанс в свое время. Но постепенно все утихло и семья долгое время жила в небольшом имении А.Бострома на хуторе Сосновка. Там прошло счастливое детство будущего автора «Золотого ключика». Фото этих мест, а также членов семьи тоже можно увидеть на стендах первого этажа.
Фрагмент переписки
Александра Леонтьевна продолжала заниматься писательской деятельностью, ее печатали в журналах и издавали ее повести и рассказы, которые она подписывала фамилией своего любимого гражданского мужа.
Издания А.Толстой (Бостром) в экспозиции Музея
Она сама занималась обучением сына и увидев его литературные наклонности, прививала ему литературный вкус и поощряла первые писательские опыты.
Конюшня
1 / 8
Конюшня в усадьбе Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
2 / 8
Конь Гегемон в конюшне усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
3 / 8
Конь Фтор в конюшне усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
4 / 8
Пони Радуга из конюшни усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
5 / 8
Мечта и Архангельск в конюшне усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
6 / 8
Лев Толстой держит лошадь под уздцы. 1898 годГосударственный музей Л. Н. Толстого
7 / 8
Лев Толстой садится на лошадь. 1897 годГосударственный музей Л. Н. Толстого
8 / 8
Лев Толстой верхом на Зорьке. 1897 годГосударственный музей Л. Н. Толстого
Сейчас в Ясной Поляне живут 14 верховых и тяжеловозных лошадей разных пород и мастей, а также 5 шетлендских пони. Лошади в усадьбе были всегда. Лев Толстой обучался верховой езде с самого детства — вместе со своими старшими братьями Николаем, Сергеем и Дмитрием. В своих воспоминаниях писатель рассказывал, что всегда со стыдом вспоминал, как однажды решил покрасоваться перед братьями и долго бил хлыстом старую мирную лошадь, на которой их учили ездить, а она отказывалась скакать и все время поворачивала к конюшне.
По собственным подсчетам, Толстой провел в седле в общей сложности 7 лет. Умение ловко управлять лошадью не раз спасало писателю жизнь: на Кавказе ему удалось оторваться от горцев, а во время работы на голоде в Рязанской губернии (писатель открывал там общественные столовые) — преодолеть замерзший Дон. Его спутник, художник Илья Репин, вспоминал:
Увлечение Толстого лошадьми не ограничивалось только верховой ездой. В 1870-х годах он задумался о собственном конном заводе в Самарской губернии и даже мечтал вывести новую породу лошадей, скрестив «чистокровных английских верховых лошадей с быстроногими степными лошадками» Цит. по Н. Л. Лаврик. Зачем Ясной Поляне лошади.. Толстовская конюшня в Самаре разрослась до 4000 голов, но ничего не вышло: почти все лошади пали в 1880-е годы от голода и болезней.
Некоторые самарские лошади были привезены в Ясную Поляну и остались здесь вместе с любимыми лошадьми Льва Николаевича — Делиром, Тарпаном, Фру-Фру и Зорькой, на которых он ездил и в усадьбе, и в Москве.
Здание Художественного музея
Чаще всего художественные музеи размещаются в прекрасных старинных особняках. В Нижнем Новгороде, например, роскошная и богатейшая художественная экспозиция разместилась в бывшем губернаторском дворце на территории Нижегородского Кремля. В Казани в великолепной усадьбе Сандецкого — командующего Казанским военным округом.
Художественный музей Самары также расположен в одном из красивейших центральных городских дворцовых сооружений, перестроенном в начале 20 века из здания, выкупленного у известного городского купца Курлина (арх.В.Якунин). Здание неоклассического стиля было переделано для выкупившего его Волжско-Камского коммерческого банка. Причем, переделывались в основном фасады здания: появилась колоннада, фронтон со скульптурным украшением и фигурами грифонов.
Фронтон музея
Интерьерная же роскошь стиля модерн бывшего курлинского особняка в виде Парадной лестницы, Мраморного зала, фойе и много еще чего сохранилось до наших дней.
Парадная лестница
Сохранился почти полностью и первый этаж, занимаемый при прежнем хозяине магазином «Дрезден» — сегодня там находятся помещения Лектория. Кстати, купеческой семье Курлиных принадлежали и другие городские здания, в одном из которых сегодня размещен оригинальный Музей Модерна. А вот старинные напольные часы, находящиеся в фойе, когда-то стояли в кабинете директора коммерческого банка.
Залы Самарского Художественного музея
Уникальная возможность осмотреть залы этого великолепного сооружения конца 19 — начала 20 вв. уже является мощным стимулом для посещения Художественного музея.
В Мраморном зале
Судьба особняка в постреволюционный период была довольно бурной. Сначала он был занят общегородским клубом коммунистов. Здесь как-то даже выступал со своими стихами В.Маяковский. Позже в прекрасном особняке разместились всевозможные советские комитеты и издательства различных газет. В 1925 году здесь прошла Первая городская художественная выставка. В 30-е годы в дворцовых залах обитал Совет городских депутатов, затем партийный городской комитет.
И вот, наконец, в 1989 году хозяином прекрасного особняка стал Художественный городской музей, представивший свои экспозиции посетителям уже к концу года.
Могила Толстого
1 / 2
Могила Льва Толстого в Ясной Поляне Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
2 / 2
Могила на краю оврага, в которой будет похоронен Лев Толстой. 1910 год РИА «Новости»
Лев Толстой очень любил своего старшего брата Николая. В детстве Николай часто выдумывал для трех своих братьев и сестры всевозможные истории. Одна из них была про Фанфаронову гору: будто бы на ней можно загадать одно-единственное желание и оно обязательно исполнится. Чтобы найти эту гору, нужно было выполнить несколько условий. Во-первых, встать в угол и не думать о белом медведе. Во-вторых, пройти, не оступившись, по щелке между половицами
В-третьих, нужно в течение года не видеть ни одного зайца, не важно, «живого или мертвого, или жареного. Потом надо поклясться никому не открывать этих тайн» Л. Н. Толстой
Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 34.. Были и другие, еще более трудные условия. В том числе, прежде чем отправиться на Фанфаронову гору, нужно было открыть свои желания: «Сережа пожелал уметь лепить лошадей и кур из воска, Митинька пожелал уметь рисовать всякие вещи, как живописец, в большом виде. Я же ничего не мог придумать, кроме того, чтобы уметь рисовать в малом виде» Там же..
Но самой важной историей Николая для его брата Льва стала легенда о зеленой палочке. Николай рассказывал, что в яснополянском лесу Старый Заказ, на краю оврага, он закопал зеленую палочку, на которой написана тайна того, как сделать всех людей счастливыми, как избавить мир от болезней и неприятностей, «никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями» Там же.
Маленькие Толстые, впечатленные историей, даже устроили игру в муравейных братьев, «которая состояла в том, что садились под стулья как можно теснее друг к другу. Стулья эти завешивали платками, загораживали подушками и говорили, что мы муравейные братья, и при этом испытывали особенную нежность друг к другу» Там же., как муравьи в муравейнике. Рассказ о зеленой палочке и муравейных братьях со временем приобрел для писателя Толстого важное символическое значение: «Мы называли это игрой, а между тем всё на свете игра, кроме этого» Там же., — говорил он в своих мемуарах.
В последние годы жизни, особенно во время болезни, Толстой не раз просил похоронить его там, где спрятана тайна муравейных братьев, «…чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, снесет или свезет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки» Цит. по: А. И. Ксенофонтов. Заповедник музея-усадьбы Ясная Поляна: Очерк-путеводитель.. Просьба писателя была выполнена: его могила — это просто зеленый холмик в лесу.
Александра Леонтьевна — мать писателя
Выйдя из знаменитого рода Тургеневых, Александра Леонтьевна стала женой одного из графов рода Толстых, но не погрузилась полностью в семейную жизнь и светские мероприятия, а занялась писательской деятельностью! Ее рассказы, повести, очерки и роман издавались и пользовались популярностью.
Со временем ее цельный характер не выдержал той роли, которая была ей уготована, к тому же она полюбила другого человека – земского чиновника Алексея Бострома, с которым, как и Анна Каренина, познакомилась на светском вечере. История их любви, её борьбы с общественным мнением и с противостоянием мужа и родителей – удивительно драматична и достойна отдельного знакомства, а возможно даже романа или фильма. Эту историю можно узнать из переписки А.Толстой и А.Бострома, которая иногда выставляется в экспозиции.
Фотографии и письма А.Толстой и А.Бостром
В конце концов, беременная четвертым ребенком, оставив троих детей с мужем, Александра Леонтьевна уходит к любимому. Скандальный разрыв и развод, слушание их дела вызвали мощный общественный резонанс в свое время. Но постепенно все утихло и семья долгое время жила в небольшом имении А.Бострома на хуторе Сосновка. Там прошло счастливое детство будущего автора «Золотого ключика». Фото этих мест, а также членов семьи тоже можно увидеть на стендах первого этажа.
Фрагмент переписки
Александра Леонтьевна продолжала заниматься писательской деятельностью, ее печатали в журналах и издавали ее повести и рассказы, которые она подписывала фамилией своего любимого гражданского мужа.
Издания А.Толстой (Бостром) в экспозиции Музея
Она сама занималась обучением сына и увидев его литературные наклонности, прививала ему литературный вкус и поощряла первые писательские опыты.