Поэт Трефолев и улица его имени в Ярославле
Есть на карте Ярославля улица Трефолева. В ее названии ярославцы увековечили память о своем земляке поэте-демократе Л.Н. Трефолеве (1843-1905); поэт жил на этой улице. Трефолев был и хорошим переводчиком, редактором, историком родного края. Поэт свято верил в прекрасный завтрашний день родины. Об этом свидетельствуют хотя бы такие строки, вышедшие из-под его пера: Век жестокий, век проклятый Я едва ль переживу, Я чудесный век двадцатый Не увижу наяву. Многие стихотворения Л. Н. Трефолева благодаря напевности, простому и образному языку превратились в народные песни. Таковы, например, «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике» и «Когда я на почте служил ямщиком» (это было поэтическое переложение Трефолевым стихотворения польского поэта Владислава Сырокомли «Ямщик»).
XI-XII века
Об истории города Ярославля XI-XII мало что известно. Однако в 1071 году о нем говорилось в «Повести временных лет». В ней есть сведения о восстании волхвов в Ростовских землях из-за голода. Его возглавили два волхва от Ярослава. С ними пошли 300 человек вверх по Волге, убивая на своем пути всех знатных жен. Так они дошли до Белоозера, где отряд был разбит, а волхвы казнены воеводой Яном Вышатичем.
В истории города Ярославля есть сведения о разорении земель новгородцами. По этому поводу в летописи имеется второе упоминание града в 1149 году. А в 1152 населенный пункт неожиданно окружили волжские булгары. Много дней люди сидели в крепости в осаде, изнеможенные жаждою и голодом, ждали помощи. И она пришла от люда ростовского. Булгары были повержены, город освобожден.
Формирование и развитие Земляного города
В конце 12 века,
как уже упоминалось, ярославское население начинает осваивать землю за границей Рубленого города – так возникаетпосад . Посадская территорияв 13 веке довольно плотно обживается ремесленниками и крестьянами. Все жилые кварталы с церквями и базарами огораживаются земляной насыпью – валами. Так создавался Земляной город, просуществовавший в этих границах практическидо начала 19 века . Поэтому вся история города этого периода, строительство различных архитектурных объектов, войны и пожары являются и историей Земляного города.
План Рубленого и Земляного городов в 17 веке
В середине 15 века
Ярославль входит вМосковское княжество . Город становится краше и сильнее, и постепенно превращается в один из крупнейших городов средневековой Руси. Когда жев 16 веке он становится крупным пунктомторговли Руси с восточными странами и со странами Европы, наступает пора расцвета — Ярославль численностью народонаселения и количеством дворов в те времена уступал одной Москве.
Однако, многие строения были уничтожены в начале 17 века во время событий Смутного времени
. Но после установления Романовской монархии, город начал восстанавливаться очень быстрыми темпами как торгово-промышленный, и по торговому обороту скоро занималтретье место , после Москвы и Казани. Это способствовало развитию в городе каменного строительства.
Красавец Ярославль в 17 веке
До середины 17 века
ограждение посадской территории было сугубо земляным с периодически установленными дозорно-проездными и глухими деревянными башнями. Но после«Великого пожара» 1658 года, принесшего страшные разорения, сооружаются каменные башни — как глухие, так и проездные. Так же были увеличены земляные валы вокруг Земляного города.
Однако, эти сооружения оказались уже неактуальными (централизация страны закончилась и новых нападений не предвиделось), поэтому со временем почти все каменные башни разобрали на стройматериал. Об их облике и средневековом величии нам рассказывают чудом сохранившиеся с тех времен Волжская
и Власьевская башни.
«Власьевская (Знаменская) башня сегодня
Город разрастался и окружался Слободами
.В 17 веке шло массовое возведение каменных храмов, многие из которых сохранились до наших дней. Ярославские строители храмов выработали свой собственный почерк с использованиемполихромных изразцов и фигурных кирпичей. Городские храмы того периода отличает богатый декор, мощное пятиглавие и уникальная внутренняя фресковая роспись.
17 век стал «золотым» для ярославского каменного храмостроения. Именно в тот период были построены многочисленные посадские и слободские храмовые сооружения, являющиеся сегодня памятниками
средневековой древнерусской архитектуры. (подробнее см. Храмы Ярославля)
Ильинский храм в Земляном городе — 17 век
Во второй половине 17 столетия в Ярославль переезжает резиденция Митрополита
из Ростова, для которой строится мощный архитектурный ансамбль. О нем нам расскажут сохранившиесяМитрополичьи палаты на территории Рубленого города.
В начале 18 века
Ярославль занимает второе место после Москвы и становится крупной административной единицей. У города появляется свойГерб . Экономическое развитие идет мощными темпами, работают первыемануфактуры (полотняные в 1722 году), развиваются многочисленныеремесла – кожевенное, свечное, кирпичное и т.д. Появляются учебные заведения в видеЦифирной школы и Духовной семинарии, организуется первый русскийТеатр (ныне Театр драмы им.Ф.Волкова).
Драматический театр им.Ф.Волкова
В 70-х гг. 18 века
началась повсеместная эпоха градостроительных перемен, которая, конечно же, затронула и Ярославль. Земляной город к началу 19 века утрачивает свои границы и становится частью по-новому организованного Ярославля.
Культурное и историческое значение города
На месте слияния Которосли и Волги еще в 11-м веке была возведена крепость, которая должна была защитить подступы к Ростову Великому. Свидетелями жестоких и самоотверженных битв русских воинов с ордынскими захватчиками стали стены Спасского монастыря. В город для освобождения Москвы стекалось ополчение Минина и Пожарского. Здесь, в Ярославле, был обнаружен один из списков «Слова о полку Игореве», жемчужины литературы Древней Руси. С именем этого великого города, расположенного на Волге, также связаны многие биографические факты из жизни великих деятелей культуры нашей страны: Ф.Г. Волкова, режиссера, актера и драматурга, Н.А. Некрасова, дорогого русскому сердцу поэта, Л.Н. Трефолева, поэта-демократа, А.М. Опекушина, скульптора, Л.В. Собинова, певца, А.И. Саврасова, художника. Заглянем в далекое прошлое нашей страны, где со множеством легенд и народных преданий соседствуют летописные свидетельства.
Истоки
История герба Ярославля начинается в 1577 году. Тогда на печати Ивана Грозного была изображена геральдическая эмблема. Она представляла собой рыбу, ибо в городе на Волге рыболовство играло значительную роль.
Позже символом земли Ярославской стал медведь. Первое изображение этого животного появилось в 1672 году как эмблема княжества Ярославского. На эмблеме был изображен черный медведь в круге. В правой передней лапе животное держало разновидность копья под названием протазан. Левая передняя лапа была вытянута. Под символом княжества — лес и трава.
Медведь считался символом мужества. Среди обывателей ходило предание о том, что эмблема утверждена в честь сражения Ярослава Мудрого с медведицей. Впоследствии медведица была им убита.
Шло время, менялись и детали герба. В частности, были внесены изменения в позу медведя. Изменился и предмет в лапе покровителя Ярославля. В 1692 году официально возник такой термин, как городской герб Ярославля. А в 1730 году утвердили его официально. На фигурном щите стоял медведь черный. В его лапе — красный чекан, поле желтое.
В 1778 году утвердили новое описание герба. Кроме своего основного функционала, он стал гербом наместничества и губернии. Выглядел новый герб, как стоящий в серебряном щите медведь. Сам щит представлял собой прямоугольник, заостренный книзу. В левой лапе медведя находилась золотая секира.
Существует еще одно описание Ярославского герба, датированное 1856 годом. Он не был утвержден официально, но находился в употреблении. Черный медведь в серебряном щите идет на задних лапах. Основное убранство щита — императорская корона и золотые ветви дуба, соединены Андреевской лентой. Эти украшения соответствовали губернии. В левой лапе медведя — золотая секира.
В Советском Союзе герб Ярославля не находился на своем месте. Однако являлся историческим символом города.
Схватка с диким зверем
Краткая версия «медвежьей истории» Ярослава повествовала о том, как в ходе военного и миссионерского похода князя, занимавшего тогда престол в Ростове, он оказался в месте впадения в Волгу реки Которосли. Воины, сопровождавшие князя, задержались в непроходимом лесу и Ярослав вышел на высокий волжский берег в одиночестве. Неожиданно из чащи появилась огромная медведица и бросилась на человека, вооруженного только боевым топориком.
Когда дружинники из охраны обнаружили своего князя, они увидели Ярослава стоящим на берегу, а у ног его –огромного зверя, зарубленного секирой. В честь своей победы и чудесного спасения, Ярослав повелел возвести церковь во имя пророка Ильи, с которой и начался новый город, а медведь с боевым топором на плече украсил собой герб Ярославля.
Демография
Для получения достоверной демографической картины, необходимо знать естественный прирост населения. Параметр наглядно показывает, какое актуальное соотношение рождаемости/смертности прослеживается.
В Ярославле на 2021 наблюдается снижение показателя. Та же ситуация прослеживается в области. Естественная убыль жителей увеличилась на 760 по сравнению с картиной на 2021 год. Число рожденных снизилось на 1116, умерших минус 356 горожан.
Основными причинами высокой смертности называют тяжелые сердечнососудистые заболевания, онкологию, внешние факторы. Среди внешних факторов: ДТП, убийства, самоубийства.
Современное состояние
Следующую знаменательную дату — тысячелетний день рождения – город встречал, уже имея официально утвержденные флаг и герб Ярославля. Фото горожан и многочисленных гостей города, сделанные в дни празднования, запечатлели многообразные воплощения исторического символа. Медведь с секирой встречался в виде огромных скульптур на площадях и улицах, он украшал древние и современные фасады зданий, клумбы в садах и парках.
Зверь, который для многих является не только символом одного старинного русского города, а целой страны, красуется на футболках ярославского «Шинника» и на хоккейных свитерах «Локомотива» — не последних клубов в отечественном спорте. Он знаком ценителям популярной продукции Ярославского ликеро-водочного и пивзавода и конечно, многочисленным туристам, путешествующим по Золотому кольцу России.
Что еще посмотреть в Ярославле
Помимо Рубленого города в Ярославле есть множество других исторических и архитектурных достопримечательностей, заслуживающих внимания:
- Церковь Иоанна Предтечи. Является одним из самых значимых храмов Ярославля. Выглядит очень красиво благодаря отделке из красного кирпича. Имеет большое количество декора в виде цветных изразцов, растительных орнаментов, фигурных кирпичей. Снаружи напоминает дворец из русских сказок. В теплое время года на ее территории функционирует музей, в остальное время она закрыта для посетителей.
- Набережная Волги и Которосли. Отличное место для неспешных прогулок в окружении красивой природы. Здесь разбит большой парк, в котором установлено колесо обозрения. По мосту можно пройти в еще один парк, расположенный на Даманском острове. Здесь полно развлечений для взрослых и детей. Любимейший парк «Стрелка» находится в историческом центре города.
- Музей игрушек и сувениров «Мой любимый мишка». Это место будет интересно посетить с детьми. Его экспозиция в основном представлена медведями разных форм и размеров. Помимо плюшевых медведей есть резиновые, кожаные и фарфоровые. Некоторым из них насчитывается несколько десятков лет, есть и современные игрушки. Для гостей устраивают увлекательные мастер-классы по изготовлению мягких игрушек. В музее работает буфет, где угощает сладостями и чаем.
- Театр драмы имени Волкова (пл. Волкова, 1). Вечер в городе можно скрасить походом в театр. Именно в Ярославле появился первый русский театр. Здесь ставят классику и современную драматургию.
- Планетарий имени Терешковой (ул. Чайковского, З). Культурно-просветительный центр носит имя первой женщины, которая совершила полет в космос. Планетарий открыт ко дню тысячелетия Ярославля. Занимает площадь в 300 кв метров, на которой показывается трехмерное изображение небесных объектов. В теплое время года туристы любят посещать обсерваторию, где можно посмотреть в телескоп на другие планеты и звезды.
Театр имени Федора Волкова
На этом список интересных мест не заканчивается. В Ярославле есть множество других храмов, музеев и парков, которые будут интересны туристам.
Топонимика и структура названия города Ярославля
Итак, налицо связь топонима Ярославль с именем основателя города Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим киевским князем. Структура названия довольно проста. Топоним образован от антропонима Ярослав при помощи суффикса-форманта –j-. Это наиболее древний тип, характерный для названий славянских городов; формант –j-унаследован еще от праиндоевропейской эпохи и проявляется в древнейших записях. У славян этот формант образовывал притяжательные прилагательные. В топонимии при его помощи образовывались названия преимущественно со значением притяжательности от личных имен, т.е. «чей город?» — город Ярослава, город Владимира, город Изяслава и т.п. Иными словами, Ярославль – Ярославов город. Эта словообразовательная модель в русской топонимии давно уже стала непродуктивной. Откуда в топониме взялась буква (звук) л? Лингвисты называют его «л эпентетическое». Появление его вызвано фонетическими изменениями, происшедшими в составе названия в момент присоединения к основе слова форманта –j-, поскольку ему предшествовал губной согласный звук. Названия населенных пунктов на –славль из княжеских имен на -слав особенно характерны для периода строительства укрепленных городов удельными князьями.
Ярославль в Смутное время (1601—1612)
В начале XVII века Ярославль, так же, как и вся страна, пережил Смутное время. Это была славная страница в истории Ярославля. После того, как был свергнут Лжедмитрий I в 1606 году в Ярославль были сосланы его жена Марина Мнишек и его тесть Ежи Мнишек и вместе с ними ещё 375 поляков.
В 1608 году к Ярославлю подошли войска Лжедмитрия II. Воевода Фёдор Петрович Барятинский решил сдаться. Ярославцы заплатили немалую контрибуцию в 30 тысяч рублей, но, несмотря на это, поляки грабили и избивали жителей. Попытки сопротивления были жестоко подавлены.
В апреле 1609 года, разбив недалеко от города польский гарнизон под руководством Тышкевича, в Ярославль вступило ополчение под руководством Никиты Вышеславцева. По его приказу в городе началось ремонт и строительство укреплений. В мае 1609 года Ярославль выдержал 24-дневную осаду поляков.
В память об этих событиях в Ярославле был заложен храм Казанской Божьей матери. В 1610 году при этом храме, вместо сожжённого поляками Рождественского монастыря, был основан Казанский женский монастырь.
С апреля по июнь 1612 года в Ярославле располагалось второе ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, а Ярославль на это время стал фактически столицей Русского государства. Герб Ярославля венчает шапка Мономаха как раз в память об этих событиях.
Названия улиц Ярославля и внутригородская топонимика
Ярославль — дворянская улица. Старая открытка.
Рассказывая о Ярославле, история названия города, городских топонимах и географических названиях в его окрестностях, нельзя не обратить внимание на один факт. Ярославль – один из древнейших русских городов с богатой, многовековой историей, с характерными природными особенностями
Однако, взглянув на современную карту Ярославля, вы не найдете на ней достаточного количества старых и образных старинных наименований, возникших в прежние столетия или данных в память о прошедшем (как, например, в Москве). Внутригородская топонимия Ярославля носит в основном современный характер: Народный переулок, Советский переулок, Революционная, Первомайская, Депутатская, Большая Октябрьская, Школьная, Кооперативная улицы, улица Свободы, Республиканская улица, площадь Труда, Малая Пролетарская и Малая Химическая улицы. В Ярославле есть и такие названия, которые несут в себе лингвоисторическую информацию, непосредственно связанную с более ранней историей города: улицы Некрасова, улица Городской Вал, Мельничный переулок, Ямская улица, улица Матросский Спуск, Суздальская улица и другие. Стандартизация внутригородской топонимии – явление широко распространенное, это особенно обращает на себя внимание в старинных русских городах. На наш взгляд, вопрос о наименованиях и переименованиях улиц, площадей и т.п. в таких города и поселках нуждается в серьезном анализе. Возможно, следует ускорить работу над официальным документом, регламентирующим присвоение новых названий внутригородским объектам (существующие инструкции касаются лишь названий самих населенных пунктов и иных географических объектов). В работе над таким документом (и приложением к нему) могли бы более продуктивно участвовать и языковеды, историки, географы.
«Титулярник» Алексея Михайловича
«Большая государева книга или Корень российских государей («Царский Титулярник») – знаменитая рукописная книга, изготовленная в четырех экземплярах (на сегодня известны три) – главное справочное руководство по геральдике, относящейся к внутренней и внешней политике русского государства XVII века.
В нем, изготовленном в 1672 году, неизвестными русскими мастерами под руководством боярина Артамона Матвеева, стоявшего во главе Посольского приказа, впервые обнародован медведь — герб Ярославля. История последующих модификаций такой эмблемы связана с различными видами боевого оружия, которое он держит в лапах. Специалистами по старинному вооружению опознаны несколько разновидностей боевого топора, относящегося к колющего и рубящему холодному древковому оружию.
Экономическое процветание Ярославля
Ярославль быстро отошёл от последствий Смуты. Он развился в крупный торговый и ремесленный центр. Если в 1614 году было около 900 населённых дворов, то к середине XVII века их было уже 2 тысячи и в них проживало 15 тысяч человек — больше тогда было только в Москве, по описи же 1678 года в городе насчитывалось уже 2936 дворов.
Во второй половине XVII века было около 1200 ремесленников более 100 специальностей 17 отраслей, особенно выделялось кожевенное производство. Производились металлические и глиняные изделия, шерстяные и льняные ткани. По прежнему была развита рыбная ловля. Почти четверть всей площади Земляного города занимала торговая территория — от Волги до церкви Спаса на Городу, также торговля велась около Спасского монастыря и в слободах.
Экономическое процветание содействовало культурному росту. XVII век стал для Ярославля веком храмового строительства — за столетие было построено 3 монастыря, 48 церквей, из них 35 каменных. Сложился своеобразный «ярославский» стиль (полихромные изразцы, фигурные кирпичи). Ярославские мастера приглашались для строительства в Москве и других городах. Храмы отличались размерами, богатым декором, мощными пятиглавиями, уникальными росписями.
Процветала иконопись и стенопись. В них широко распространяются бытовые и исторические сюжеты, часты житийные иконы. Местные иконописцы получают широкую известность, многие из них работали при царском дворе. В монастырях активно писались сказания о чудотворных иконах, особенно известно «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богоматери».
В 1722 году купцом Гостиной сотни Максимом Семёновичем с сыновьями Иваном, Дмитрием и Гаврилой Затрапезными, и голландцем Иваном Тамесом началось строительство полотняной мануфактуры на правом берегу Которосли за Новофёдоровской слободой у Кавардаковского ручья — одной из самых первых и крупных в стране. В первые годы на 172 станах работали более 500 человек, через пять лет было уже 1406 рабочих (860 мужчин и 546 женщин). В 1723 году при мануфактуре построили шелкоткацкое предприятие — «лентовую фабрику».
Продукция Большой мануфактуры, выпускавшей льняные изделия, обладавшие сложным рисунком, прочностью и хорошей выработкой, пользовалась спросом на рынке. В 1765 году эту мануфактуру купил Савва Яковлевич Яковлев — при нём численность рабочих увеличилась до 9 тысяч человек, а изделия стали поставляться к императорскому двору.
Малая мануфактура была куплена купцом Г. Углечаниновым в конце XVIII века. При нём она имела 220 станков и развивала полотняное и шёлковое производство. Пряжа закупалась у местных жителей, шёлк привозили из Персии, хлопчато-бумажную пряжу — из Средней Азии, краски — из Астрахани и Кизляра.
В 1786 году в Ярославль из Ростова была перенесена кафедра Ростовской епархии (с тех пор это Ярославская и Ростовская епархия). Спасский монастырь, в связи с этим, был преобразован в Архиерейский дом. В 1788 году в библиотеке последнего настоятеля монастыря было найдено уникальное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
В 1778 году был утверждён первый регулярный план застройки Ярославля. Улицы стали направляться от одной церкви или башни к другой. Центром планировки посада стала церковь Ильи Пророка, около неё была создана Ильинская площадь, на которой построены здания присутственных мест и дворец наместника (снесён по указу Павла I). За снесённые для перепланировки дома выплачивались средства из казны на строительство новых. Главный стиль строительства в этот период — классицизм. К концу XVIII века в городе было уже 334 каменных дома и 785 каменных лавок.
В конце века в Ярославле насчитывалось 180 фабрично-заводских предприятий.
В 1777 году в Ярославле основано училище для дворянских детей (дворянская гимназия) и народная школа при городской богадельне (городовая школа). Там преподавали закон Божий, историю, географию, грамматику, рисование, французский и немецкий языки. 22 сентября 1786 года открылось Главное народное училище для детей всех сословий (37 из 66 первых учеников были дворянами) и Дом призрения ближнего (воспитание сирот, забота об увечных и престарелых обоих полов и всех сословий, кроме крепостных), в котором обучались 56 мальчиков и 24 девочки.
В 1881—1887 и в 1897—1905 годах городским головой был Иван Александрович Вахромеев. При нём в Ярославле появился водопровод (1883), телефонная связь, электрическое освещение и трамвай (1900). Вахромеев прославился как предприниматель, коллекционер и меценат (ремонт в 1899—1902 годах церкви Ильи Пророка). Телеграфная линия с Москвой появилась в городе ещё в 1860 году.
Медвежий Угол
Существовала и более пространная версия. В месте впадения Которосли в Волгу располагалось финно-угорское поселение под ставшим нарицательным именем – Медвежий Угол. Однажды жители этого языческого городка, отличавшиеся буйным нравом и разбойничьими повадками, разграбили большой торговый караван, плывший по Волге. Ярослав со своей дружиной подступил к стенам Медвежьего Угла, потребовав выдать ему для наказания виновных в таком бесчинстве.
Вместо этого язычники, которые по версии некоторых ученых, исповедовали древний медвежий культ, выпустили на князя этих кровожадных зверей. Но Ярослав с дружинниками не дрогнул и не побежал, а порубил это «дикое» войско боевыми топорами. Герб города Ярославль с медведем – дань памяти этому яркому событию в истории города, возникшего вскоре на месте легендарного языческого поселения.
Названия городских улиц
Нельзя не заметить один факт, описывая город Ярославль. История, достопримечательности его — все это очень интересно. Однако не менее любопытны и сами названия, связанные с этим местом. Как известно, Ярославль — один из наиболее древних городов Руси с многовековой историей, природными особенностями. Но, взглянув на карту города сегодня, мы не встретим множество образных, древних наименований. Названия улиц следующие: Революционная, Советский переулок, Депутатская, Первомайская, Кооперативная, Школьная и др. Однако встречаются и названия, связанные с историей этого города: Мельничный переулок, Городской Вал, Некрасова, Ямская, Суздальская, Матросский спуск и др.