Интерьер Исаакиевского собора
Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.
Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).
В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.
Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.
Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.
Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.
Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.
Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.
Всего в соборе 62 мозаики.
Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.
Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.
Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.
— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;
— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;
— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;
— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.
В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.
Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.
Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).
Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.
Диаметр купола собора составляет 22 метра.
Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн
Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.
В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.
В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.
Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.
Собор сегодня
В 1948 году храму был присвоен музейный статус. Лишь в 1963 году закончилась реставрация Исаакиевского собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а памятник Фуко, свидетельствующий о том, что Земля вращается, сняли.
Как уже упоминалось, в 1990 году в храме была совершена первая, после долгого перерыва, Божественная литургия Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
В 2005 году между музеем-памятником “Исаакиевский собор” и Санкт-Петербургской Епархией было подписано соглашение о совместной деятельности. Сейчас службы в храме проводятся каждое воскресенье и в праздничные дни, а также концерты и экскурсии для детей и взрослых.
Экскурсии
В Исаакиевском соборе проводятся тематические экскурсии, билеты на которые можно приобрести в кассах музея. Для организованных групп необходима предварительная запись.
Название | Описание | Стоимость билета |
Художественное убранство Исаакиевского собора | Интерьер собора как образец синтеза различных видов монументально-декоративного искусства | Группа от 1 до 5 человек: 600 руб. Группа от 6 до 20 человек: 1 000 руб.
Группа от 21 до 30 человек: 1 500 руб. |
Скульптура Исаакиевского собора | Рассказ о пластическом убранстве интерьера и наружной скульптуре собора | 400 руб. |
Библейские сюжеты в живописи Исаакиевского собора | Знакомство росписями на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Рассказ об основных живописных работах. | 400 руб. |
Чтобы помнили… | Мемориальная выставка в подвале собора посвященная подвигу музейных работников в военные годы. Экскурсия проводится по предварительной записи | бесплатно |
Для посетителей с ограниченными возможностями в Исаакиевском соборе предусмотрена дополнительная услуга – посещение смотровой площадки с экскурсией.
Экскурсионные программы
Государственный музей-памятник Исаакиевский собор организует автобусные и теплоходные экскурсии по храмам Петербурга. Билеты на прогулку можно приобрести как в кассах, так и на официальном сайте музея. Экскурсии проводятся не каждый день, о датах и времени необходимо уточнить заранее.
Название | Программа | Продолжительность | Стоимость билета |
Соборное кольцо | Исаакиевский собор с подъемом на колоннаду, Князь-Владимирский собор, Спаса на крови, Музей камня | 4 часа 30 минут | Полный: 1 200 руб. Льготный: 600 руб. |
Небесные покровители и святыни Санкт-Петербурга | Часовня Ксении Петербургской, Казанский собор и Иоанновский женский монастырь | 3 часа 30 минут | Полный: 600 руб. Льготный: 400 руб. |
Венценосная семья – Царское село | Екатерининский дворец, Государева ратная палата, Феодоровский Государев собор | 6 часов | Полный: 1 500 руб. Льготный: 800 руб. |
Венценосная семья — Петергоф | Дворец Петра I в Стрельне, Большой Петергофский дворец, Нижний парк | 7 часов | Полный: 1 500 руб. Льготный: 800 руб. |
Династия Романовых – XVIII век | Проводится для организованных групп по предварительной записи. Медный всадник, памятник Екатерине II на площади Островского, Памятник Павлу I, Петропавловский собор, Казанский собор | 3 часа 30 минут | Стоимость зависит от количества участников |
Подвиг блокадного Ленинграда | Монумент героической обороне Ленинграда, Московский парк Победы, мемориальная экспозиция Исаакиевсого собора | 3 часа 30 минут | Полный: 650 руб. Льготный: 500 руб. |
Название | Программа | Продолжительность | Стоимость |
Соборное кольцо | Спас на Крови, теплоходная прогулка по рекам и каналам, Исаакиевский собор | 3 часа | Полный: 1 200 руб. Льготный: 600 руб. |
Северная Венеция | Реки и каналы Петербурга. Маршрут проходит по Фонтанке, Мойке и каналу Грибоедова | 1 час | Полный: 600 руб. Льготный: 400 руб. |
К льготной категории граждан относятся:
- школьники от 7 до 18 лет
- студенты
- пенсионеры
При покупке тура необходимо предъявить соответствующие документы.
Колокольня и купол
По задумке архитектора, над собором было возведено 5 куполов. Центральная, самая объемная маковка, условно разделена на 3 части:
- нижнюю
- среднюю
- наружную
Благодаря размерам, Исаакий давно утвердился в рейтинге крупнейших купольных сооружений мира. Диаметр наружной части – 25 м, а внутренней – 22,15 м. Свод собора возвышается на расстоянии 101,5 м от земли. По окружности купола находятся 24 окна. Вокруг срединной части проходит балюстрада. На постаментах установлены 24 скульптуры ангелов, символизирующих людские добродетели. Верхушка свода увенчана «фонарем». В оформлении этого архитектурного элемента использовались:
- 8 оконных проемов полукруглой формы
- 8 коринфских колонн
- изображение Святого Духа в образе голубя, выполненное из посеребренной бронзы
Сверху на навершии фонарика установлен крест. Церемония его установления прошла в торжественной обстановке в 1839 г. Для совершения молебна на специальную платформу поднялись священнослужители и освятили крест. Для золочения всех 5 глав храма израсходовано 100 кг золота.
При храме построены 4 угловые звонницы. Внутри них подвешены колокола, изготовленные из сплава серебра, меди и олова. Самый большой набат имеет массу 30 т. Он с 1848 г. располагается в северо-западной башне.
Архитектурные и культурные достопримечательности
Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.
Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.
Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота.
По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово
При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.
На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики.
Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи.
Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом
Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.
Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.
История постройки
Три варианта собора
Таким, каким мы привыкли видеть Исаакиевской собор сегодня, он был не всегда. История постройки всех вариантов собора насчитывает более 100 лет, а началась она в 1710 г., почти сразу после основания Санкт-Петербурга.
Деревянная церковь имени Исаакия Далматского была возведена на месте бывшего чертёжного амбара. В 1712 г. в ней венчались Пётр I и его вторая жена — Екатерина I.
Уже в 1717 г. церковь стала нуждаться в реконструкции и началось строительство нового здания, уже каменного. Пётр I заложил первый камень будущей постройки, но и она просуществовала всего несколько десятилетий.
Несколько раз во Вторую Исаакиевскую церковь била молния, в итоге грунт под зданием начал оседать, из-за того, что церковь находилась на берегу реки Невы. Стало ясно, что здание нужно кардинально перестраивать или переносить в другое место. В 1760 г. было принято решение о постройке нового храма.
Созданный при Павле I в 1802 г. Третий Исаакиевский собор вызвал много насмешек и возмущения у современников того времени. Завершённый и освящённый храм сразу же назвали не соответствующим парадной застройке центра города и объявили о его перестройке.
Конечный вариант собора получил своё название в честь Святого Исаакия, в день памяти которого родился Пётр I. Александром I был объявлен конкурс на возведение храма, но ни один из представленных проектов ему не пришёлся по душе по различным причинам.
В итоге только через 9 лет началось строительство по проекту молодого французского архитектора Огюста Монферрана, представившего на одобрение Александру I 24 изображения здания в различных вариациях.
В 1819 году началась закладка нового храма. В 1858 состоялось освящение собора в присутствии Александра II и членов Императорской семьи.
Архитекторы
Для возведения Первой Исаакиевской церкви в 1710 году из Голландии прибыл архитектор Герман ван Болес. Постройка получилась одноэтажной и простой в оформлении.
К возведению Второй Исаакиевской церкви приложили руку сразу несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Гаэтано Киавери, Яков Неупокоев и Михаил Земцов. После пожара церковь отстраивалась уже по проекту Пьетро Трезини, до того, как храм решили перенести в другое место.
Создание проекта Третьей Исаакиевской церкви было поручено Савве Чевакинскому, чьё творение так и не было реализовано, но, по утверждениям современников, идея переноса собора на другое место предложена именно им. Следующий проект собора принадлежал Антонио Ринальди, но и в этот раз храм был достроен только до карниза.
Закончена Третья Исаакиевская церковь была благодаря проекту итальянца Винчензо Бренне, храм получился несуразным и не приглянулся вошедшему на престол Императору Павлу I.
В конкурсе на строительство Исаакиевского собора приняли участие лучшие зодчие того времени: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Василий Стасов и другие. Но, после того, как рисунки будущего собора Огюста Монферрана были одобрены Александром I, ему было в 1818 г. доверено разрабатывать проект возведения Собора.
Небольшой опыт в строительстве, молодой возраст — всё это привело к тому, что в проекте были допущены грубейшие ошибки, о чём в своей докладе указал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи.
Строительство пришлось прекратить. Окончательно собор был закончен лишь в далеком 1858 году, под руководством того же Огюста Монферрана, создавшего новый масштабный проект в стиле классицизм.
Колоннада Исаакиевского собора
Модель лесов для установки колонн
Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — это его колонны. Нижний уровень представлен могучими восьмиколонными портиками, получившими дополнительные украшения в виде статуй и барельефов. Верхний уровень – это собственно соборная колоннада.
Колонны сделаны из гранитного монолита, которые добывали под Выборгом и переплавляли по воде в Санкт-Петербург. Чтобы доставить их до строительства, в городе проложили специальную железную дорогу. Уже на месте бригада камнетесов доводила заготовки до требуемого состояния.
Колонны высотой 17 метров весили 114 тонн. Для их подъема использовали специальные леса, спроектированные инженером А. Бетанкуром. Благодаря лесам на подъем одной колонны уходило всего 40-45 минут. Вопреки принятым правилам строительства в России, для Исаакия сначала установили все колонны, а потом уже построили стены.
Верхние 24 колонны, каждая из которых была размеров в 14 метров и весила до 67 тонн, поднимали на высоту в 43 метра. Они составили, так называемый, барабан, на котором позже установили купол храма. Стенки барабана прорезаны 12-ю гигантскими окнами, через которые открывается великолепный вид на город.
Сейчас колоннада преобразована в смотровую площадку, с которой каждый желающий может посмотреть на панораму города, если, конечно, рискнет туда подняться. Дело в том, что туда нет лифта, а ведут две винтовые лестницы, в каждой из которых 262 ступени. По одной из них люди поднимаются наверх, по другой – спускаются. Примечательно, что каждая 10-я ступенька подъема пронумерована. Цифра на ней показывает, сколько еще ступеней надо пройти человеку, чтобы подняться на площадку колоннады.
Описание
Оказавшись в историческом центре Санкт-Петербурга на берегах Невы нельзя не заметить, что в ряду архитектурных ансамблей набережных выделяется здание, поражающее своими размерами и монументальностью – это Исаакиевский собор. При приближении к этому колоссу, восхищение от его мощи усиливается, осознание того, что это было создано гением человеческих мысли и труда, приводит в восторг. Наряду с Петропавловским собором, Исаакий, как архитектурный памятник, является одной из градообразующих доминант исторического центра города на Неве. Фото с парадными видами Исаакиевской площади публикуются во всех путеводителях по Санкт-Петербургу.
Колоннада — лучшая смотровая площадка
Собор обращает на себя внимание благодаря своим размерам и внешнему виду. Его наиболее впечатляющим элементом является центральный купол, диаметр которого составляет почти 26 метров
По периметру купол опирается на колоннаду.
Колоннада расположена на внушительной высоте в 43 метра. Этим элементом собора можно не только любоваться со стороны, но и осмотреть с ее высоты город. Именно здесь находится смотровая площадка Исаакиевского собора, которая открыта для посетителей.
Любой желающий может подняться, преодолев 262 ступеньки и полюбоваться великолепным видом исторической архитектуры Санкт-Петербурга.
Колоннада состоит из 24 огромных колонн, каждая из которых весит 67 тонн. Подняться сюда можно по винтовой лестнице, преодолев предварительно несколько сотен ступенек. Вход на площадку расположен с южной стороны храма, а выход – с северной.
Подняться на Исаакиевский собор можно в любое время года. С 1 ноября по 30 марта каждая третья среда месяца – выходной день. Полюбоваться прекрасными городскими видами можно ежедневно, с 10.30 до 18.00. Площадка работает и вечером, до 22.30.
Вид на Александровский сад
За посещение площадки придется заплатить. Цена билета днем в два раза ниже, чем в вечером. Билеты продаются в кассах около входа в храм. Актуальную стоимость билетов можно узнать на официальном сайте.
Внутреннее убранство собора.
Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.
Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.
Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.
Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.
Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.
Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.
В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.
Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.
Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.
Внешний вид собора
При одном только взгляде на Исаакиевский собор сразу становится понятно, что храм отличается от себе подобных. И не только своей монументальностью, но и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.
На строительство храма было выделена колоссальная по тем временам сумма — 23 000 000 рублей. К сведению, дом в те времена можно было построить за 130-140 рублей.
При строительстве использовались 43 породы минералов, для цоколя — гранит, для стен — серый рускеальский мрамор. Гранит для Исаакия привозили с берегов Финского залива на специальных судах в виде огромных гранитных блоков.
Исаакий украшают 112 колонн, выполненных из цельного камня. Со всех сторон собор декорирован колонными портиками, на них красуются фигуры 12 апостолов и фронтоны, украшенные горельефами скульптора Ивана Витали на библейский манер. Благодаря идее этого же скульптора в оформление собора удачно вписались дубово — бронзовые двери. На них изображены сцены из жизни Иисуса Христа и фигуры святых.
История создания Исаакиевского собора
Фундамент собора
Колоссальное здание требовало крепкого фундамента: понадобилось не менее пяти лет на его сооружение. Только просмоленных сосновых свай было заложено порядка 11 тысяч. Соблюдалась непростая технология: сначала вручную рылись траншеи, вода выкачивалась. Затем на близком друг от друга расстоянии забивались 6-метровые сваи. В промежутки засыпали древесный уголь и плотно утрамбовывали. Поверх укладывали гранитные плиты.
Колонны Исаакиевского собора
Также вручную производилась вырубка гранитных блоков для огромных колонн, украшающих портики здания с четырех сторон. По контуру заготовки в просверленные отверстия вставляли железные колья, по которым десятки рабочих по знаку инженера с силой ударяли. В появившуюся трещину вставляли клинья с кольцами для привязывания каната. Канат тянули 40 человек.
На строительство собора было созвано до 400 тысяч чернорабочих. Из них примерно 100 тысяч погибло в результате несчастных случаев или заболеваний.
Для транспортировки колонн потребовались специальные плоскодонные суда и по два парохода на каждое судно. Доставка гранита к строительной площадке впервые в России осуществлялась по рельсам.
Рассматривая проект Монферрана, Александр I однажды выразил сомнение в технической возможности подъема тяжелых и длинных колонн. По его предложению и приказу архитектор изготовил деревянную модель лесов для демонстрации оригинального способа. На ее изготовление было затрачено около 6000 рублей (примерная стоимость кареты). Через 9 месяцев, когда модель была готова, ее показывали уже следующему императору Николаю I. Двенадцать человек крутили уменьшенные в 16 раз лебедки и поднимали макет колонны. После этого модель, скорее всего, находилась на стройплощадке и служила наглядным пособием.
Устанавливать 114-тонные колонны пришлось до возведения стен. Это был чрезвычайно сложный и поэтому важный процесс. При подъеме первой колонны в 1828 г. присутствовала императорская семья с многочисленными иностранными гостями. Всего предстояло установить 48 колонн нижнего пояса. Потребовалось более двух лет для завершения этой фазы строительства.
В 1837 г. дошла очередь для 24 колонн верхнего пояса. 64-тонные колонны предстояло поднять на высоту 43 метра. Их обвязывали веревками и подтягивали на веревках по деревянному настилу.
Купол Исаакиевского собора
Первоначальный проект подвергался переделке во время строительства. К моменту возведения купола Монферран решил делать его не из кирпича, как было задумано, а из металла для облегчения конструкции. Купол состоит из трех частей: внутри полусфера, в средине — коническая конструкция и снаружи — параболический свод. Пространство между ними проложено голосниками – коническими сосудами, улучшающими акустику здания и защищающими от холода. Потребовалось около 100 тысяч керамических горшков.
Для золочения купола было использовано 100 кг червонного золота. Благородный металл растворяли в ртути и прокаливали до полного растворения последней. Это метод огневого золочения (жженого злата), известный еще в Древней Руси. Он предохраняет поверхность от коррозии, обеспечивает прочность покрытия на полтора столетия, но при этом крайне токсичен. При выполнении этих работ собора погибло около 60 мастеров.
До сих пор купол Исаакиевского собора является самым большим позолоченным куполом в мире. Его диаметр составляет более 25 метров. Позолота выполнена настолько тщательно, что не потребовалась реставрация даже после разрушительной блокады во время Великой Отечественной войны.
Практические рекомендации
Лестница, ведущая наверх, винтовая и очень крутая.
Голова у вас, конечно, не закружится, но уровень аккуратности и осторожности должен быть повышенный
И еще на этой лестнице, как видите, получаются симпатичные фотографии.
Непосредственный выход на поверхность выглядит вот так:
Но и это не все. Перед смотровой площадкой вас ждет еще одна лестница:
На фотографии выглядит немного жутко, но на деле ничего страшного. Единственное, что бы мы порекомендовали в плане лестниц – надевать удобную обувь с подошвой, которая плотно держит контакт с поверхностью. Никаких, понятное дело, каблуков. Вполне подойдут кроссовки, мокасины, сандалии, кеды.
С колоннады открывается обзор на крыши Петербурга, из общего горизонта выбиваются основные достопримечательности и прочие архитектурные доминанты. На фотографии ниже выдаются купол Казанского собора и башня бывшей Городской думы (ныне находится во владении Сбербанка).
Шпили Адмиралтейства (на переднем плане) и Петропавловского собора (на заднем плане).
Колоннада менее всего загружена по утрам в рабочие дни, больше всего – в обед и вечером в праздничные. Есть еще такой фактор, как солнечная / пасмурная погода. Когда светит солнце, людей немного больше.
Вдалеке – купола Спаса-на-Крови, он же, если официально Собор Вознесения Христова. Он, кстати, является филиалом музея Исаакиевский собор.
Вид на Неву и Университетскую набережную с Меншиковским дворцом (желтое здание слева) – филиалом Эрмитажа. В общем, в Петербурге, куда ни глянь, – всюду музей, даже если это изначально дом первого генерал-губернатора города или церковь, построенная на месте убийства императора. Военный корабль здесь стоит не постоянно, прибыл в акваторию Невы на военно-морской парад в честь 70-летия Победы.
Статуя как бы предупреждает взмахом руки: переходить на красный нельзя. Но на самом деле мы разместили эту фотографию, чтобы в сравнении статуи и пешеходов вы, взглянув на людей-«лилипутов» внизу, получили ощущение высоты.
Вид на краны стивидорных компаний Большого Порта Санкт-Петербург:
Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (не путайте с Медным всадником, он с прямо противоположной стороны собора) и Мариинским дворцом, в котором заседает (иногда небесполезно) Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
И в завершение еще парочка видов:
Особенность местности. Помимо совета надеть удобную обувь, мы дадим еще некоторые рекомендации:
1. Надевайте или берите с собой теплую одежду, хотя бы свитера или кофты. На высоте гуляют ветры.
2. Фотографировать почти всегда приходится против света: за вами собор, перед вами – открытое пространство. Знатоки фотоискусства знают, что делать, остальным просто советуем снимать на автомате.
3. Детишек младше 7-8 лет мы брать с собой не рекомендуем.
4. Селфи-палки выручат не только вас, вам скажут спасибо и другие посетители, поскольку упомянутые устройства экономят пространство и не заставляют других ждать, пока один фотографирует другого на фоне крыш Петербурга.
5. Для тех, кто боится высоты, скажем, что ничего страшного нет. Шанс упасть с колоннады не то что минимальный, его почти что нет. Винтовая лестница в плане травм и падений предоставляет куда как больше возможностей.
Иван Семенов
Купол собора.
Особое конструктивное решение было придумано для купола собора, образцом для которого послужил купол Святого Павла в Лондоне. Для распределения нагрузок и уменьшения веса Огюст Монферран применил металлическую конструкцию, состоящую из трех купольных частей. Первый внутренний, срезанный сверху купол опирается на четыре мощных пилона. Металлические конструкции обшиты досками, покрыты просмоленным войлоком и оштукатурены. Расписал интерьерные поверхности художник Карл Брюллов. Второй внутренний купол опирается на внутренний свод и поддерживает световой фонарик, он изнутри расписан под голубое звездное небо с золотыми лучами. Этот художественный прием придает всему подкупольному пространству легкость и праздничность при всех его громадных размерах. Третий внешний купол снаружи покрыт медными листами и позолочен. На золочение купола было потрачено 100 килограммов червонного золота. Венчает купол световой фонарик и золоченый крест, возведение которого состоялось в 1839 году.