История[править | править код]
Гефсиманский скит был основан в 1843—1844 годах. Уже в 1845 году на месте будущего Черниговского скита, в Исаковской роще, появились деревянные кельи монахов Гефсиманского скита, склонных к особенно строгому уединению.
В 1847 году московский юродивый Филиппушка (Хорев), одно время живший при лавре, переселился в Исаковскую рощу. Именно этот год обычно называют датой основания Черниговского скита. Спросив разрешение на «копание погребка», Филиппушка начал строить себе подземную келью, наподобие пещер Киево-Печерской лавры. Пещеры сооружались до 1851 года, пока не стали включать в себя пещерный храм во имя Бесплотных Сил — бревенчатую полуземлянку, верхняя часть которой выступала над землёй, имела окна и подземные ходы с маленькими пещерками, и была завершена фигурной кровлей.
28 августа 1849 года строителем Гефсиманского скита был назначен иеромонах Анатолий (с 1874 года — игумен); во многом его заботами и под его непосредственным наблюдением были выстроены две каменные церкви, Скитская часовня в Москве у Ильинских ворот, дом близ Сухаревой башни, жилые и хозяйственные здания скита, пещерное отделение с гостиницей и хозяйственная ферма.
27 сентября 1851 году митрополит Филарет (Дроздов) освятил подземную церковь в честь Архистратига Михаила и прочих сил безплотных.
В 1852 году в пещерную церковь Александра Филиппова пожертвовала Черниговскую икону Божией Матери. По молитве пред этой иконой в 1869 году была исцелена парализованная крестьянка, после чего икона явила более 100 чудес и исцелений. По названию иконы скит в 1890-е годы получил своё имя. В том же 1852 году в скит пришёл Василий Меркулов, в 1857 году он стал послушником, а в 1866 году принял монашеский постриг под именем Варнава. Он приобрёл широкую известность, к нему за советом и благословением приходили паломники со всей России, в январе 1905 года его посетил Николай II. Варнава умер 17 февраля (2 марта) 1906 года, в 1995 году канонизирован.
В 1856—1857 годах была построена надпещерная деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и святого Василия Парийского, расширена пещерная церковь. Но наиболее активное строительство в скиту велось в последние десятилетия XIX века.
В 1921 году скит был закрыт и осквернён, братия переведена в Гефсиманский скит, закрытый в 1924 году. На территории Черниговского скита размещалась тюрьма, позже интернаты для инвалидов и склады.
В 1990 году скит был возрождён как приписанный к лавре мужской монастырь, однако по состоянию на 2007 год большую часть скита (кроме пещерного и Черниговского храмов, колокольни, южного келейного корпуса и кельи отца Варнавы) занимал интернат для детей-инвалидов. В скиту в 2006 году проживало 25 насельников. К 2009 году их число сократилось до десяти.
На территории скита находятся могилы Константина Леонтьева и Василия Розанова.
Водопад Гремячий ключ
Неподалеку от Сергиева Посада расположен знаменитый источник «Гремячий ключ», представляющий собой каскад родников, бьющих из склона горы. Его высота 25 метров. Это место тесно связанно с преподобным Сергием. Согласно легенде, ключ появился после молитвы Сергия Радонежского во время его похода из Троицы в город Киржач. Источник стал центром паломничества огромного количества людей, которых особенно много собирается во времена церковных празднований, в частности, на Крещение. Вода в нем считается целебной, поэтому здесь обустроены купели. Прилегающая территория также облагорожена: повсюду проложены деревянные дорожки, вода подается по деревянным бревнам, напоминающим головы поверженного дракона.
В район водопада лучше проехать на автомобиле, однако, к самому источнику проще пройти пешком (около 3 км), так как для машин существуют два сложно преодолимых препятствия в виде ручьев, через которые нельзя проехать в плохую погоду.
Подробнее о том как доехать, можно прочесть тут. А тут есть схема как доехать до водопада Гремячий Ключ на общественном транспорте
История Черниговского скита
Гефсиманией называлось место, где Иисус Христос молился о людском спасении. В Гефсимании нашла свой покой и Богоматерь. Обитель с таким названием была создана в 1843-1844 годах в 3 км от Троицкого монастыря, в тихой Исаковой роще. Сделали это, благодаря усилиям наместника Лавры преподобного Антония. Вначале здесь стали жить несколько монахов, которые имели большую склонность к безмолвию и аскетическому образу жизни. В отличие от иноков Троицкого монастыря, они не имели жалования, а одежду получали из «рухлядной». Даже церковная утварь, используемая в новой обители при богослужениях, была поначалу просто деревянной.
Гефсиманский Черниговский скит с высоты птичьего полёта
В 1848 году сюда среди монахов поселился юродивый Филиппушка (1802-1968). Неподалеку от обители он начал рыть для себя в земле келью, как у монахов Киева-Печерской Лавры. И к усердному юродивому присоединилась часть монастырской братии. До осени 1851 года был вырыт целый подземный комплекс, куда входил храм, обрамленный деревянным срубом, и небольшие пещерные кельи для иноков. Поначалу все подземные сооружения делались земляными, и кирпичом были обложены гораздо позже.
Год спустя подземному храму была подарена икона Черниговской Божией Матери. Тогда же, в 1852 году монастырь впервые посетил Василий Ильич Меркулов. Вначале он водил к монастырским пещерам богомольцев, а затем принял послушание. Через 14 лет Меркулов стал монахом, и его начали называть Варнавой. Спустя время он сделался народным духовником Пещер Гефсиманской обители. Известность иеромонаха Варнавы среди христиан постоянно росла. И многие спешили в «Пещеры», чтобы получить благословение старца. Так, в 1905 году у иеромонаха исповедовался император России Николай II. В следующем году Варнава окончил земной путь. Православная церковь канонизировала его в середине 90-х годов прошлого века.
Общий вид Гефсиманского Черниговского скита
60-90 годы XIX века стали временем активного строительства Гефсиманского скита. Были проведены большие работы по расширению подземной церкви, возведена деревянная надземная церковь, а позже и кирпичный Черниговский храм, келейные здания, ограда и пятиярусная колокольня.
В 1919 году, с приходом советской власти, Троицко-Сергиевский монастырь закрыли. И часть монахов стала жить в Гефсиманском скиту и Черниговской обители. Но спустя три года власти ликвидировали и Черниговский монастырь. Икону Черниговской Божией Матери перенесли и разместили в московской церкви преподобного Сергия, расположенной в Рогожской Ямской слободе.
В 1924 году Гефсиманская обитель продолжила существовать как сельскохозяйственная артель. Окончательный разгон монастырской братии произошел в 1928 году, с закрытием последней церкви на монастырской территории. Помещения Гефсиманской обители начали использовать для клуба глухонемых. А в середине прошлого века их отдали военным, которые взорвали все строения, а на освободившейся площадке возвели корпус для административно-учебных целей.
Помещения скита продолжили эксплуатировать под складские нужды, для размещения тюрьмы и специального интерната для инвалидов войны. И, наконец, в 1990 году многострадальную обитель вернули Троицко-Сергиевской Лавре.
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.
Соборование
В Черниговской обители ежедневно в 12.00, кроме воскресных и праздничных дней, совершается Соборование или Елеосвящение. Это одно из семи главных таинств православной церкви, во время которого молятся о даровании духовного и телесного здравия. Тело человека помазывают освященным елеем и просят Господа об отпущении забытых и неосознанных грехов.
Запрещается опаздывать и присоединяться к таинству после его начала. Первопричиной большинства болезней является грех, поэтому каждому православному христианину необходимо периодически собороваться. В большинстве храмов Елеосвящение совершаются только во время Великого поста. Монахи Черниговской обители позволяют паломникам и местным жителям участвовать в Соборовании практически в любое удобное время.
Гефсиманский Черниговский скит – спуск в подземный храм
Древние городища могут быть сокрыты в самых неожиданных местах, даже в подземельях!
Крутое место для мальчишек всех возрастов, их пап и дедушек. Можно смотреть, трогать и лазать!
Круглогодичный горнолыжный центр, гектары шопинга, аэродинамическая труба и лиловый осьминог
Отыскать древнюю церковь в Мещере, побывать в загадочной усадьбе и на Гремячем ключе
Самый большой в области музей фарфора и уникальные автобусы, деревянные церкви и советское наследие
Как добраться до Чергиновского скита
Как уже говорилось, ансамбль Гефсиманско-Черниговского скита расположен на окраине города, но с учетом того, что город-то совсем невелик, окраина находится довольно близко.
Вход на территорию
Вариант первый. Если ехать на машине от Сергиевой Лавры, то удобнее воспользоваться услугами навигатора. При его отсутствии нужно ехать следующим образом: с Красногорской площади проехать всю улицу К.Маркса (она идет перпендикулярно проспекту Красной Армии – памятник Ленину остается слева) и свернуть вправо – на Вифанскую улицу, которая прямо выведет к Парку «Скитские пруды».
Скитские пруды осенней порой
Далее, в самом конце парка, уйти перпендикулярно налево по улице Замышляева, а после Памятника Созидателям ядерного щита России уйти направо по Весенней улице вдоль каменного ограждения и вскоре повернуть налево вдоль той же ограды. Сразу же после пруда слева — поворот к Черниговскому скиту. Там находится удобная парковка.
Подъезд к Черниговскому скиту с улицы Замышляева
Вариант второй. Можно проехать и по-другому. С улицы К.Маркса на Вифанскую, затем в переулок Карбушинский (второй слева после железнодорожного переезда). Далее будет резкий поворот направо на Огородную улицу, которая переходит в Новоогородную, а та, в свою очередь, переходит в улицу Гефсиманские пруды, по которой и движемся до самого конца.
Ул.К.Маркса Сергиева посада
Вариант третий. Если у вас нет автомобиля, то от Сергиево-Посадского вокзала на 38 автобусе всего за 15 минут можно доехать до остановки «Поворот на Смену», или на маршрутке до пос.Ферма.
Вариант четвертый. А при наличии сил и времени, от Лавры к Скиту менее чем за час можно дойти и пешком. Зато по дороге можно ближе познакомиться с этим небольшим, но уютным городком, и сделать свои собственные туристические открытия и неповторимые фотографии. Начинать пешеходное передвижение нужно, также как и на машине, с ул.К.Маркса. Далее по старинной Вифанской улице дойти до поворота на 1-ю Каляевскую улицу.
Вифановская улица
Затем, более никуда не сворачивая, нужно идти вперед. Ваш путь пройдет через живописнейшую парковую зону «Скитских прудов», из которых надо выйти к Памятнику Созидателям ядерного щита России.
Памятник Создателям ядерного щита России
А далее, вдоль ограды, которая должна быть все время слева, вы в скором времени окажитесь у Черниговского скита.
Пещерное отделение
Пещерное отделение Гефсиманской обители было основано в 1847 году юродивым Филиппом, или Филиппушкой, как его с любовью называют в монастыре.
Он родился в семье крестьян во Владимирской области.
Впоследствии оставил дом, жену и детей ради подвижнической жизни и служению Господу. Вел аскетическую жизнь – носил старую одежду и не имел обуви, спал на земле, часто голодал. Святой Филипп был наделен необыкновенной кротостью и даром прозорливости.
Филиппушка много странствовал по Руси, посетил огромное количество монастырей, бывал в Киеве. Именно киевские пещеры вдохновили его на создание подземной обители в России. Он искал безмолвия, но владыка Филарет благословил его на жительство в Сергиевом монастыре.
Здесь было слишком многолюдно, поэтому наместник Антоний перевел его в новый скит. Филиппа благословили «ископать погребок», который со временем превратился в целую систему подземных ходов и помещений.
Каждый, кто хотел жить рядом с юродивым, самостоятельно копал себе пещеру. Сейчас можно увидеть кельи разных размеров с высеченными из камня лавками, на которых спали их обитатели — монахи. Храм Михаила Архангела украшен необыкновенной росписью, восстановление которой — заслуга современных реставраторов. В пещерах бьет целебный родник. С помощью насоса монахи добывают из него воду, которую раздают паломникам. Вода отличается необыкновенно мягким вкусом.
Как добраться до Черниговского скита
Гефсиманский Черниговский скит находится в городе Сергиев Посад на улице Гефсиманские пруды, 1.
Своим ходом – на маршрутке и пешком. От железнодорожного вокзала Сергиева Посада можно подъехать ближе к скиту на маршрутных автобусах № 7, 8. Выйти нужно на остановке «Ферма» (въезд в пос. Ферма) и идти по ул. Солнечная. Скит находится между поселками (микрорайонами) Ферма и Киновия. Но поскольку город небольшой, от железнодорожной станции до территории скита нетрудно дойти и пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую. Она выводит к Скитским прудам, за которыми и расположена территория скита.
Колокольня
На автомобиле. Из центра города от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской улице пересечь железную дорогу. На втором повороте налево после ж/д переезда выехать на Карбушинский переулок, и далее по Огородной и Новоогородной улицам доехать до территории скита.
Святыни и экскурсии
В Черниговско-Гефсиманском ските паломники спешат поклониться святыням и побывать на месте подвигов древних монахов, основавших обитель. Даже мимолётное знакомство с этими бесценными сокровищами оставляет долгие воспоминания:
- Иконы Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская». В скитской церкви имеется два списка. К сожалению, сама чудотворная икона, прославившаяся исцелениями в XIX в, была утеряна после закрытия обители. Но не доска и краски, а Сама Богородица творит чудеса, о чём свидетельствуют многочисленные украшения у современных списков иконы, принесённые паломниками в благодарность за исцеления и благодеяния Девы.
- Камень от гроба Божией Матери был передан в скит как благословение Святой Земли, из Гефсимании Палестинской, где Богородица закончила Свой земной путь.
- Частицы мощей Киево-Печерских святых — великая святыня, помещённая в небольшую раку. Киево-Печерским подвижникам молятся христиане, одолеваемые скорбями или неудачами.
- Икона Божией Матери «Молящаяся» — символ покаяния за безбожие и неверие. Во времена разорения скита, эту икону использовали для стрельбы в цель. До сих пор сохранились следы от пуль вокруг кроткого лика Богоматери. Образ, недавно отреставрированный, установлен у входа в церковь.
- Икона «Нерушимая Стена», на которой временами проявляются лики Ангелов.
- Мощи прп. Варнавы Гефсиманского — святые останки подвижника XIX в старца Варнавы, жившего в Гефсиманском скиту и знаменитого своей кротостью, умением утешить скорбящих и наставить на правильный путь приходящих к нему за советом. В 1905 г. у него исповедовался последний император Николай II.
После молитвы у святынь паломники направляются к иконной лавке за разрешением посетить пещеры, выкопанные для жилья блаженным схимонахом Филиппом и его сподвижниками. Экскурсовод провожает их в подземелье, где при свете свечей видны бывшие жилища пещерников. Здесь особая атмосфера, создающая смешанное чувство благоговения и удивления. Рассказы о жизни древних подвижников, похожие на сказку, становятся явью при виде мрачных подземелий, освещавшихся их молитвой.
Святыни
Черниговский скит в Сергиевом Посаде обладает удивительной мощной энергетикой. Место, намоленное несколькими поколениями монахов, имеет ауру святости, здесь возникает чувство умиротворения и спокойствия. Все проблемы вдруг теряют свою остроту, и возникает уверенность в помощи свыше.
Здесь нет суеты и показной набожности, сюда еще не проник дух бизнеса от веры, которым грешат, к сожалению, многие знаменитые Храмы.
В Черниговском скиту хранятся святыни:
- В соборе хранится главная святыня монастыря – мощи святого преподобного Варнавы, причисленного к сонму радонежских святых. С древнееврейского «Варнава» переводится как «сын утешения». В Черниговском ските он прожил 47 лет, из них 33 в образе святого старца. К нему приезжали, ищущие утешения и укрепления веры, паломники со всей России. В день он мог принять и исповедать до 500 чел. В частности, сам император Николай II приезжал к нему в 1905 г. вместе со всей семьей. Наместник Троице-Сергиевой Лавры назвал Варнаву «народным духовником».
- В нижней церкви Боголюбской киновии захоронены мощи Блаженного Филиппушки. Когда-то Филипп Хорев, крестьянин, родом из Владимирской губернии, имел семью и детей. Но посетившее его однажды озарение заставило бросить налаженный быт, семью и отправиться странствовать по Руси. До поселения в скиту он много лет юродствовал. Зимой и летом он ходил босым, голодал, носил нищенские обноски, мучил себя ношением вериг. Филиппушка питался подаянием, отличался необыкновенно кротким нравом и даром предсказания, его называли «прозорливым».
- На территории Скита находится захоронение Александры Григорьевны Филипповой, когда-то передавшей обители икону Черниговской Божьей матери. Свои последние годы она прожила в доме престарелых при ските, много молилась, свято соблюдала все церковные каноны.
- К двум главным чудотворным иконам Храма постоянно подходят и подолгу стоят люди, истово крестясь и шепча свои молитвы, многие стоят на коленях. Кандило (подсвечники) перед ними всегда полны горящих свечей: список с чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери (14 сентября — Престольный праздник). Впервые икона явила чудо в 1869 г., исцелив парализованную женщину еще в Пещерной церкви Черниговской обители. Старинная икона неоднократно являла чудеса исцеления, их было зафиксировано свыше 100; список с Иконы «Нерушимая стена» защищает от сглаза, порчи, проклятия, от потери имущества, спасает во время стихийного бедствия, эпидемии, вражеского нашествия.
- Важнейшей святыней скита, чтимой и бережно охраняемой, является один из 2 священных камней, с иссеченными на них православными крестами, привезенных в дар скиту из Иерусалима русским историком и писателем А.Н.Муравьевым. Сохранившийся камень взят был Муравьевым в Гефсиманской пещере, от гроба Богородицы. Камень вставлен в киот, под ним поясняющая надпись: «на благословение Новой Гефсимании».
- В специальной раке в пещерном храме хранятся мощи святых Киево-Печерской Лавры. Приложиться к ним приходят паломники, одолеваемые болезнями и несчастьями.
- У входа в храм находится икона Божьей Матери «Молящаяся». Перед ней молятся для обретения и укрепления веры.
- На север от главного Собора на территории обители находятся захоронения монахов, попечителей и благотворителей. Здесь же лежат останки знаменитых русских публицистов и философов:
- Константина Николаевича Леонтьева (врач, дипломат, писатель и философ, принявший монашество под именем Климент);
- Василия Васильевича Розанова, русского религиозного философа, мыслителя и писателя.
Как часто нужно соборование?
Соборование не нужно совершать часто. Если человек не страдает явными телесными или духовными недугами, то ему нужно собороваться не чаще раза в год. Если же человек страдает от тяжелых болезней, то необходимость более частого соборования должна определяться его духовником, исходя из состояния болящего – физического и духовного.
Раньше считалось, что на протяжении одной болезни можно собороваться один раз, а многократное приобщение к этому таинству расценивалось как недоверие к Богу. Сейчас нет запрета на неоднократное соборование в течение одного заболевания, ведь речь идет не о насморке, а о недугах, которыми человек может страдать в течение многих лет или даже всю жизнь.
Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового. Соборование – это Таинство, и часто результат его может быть не так очевиден. Оно не может и не должно заменять лечение, но может стать поддержкой телесных и душевных сил в болезни и невзгодах. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий.
История Черниговского скита
Гефсиманией называлось место, где Иисус Христос молился о людском спасении. В Гефсимании нашла свой покой и Богоматерь. Обитель с таким названием была создана в 1843-1844 годах в 3 км от Троицкого монастыря, в тихой Исаковой роще. Сделали это, благодаря усилиям наместника Лавры преподобного Антония. Вначале здесь стали жить несколько монахов, которые имели большую склонность к безмолвию и аскетическому образу жизни. В отличие от иноков Троицкого монастыря, они не имели жалования, а одежду получали из «рухлядной». Даже церковная утварь, используемая в новой обители при богослужениях, была поначалу просто деревянной.
Гефсиманский Черниговский скит
В 1848 году сюда среди монахов поселился юродивый Филиппушка (1802-1968). Неподалеку от обители он начал рыть для себя в земле келью, как у монахов Киева-Печерской Лавры. И к усердному юродивому присоединилась часть монастырской братии. До осени 1851 года был вырыт целый подземный комплекс, куда входил храм, обрамленный деревянным срубом, и небольшие пещерные кельи для иноков. Поначалу все подземные сооружения делались земляными, и кирпичом были обложены гораздо позже.
Год спустя подземному храму была подарена икона Черниговской Божией Матери. Тогда же, в 1852 году монастырь впервые посетил Василий Ильич Меркулов. Вначале он водил к монастырским пещерам богомольцев, а затем принял послушание. Через 14 лет Меркулов стал монахом, и его начали называть Варнавой. Спустя время он сделался народным духовником Пещер Гефсиманской обители. Известность иеромонаха Варнавы среди христиан постоянно росла. И многие спешили в «Пещеры», чтобы получить благословение старца. Так, в 1905 году у иеромонаха исповедовался император России Николай II. В следующем году Варнава окончил земной путь. Православная церковь канонизировала его в середине 90-х годов прошлого века.
60-90 годы XIX века стали временем активного строительства Гефсиманского скита.
Были проведены большие работы по расширению подземной церкви, возведена деревянная надземная церковь, а позже и кирпичный Черниговский храм, келейные здания, ограда и пятиярусная колокольня.
В 1919 году, с приходом советской власти, Троицко-Сергиевский монастырь закрыли. И часть монахов стала жить в Гефсиманском скиту и Черниговской обители. Но спустя три года власти ликвидировали и Черниговский монастырь. Икону Черниговской Божией Матери перенесли и разместили в московской церкви преподобного Сергия, расположенной в Рогожской Ямской слободе.
В 1924 году Гефсиманская обитель продолжила существовать как сельскохозяйственная артель. Окончательный разгон монастырской братии произошел в 1928 году, с закрытием последней церкви на монастырской территории. Помещения Гефсиманской обители начали использовать для клуба глухонемых. А в середине прошлого века их отдали военным, которые взорвали все строения, а на освободившейся площадке возвели корпус для административно-учебных целей.
Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери
Помещения скита продолжили эксплуатировать под складские нужды, для размещения тюрьмы и специального интерната для инвалидов войны. И, наконец, в 1990 году многострадальную обитель вернули Троицко-Сергиевской Лавре.