Как добраться до Сергиева Посада из Москвы
Примерно полтора часа нужно, чтобы доехать из Москвы до Сергиева Посада на электричке. Поезда идут раз в полчаса с Ярославского вокзала (ищите в расписании электрички, следующие в Сергиев Посад, Александров или Балакирево).
Другой вариант – доехать до Сергиева Посада из Москвы на автобусе №338. Рейсы отправляются от станции метро «ВДНХ» каждые 20 минут. Время в пути – всего час, однако велика вероятность попасть в пробку.
На собственном автомобиле до Лавры из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8), и примерно через полсотни километров вы увидите указатель на Сергиев Посад. Свернув по нему, следуйте по этой дороге – она приведет вас к монастырю.
Где остановиться в Сергиевом Посаде
Один из главных паломнических центров России не испытывает недостатка в отелях и гестхаусах на любой вкус и кошелек — и их выбор с каждым годом выбор становится все богаче и разнообразнее. Формат и тема данной статьи не позволяют мне перечислить все достойные места, так что ограничусь лишь несколькими наиболее удачными по соотношению цены и качества:
1. Бутик-отель «Дубровский»
Рейтинг по отзывам 9,2 («Превосходно»), цена от 2300 рублей за двухместный номер.
Красивый старый дом — много картин, интересных предметов и милых уголков, создающих настроение. Расположен не в шумном центре, минут 5-7 на машине от Лавры. Атмосфера уюта и покоя, ночью очень тихо.
Уютная территория с газончиками и беседками, современные стильные номера с продуманным дизайном – укомплектованы всем, что нужно для комфортной жизни.
Завтрак из двух блюд с дополнениями сервируется к конкретному времени в красивом холле — отличная домашняя еда, огромные порции, все очень вкусно.
Бутик-отель «Дубровский» — посмотреть отзывы и забронировать
2. Гостиница «Владимирская» ***
Рейтинг по отзывам 9,4 («Превосходно»), цена от 3000 рублей за двухместный номер.
Прекрасное расположение гостиницы — до центра города и Лавры пять минут пешком, рядом улица с кафешками и барами, можно пообедать и выпить. При этом место тихое и спокойное, за окнами поют соловьи.
Номера просторные и чистые, очень удобные кровати с ортопедическими матрацами, кондиционер, холодильник, телевизор, чайник, фен, посуда – есть все, что нужно. Большая ванная комната, где всё продумано до мелочей — крючки, полочки, удобная душевая кабина.
Доброжелательный и внимательный персонал, есть своя бесплатная охраняемая парковка. Очень вкусный домашний завтрак: каша, омлет, шарлотка, кофе. Чай и кофе из кофемашины бесплатно в любое время.
Гостиница «Владимирская» — посмотреть отзывы и забронировать
3. Старая Гостиница Лавры ***
Рейтинг по отзывам 9,5 («Великолепно»), цена от 3500 рублей за двухместный номер.
Гостиница расположена в двух шагах от Троице-Сергиевой Лавры, что само по себе создаёт соответствующее настроение.
Всё в шаговой доступности, отличный вид из окна (рекомендую бронировать номера с окнами на Лавру или пруд).
Просторные и уютные номера с высокими потолками, идеальная чистота, удобные матрацы, доброжелательный персонал, прекрасная кухня в ресторане «Гостевая изба». В стоимость проживания входит вкусный и сытный завтрак.
Номера укомплектованы на уровне лучших мировых стандартов: холодильник, чайник, полотенца по количеству человек, банные принадлежности, тапочки, халаты, кофе, чай, даже наборы расчесок и зубных комплектов.
Старая Гостиница Лавры — посмотреть отзывы и забронировать
4. Бутик-отель «Красная Гора» ***
Рейтинг по отзывам 9,6 («Великолепно»), цена от 3900 рублей за двухместный номер.
Чудесный арт-отель для путешественников со вкусом — стильный изысканный интерьер, много хорошо подобранных картин местных художников и антиквариата, интересный дизайн номеров, во дворе симпатичный патио. Вечерами играет живая музыка. Очень удачное расположение – прямо за Лаврой, на тихой и спокойной улице.
Гостиница поддерживается самой хозяйкой и ее дочерью – везде уют, чистота и порядок. Чувствуется, что хозяева в свое детище вложили душу – и продолжают вкладывать ее каждый день.
Удобная большая кровать, комфортное белье, халаты, тапочки. Завтраки ресторанного качества из двух блюд, сока, чая и кофе (не шведский стол). В отеле можно купить лучшие в городе сувениры – хозяйка лично отбирает ассортимент (учитывая ее безупречный вкус, эти подарки однозначно понравятся).
Бутик-отель «Красная Гора» — посмотреть отзывы и забронировать
5. Государев Дом Гостиничный комплекс «Царская деревня» ****
Рейтинг по отзывам 9,0 («Превосходно»), цена от 7400 рублей за двухместный номер.
Прекрасный гостиничный комплекс с приветливым персоналом и идеальным расположением: 300 метров до Лавры (удобно ходить туда по утрам, пока экскурсионные автобусы на привезли толпы людей). Пять минут пешком до улицы с кафе и ресторанами.
Чисто и уютно, стильные просторные номера, хорошая сауна.
Прекрасные завтраки с традиционными русскими блюдами: каша, домашние пироги, семга, творог, домашние варенье и мёд — настоящий шведский стол.
«Царская деревня» — посмотреть отзывы и забронировать
Путеводители по России:
P.S. Добавляйтесь в группы в www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, а также подписывайтесь на обновления сайта по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Деятельность Платона в пустыни
Митрополит, завершивший преобразование обители в штатный монастырь и построивший рядом с комплексом духовную семинарию, получил право встретить спокойную старость в таком прекрасном месте. Здесь преподобный любил заниматься делами епархии и следить за хозяйством, а также проповедовать христианское учение монахам и паломникам.
В Вифанской обители святитель Платон становился смиренным иноком, каким и был всю свою жизнь. О его милосердном и благородном нраве упоминал каждый, кто лично был знаком со святителем.
Митрополиту нравилось совершать прогулки по Вифании, любоваться живописным пейзажем округи. На юго-востоке комплекса располагался небольшой и изящный сад, с беседкой. По его песчаным дорожкам еще при жизни святителя гордо расхаживало семейство павлинов. Святитель, будучи главным наместником, руководил деятельностью братии как в дни торжеств, так и в будни. В обители с большей радостью отмечали не только Рождество Христово и Пасху, но и праздник Преображения. Простым мирянам, приходящим в монастырь на торжества, раздавали калачи и вино.
Скульптура митрополита Платона (Левшина) возле стен монастыря
В 1812 г. преподобному Платону исполнилось 75 лет, изнеможенный болезнью и старостью он принял факт о вторжении неприятель в русские земли с большой горечью. Из Вифанской обители он посылал защитникам отечества благословение и подарил войску икону Сергия Радонежского. Даже когда столица была объята огнем, святитель предрек, что Троицкая Лавра не достанется неприятелю. Его насильно отправили в Махрищскую обитель, но вернули через 12 дней. Душа Платона успокоилась, когда он узнал об освобождении Москвы. Он скончался 11 ноября, тело его отпели в Лавре, а вскоре перенесли в родную Вифанию.
На заметку! Обитель привлекала людей, питающих любовь к её основателю. Паломники посещают комплекс и молятся раке с останками благочестивого Платона. В дни его памяти братии Троицкой Лавры и Вифании объединяются, чтобы воспеть хвалу преподобному святителю и испросить Господа о вечном упокоении его души.
Успенский собор
Один из выразительнейших сооружений Лавры – Успенский собор – возведен по указу Иоанна IV в 1559-1585 гг. Пятиглавый, лаконичный и одновременно нарядный облик собора увенчан лазоревыми и золотым куполами луковичной формы со звездами.
Выполненный по канонам владимиро-суздальского зодчества, храм демонстрирует белокаменный аркатурно-колончатый пояс. Обустройство Успенского храма было проведено при царе Федоре Иоанновиче, в работе над фресками и иконостасом работали выдающиеся иконописцы XVII века – Симон Ушаков, Дмитрий Григорьев и представители их иконописной школы.
Интересный факт: лазоревые со звездами купола Успенского собора указывают на связь с Богородицей и Рождеством Христа, рождение которого ознаменовала Вифлеемская звезда.
С западной стороны, на паперти собора захоронены Борис Годунов со своей семьей. После разрушения паперти, над захоронением установлена белокаменная палатка-усыпальница.
Доклады:
Архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Преподобный Сергий, игумен Радонежский и созданный им Троицкий монастырь (История, традиции и современность)
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Архимандрит Варфоломей, настоятель братства Священной Обители Эсфигмен (канонического) на Святой Горе Афон
Богослужение и послушание как основание монастырской жизни
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Игумения Магдалина (Полын), настоятельница Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря
Игумении-старицы Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Иеромонах Николай (Сахаров), насельник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания
Значение опыта богопознания для современного монашества
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Архимандрит Кирилл (Бойович), Сербская Православная Церковь, Черногорско-Приморская митрополия, Цетинский мужской монастырь
Сербские подвижники – носители традиции исихазма
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Преподобный Сергий, игумен Радонежский и созданный им Троицкий монастырь (История, традиции и современность)
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Архимандрит Варфоломей, настоятель братства Священной Обители Эсфигмен (канонического) на Святой Горе Афон
Богослужение и послушание как основание монастырской жизни
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Игумения Магдалина (Полын), настоятельница Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря
Игумении-старицы Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Иеромонах Николай (Сахаров), насельник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания
Значение опыта богопознания для современного монашества
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Архимандрит Кирилл (Бойович), Сербская Православная Церковь, Черногорско-Приморская митрополия, Цетинский мужской монастырь
Сербские подвижники – носители традиции исихазма
/XXII Международные Рождественские образовательные чтения
Митрополит Платон и основание обители
Послужной список Платона весьма широк и разнообразен. Он был ректором Сергиевой семинарии, придворным проповедником Екатерины Второй и обучал Закону Божьему наследника Павла Первого. Состоял он в членах Святейшего Синода и руководил Славяно-латинской академией, изучал французских энциклопедистов и общался с представителями Англиканской церкви, боролся за утверждение единоверия в России. Именно Платон короновал российских императоров — Павла Первого, а позже и Александра Первого.
Митрополит Платон
Одним из деяний Платона, которое осталось потомкам на века, было создание в 80-х гг. 18 столетия Спасо-Вифанского скита. В месте, называемом Корбухой, находящимся примерно в четырех километрах от Сергиевой Лавры, в течение четырех лет создавалась новая пустынь. Она получила свое название в честь Палестинской Вифании – того самого места, где воскрес праведный Лазарь.
Спасо-Преображенский собор монастыря
Архитектурно монастырский комплекс был вытянут с запада на восток, а созданием монастырского ансамбля занимались известные московские зодчие Н.Одоевцев и В.Яковлев.
Постепенно на монастырских землях появилось сооружение Спасо-Преображенского храма и несколько братских корпусов, митрополичий дом с домовой Духовской церковью, кельи для гостей и монастырский некрополь. Были сооружены и хозяйственные строения с конюшнями и каретным сараем.
Ансамбль Спасо-Вифанской обители в начале 20 столетия
Весь архитектурный ансамбль был сгруппирован внутри каменной ограды, по центру которой находились Святые врата. Надвратная Колокольня над Святыми вратами очень украшала новосозданный монастырский комплекс.
По окончании строительства в Спасо-Вифанскую обитель был перенесен деревянный гроб Сергия Радонежского из Троицкой Лавры.
История обители с XIX столетия
Спустя три десятилетия после кончины Платона стало очевидно: Вифанский комплекс продолжает развиваться и действовать, расширяться и утверждаться. С каждым годом здесь становилось всё больше паломников, желающих участия в православных богослужениях. При жизни основателя верующие почитали здешние святыни и изумлялись великолепной архитектуре, отныне они стремились отстоять панихиду в память о любимом архипастыре и испросить помощи у его раки.
- В духовной семинарии, находящейся рядом с Вифанским монастырем, также возросло число иноков, желающих осознать Божье слово. Это религиозное заведение отличалось дешевизной проживания, удаленностью от городской суеты и высоким качеством образования.
- Так как число семинаристов и паломников возросло, митрополит Филарет благословил братию на расширение Преображенского собора. В 1831 г. основной объем храма опоясали одноэтажными пристройками, что и позволило увеличить площадь.
- В 1841 г. появилась необходимость расширения монашеского кладбища, поэтому северную границу монастырской территории отнесли на 25 метров. Через 20 лет у восточной стены патриарших покоев воздвигли Духовскую церковь. Пятиглавое строение имело высоту 43 м. и пять престолов, проект разработал архитектор А. Малышев. В 1876 г. были отстроены Святые врата с надвратной колокольней, сооружение стилистически напоминало архитектуру Духовской церкви и имело трехъярусную конструкцию. Новые постройки значительно превышали по высоте главный собор, это определило иной облик Вифанского комплекса.
Историческое фото монастыря в начале ХХ века
В первые годы XX столетия обитель оставалась знаковым местом для отечественных паломников, не уступая в авторитете Троицкой лавре и пещерам в Чернигове. Большое число людей свято верили в могущество чудотворных останков святителя Платона, они шли сюда за исцелением от телесных и душевных недугов. Покои преподобного основателя со временем превратились в мемориальных музей, каждый прихожанин мог удостовериться в скромности Платона и его и его художественном вкусе, просто взглянув на устройство его кельи.
Понять[править]
Сергиев Посад | |
ранее Сергиевский Посад, Загорск | |
Смоленская церковь в Троице-Сергиевой лавре | |
Полезная информация | |
Население | 106 007 чел. (2013) |
Телефонный код | +7 496 54, 496 55 |
Часовой пояс | UTC+3 |
Культурное наследие | |
Историяправить
В 1337 году Сергий Радонежский (тогда Варфоломей) и его брат Стефан поселились на холме на месте современной лавры, и в 1340 году построили деревянную церковь. Формально 1337 год считается временем основания монастыря. Стефан вскоре ушёл в Москву, а на холме начали селиться монахи, и в 1355 году был принят устав монастыря. Игуменом его был Митрофан, постригший, наконец, Сергия в монахи, а сам Сергий стал игуменом после смерти Митрофана. Монастырь стремительно увеличивал своё влияние и ещё при жизни Сергия (он умер в 1392 году) достиг статуса главного монастыря России. Так, в 1380 году Дмитрий Донской, которому предстояло сражение с татарами (известное сейчас как Куликовская битва), отправился сначала получать благословение Сергия. В 1408 году монастырь был сожжён в результате набега татарского хана Едигея, что, впрочем, мало повлияло на закрепившийся к тому моменту высокий статус обители, а восстановили её довольно быстро.
В XV-XVII веках это крупнейший политический и культурный центр Московского государства. В частности, тут пишут летописи и действует иконописная школа. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, крупнейшие живописцы того времени, расписывали новопостроенный Троицкий собор. Московские князья регулярно ездили в монастырь и не менее регулярно его спонсировали. В 1442 году, во время гражданской войны, в Троице-Сергиевой лавре состоялось примирение Василия II (будущего Василия Тёмного) с Дмитрием Шемякой, один из наиболее значительных исторических эпизодов XV века. В 1530 году здесь же крестили Ивана Васильевича, будущего царя Ивана Грозного. Троицкому монастырю принадлежали большие земли по всему Московскому государству. В 1608-1610 годах, в Смутное время, монастырь в течение 16 месяцев осаждало польское войско Яна Сапеги и Александра Лисовского. В монастыре, где находились не только монахи, но и население окрестных деревень, прошла эпидемия, от которой умерло около 2000 человек, но полякам так и не удалось взять обитель. Именно после осады и в результате последующего восстановления монастырь в целом приобрёл свой современный облик.
В XVIII веке значение монастыря несколько уменьшилось, во-первых, из-за переноса столицы в Петербург, а во-вторых, из-за общей политики подчинения церкви императору. Тем не менее, в 1742 году в Троицком монастыре была открыта духовная семинария, в 1744-м он получил статус лавры. Её главой был московской митрополит. Лавра по-прежнему входила в число крупнейших землевладельцев России и владела огромным количеством (около ста тысяч) крепостных крестьян. Кроме сельского хозяйства на своих землях, она также вела активную торговлю. В 1814 году сюда перевели Московскую духовную академию. Лавра, в которой хранились мощи нескольких высоко почитаемых святых, была также одним из наиболее значительных центров паломничества в России. Вокруг лавры возникло довольно большое поселение, которое до 1919 года называлось Сергиевский Посад, а затем получило статус города и было переименовано в Сергиев.
Сергиев Посад в начале XX века
В 1919 году Лавра была закрыта, как, впрочем, и все остальные монастыри России, Духовная академия распущена, а в 1920 году на территории монастыря был открыт историко-архитектурный музей, из-за чего лавра в годы советской власти пострадала довольно мало ― главной потерей стала переплавка почти всех колоколов. В 1930 году город Сергиев переименовали в Загорск, по имени большевика Загорского, и это название сохранялось до 1991 года. В 1930-х годах началась научная реставрация монастыря, которая шла до 1970-х годов, и в ходе которой были перестроены чуть ли не все здания лавры. При этом в 1946 году лавра была снова открыта как монастырь, а заодно и как резиденция патриарха. Монастырь и музей сосуществовали довольно долго, до 1990-х годов. В 1993-м резиденция патриарха была перенесена в в Москве, и в том же году Троице-Сергиева Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ориентацияправить
Лавра представляет собой фактический центр города. От вокзала её прекрасно видно, расстояние меньше километра. Вблизи лавры сохранилось несколько кварталов дореволюционной застройки, в которых и расположены почти все достопримечательности Сергиева Посада. Скорее всего, этого вам хватит, но, если у вас достаточно времени, попробуйте найти Черниговский скит и церковь Марии Магдалины в посёлке Лоза — оба объекта расположены довольно далеко от центр города.
Строительство Спасо-Вифанского монастыря и его история в XVIII и XIX веках
В XVIII веке рядом с Троицко-Сергиевской Лаврой стали создаваться подчиненные ей обители, которые принимали иноков, желающих вести более тихую и уединенную жизнь, чем в наводненной богомольцами Лавре. Одним из первых таких монастырей был образован Спасо-Вифанский. Его основателем считается архиепископ Платон (Левшин), бывший в то время настоятелем Лавры.
Вид на Спасо-Вифанский монастырь с улицы Маслиева
Местом для обители была избрана Корбуха — водораздел между рекой Торгашей и большим прудом, где разводили рыбу для нужд Лавры. Позднее он получил наименование Вифанского. До постройки железнодорожной насыпи от нового монастыря хорошо были видны купола Троицко-Сергиевской обители. Новая пустынь была построена с 1783 по 1787 год в виде вытянутого с востока на запад длинного прямоугольника. Ее стали называть Вифанской в память о Палестинской Вифании – месте, где произошло чудесное воскрешение Лазаря.
Проектом застройки обители руководили архитекторы, приглашенные из Москвы, В.С. Яковлев и Н.М. Одоевцев. На центральной композиционной оси стояли Святые врата, увенчанные колокольней, и Спасо-Преображенский собор. Кроме того, на территории располагались домовая Духовская церковь, дом, где жил архимандрит Платон, четыре братских корпуса и гостевые кельи. В проекте предусмотрели также место для некрополя, конюшни и каретного сарая. А всю территорию окружили каменной оградой.
Надвратная колокольня со Святыми воротами
В год, когда все строительство закончили, Платона возвели в сан митрополита. А из Троицкого монастыря во вновь построенную обитель перенесли особо чтимую святыню – деревянный гроб, где почти двести лет хранились мощи преподобного Сергия Радонежского.
После церемонии коронации (1797 г.) через Сергиев Посад проезжал император Павел I. Он побывал в Лавре и вслед за этим нанес визит в Вифанскую обитель. Там его принял митрополит Платон. Павел I остался настолько доволен состоянием монастыря, что своими указами учредил в обители духовную семинарию и закрепил за монастырем значительные земельные угодья. Кроме того, обитель получала доход от трех мельниц, сдаваемых в аренду.
Для семинарии в 1800 году выстроили специальное здание, и 6 августа состоялось ее торжественное открытие. В новое учебное заведение стали принимать в основном юношей из семей священнослужителей. Образование можно было получить на одном из трех отделений – грамматико-риторическом, философском или богословском. Митрополит тщательно заботился об учениках семинарии и следил за их питанием и условиями проживания. А сам монастырь даже стали называть «училищным».
В конце 1812 года, после того, как французские войска отступили от Москвы и стали покидать Россию, митрополит Платон окончил свой земной путь, и его погребение состоялось в Спасо-Преображенском соборе. А Духовная семинария — любимое детище Платона продолжала развиваться. Да и в самом монастыре было выстроено несколько новых каменных корпусов для послушников, монахов и настоятелей, а также здания богадельни и гостиницы.
В 60-е годы XIX века вместо домовой Духовской церкви в обители возвели большой пятиглавый храм с пятью престолами, который стали именовать Тихвинским. В начале XX века Спасо-Вифанский монастырь пользовался у паломников такой же популярностью, как Лавра и Черниговский скит.
Как добраться до Саввино-Строжевский монастыря в Звенигороде
1. Общественным транспортом.
На электричке с Белорусского вокзала нужно доехать до Звенигорода, далее — на автобусе по маршруту № 23 или 51.
2. На автомобиле:
— Рублево-Успенское шоссе -надо ехать до указателя «Николина гора», далее надо сделать поворот на деревню Грязь. После этого нас. пункта — налево до Звенигорода и прямо до Саввино-Строжевского монастыря.
— Можайское шоссе — двигаться через Одинцово до Малых Вязем, повернуть на Звенигород, далее следовать по указателю до Саввино-Строжевского монастыря.
-Новорижское шоссе. Надо ехать до 48 км, где развязка на Звенигород. Далее — по указателю.
Начало пешего обхода территории обители
Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.
Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского
Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски
Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.
Расписное житие Сергия Радонежского
Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.
Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.
Взгляд на надвратную церковь
Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.
Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.
Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию
Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.
По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.
Митрополит Платон и основание обители
Послужной список Платона
весьма широк и разнообразен. Он былректором Сергиевой семинарии, придворнымпроповедником Екатерины Второй и обучал Закону Божьему наследника Павла Первого. Состоял он вчленах Святейшего Синода и руководилСлавяно-латинской академией , изучал французских энциклопедистов и общался с представителями Англиканской церкви, боролся за утверждение единоверия в России. Именно Платонкороновал российских императоров — Павла Первого, а позже и Александра Первого.
Митрополит Платон
Одним из деяний Платона, которое осталось потомкам на века, было создание в 80-х гг. 18 столетия
Спасо-Вифанского скита. В месте, называемом Корбухой, находящимся примерно в четырех километрах от Сергиевой Лавры, в течение четырех лет создавалась новая пустынь. Она получила свое название в честьПалестинской Вифании – того самого места, где воскрес праведный Лазарь.
Спасо-Преображенский собор монастыря
Архитектурно монастырский комплекс был вытянут с запада на восток, а созданием монастырского ансамбля занимались известные московские зодчие Н.Одоевцев и В.Яковлев
Постепенно на монастырских землях появилось сооружение Спасо-Преображенского храма
и несколько братских корпусов, митрополичий дом с домовой Духовской церковью, кельи для гостей и монастырский некрополь. Были сооружены и хозяйственные строения с конюшнями и каретным сараем.
Ансамбль Спасо-Вифанской обители в начале 20 столетия
Весь архитектурный ансамбль был сгруппирован внутри каменной ограды, по центру которой находились Святые врата
. Надвратная Колокольня над Святыми вратами очень украшала новосозданный монастырский комплекс.
По окончании строительства в Спасо-Вифанскую обитель был перенесен деревянный гроб Сергия Радонежского из Троицкой Лавры.
Что посмотреть в Сергиевом Посаде за 2 дня (в окрестностях)
Для Сергиева Посада достаточно одного дня, но в окрестностях есть очень известное место, которое стоит посетить на второй день. Это музей-заповедник Абрамцево. Туда удобно добраться самостоятельно.
- Зачем ехать? Чтобы увидеть красивые пейзажи и из-за истории. Мы ездили туда вместе с детьми. С середины XIX века хозяином усадьбы был писатель С.Т. Аксаков (тогда здесь в гостях бывали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актёр М. С. Щепкин и другие). В 1870 году Абрамцево покупает промышленник и меценат С.И. Мамонтов. Это время расцвета усадьбы: сюда приезжают гостить В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, Е.И. Репин, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.А. Врубель и многие другие художники, актёры и музыканты. Столько знаменитых имен и судеб! Эти люди гуляли здесь по дорожкам парка, любовались красивыми видами, творили.
- Как добраться. Мы ездили на электричке. Вообще везде пишут, что надо ехать до станции Хотьково, а потом пересесть на автобус №55. Но наши знакомые, у которых мы гостили, посоветовали нам доехать до станции Абрамцево, а потом пройтись по лесу до усадьбы примерно 1 км. Это простой и очень красивый маршрут. Мы прошли его очень легко, несмотря на то, что были с маленькими детьми и зимой.
Вот такая красивая дорога идёт через лес от станции Абрамцево до музея-заповедника.
История основания монастыря
В 1783 г. преподобный архиепископ Платон издал распоряжение о строительства церковного некрополя с небольшими кельями и деревянным ограждением. Вифанскую пустынь возводили на протяжении четырех лет, авторами проекта были зодчие В. Яковлев и Н. Одоевцев. Новоявленный скит находился на возвышении между речкой под названием Торгоша с востока и крупным лаврским прудом с запада.
Спасо-Вифанский монастырь, Сергиев Посад
Монастырский комплекс скрывался из вида проезжающих за счет густого березового леса. Троицкая обитель легко просматривалась со стороны Вифанского пруда.
- Архиепископ Платон лично разработал план монастырского комплекса. По его задумке, на центральной оси прямоугольного пространства располагался главный собор, освященный во славу Преображения Господня. Церковь стояла между Святыми вратами и хозяйственными помещениями. К первым пристроили два двухъярусных братских корпуса, еще два находились по обеим сторонам от Преображенского храма. На юге прямоугольной монастырской территории были личные покои святителя Платона вместе с домовой церковью, на севере располагались кельи для гостей.
- Главный собор и братские корпуса находились в западной части Вифанской пустыни, восточную отвели под конский двор и монашеское кладбище. Обитель окружала невысокая ограда из кирпича, её длина равнялась почти 300 м, по углам воздвигли небольшие четырехугольные башни. Строительство комплекса закончилось в 1787 г., в это же время святитель Платон, который лично корректировал чертежи монастыря и вникал в проблемы работ, получил сан митрополита Москвы. Воздвижение обошлось в почти 11 тысяч рублей, две трети от этих денег вложил сам преподобный основатель.
- В 1797 г. обитель посетил Павел I, что стало знаменательным событием для начальной истории комплекса. Император, довольный приемом, издал высочайший указ о том, что Вифанская пустынь должна обрести статус штатной обители, а также об утверждении духовной семинарии. Церковно-учебное заведение воздвигли в 1800 г. рядом с монастырским комплексом. Согласно указу, новоучрежденная пустынь объединялась с Троицкой лаврой и переходила в подчинение Московскому митрополиту, как хозяину Вифании. Настоятелем комплекса официально утверждали наместника Сергиевой лавры.
На деятельность монастырского комплекса митрополит выделил 10 тысяч рублей. Павел I издал указ о передаче обители большого числа лесных угодий, пашни и сенокосов. Значительные пожертвования совершали почитатели святителя Платона.
На заметку! Вифанией называют город в Палестине, где, согласно Священному Писанию, Христос воскресил умершего праведника по имени Лазарь. Сын Божий совершил чудо ради того, чтобы все видевшие это уверовали в Единого Бога.