Описание Рождественского собора в Суздале
Трехглавие заменено пятиглавием. Большие луковичные главы — плод поновлений XVII в. Южный притвор сохранился от постройки 1222—1225 гг. (примыкает к сохранившемуся основанию собора 1148 г.). Очень широкий по пропорциям, с килевидным завершением, обрамляющим перспективный портал полуциркульного очертания. Перспективный портал состоит из трех пар колонок и прямоугольных выступов между ними. Колонки покрыты растительной резьбой. Базы и капители (в виде параллелепипедов) несут зооморфные мотивы (львы). Резьба архивольта портала и обрамляющей арки едва сохранилась. Над порталом и по сторонам его были рельефы (не сохранились). В резьбе южного портала ромбовидная сетка с пальметтами характеризует достижения русской орнаментики 1220-х гг. (ср. Новгород и др.). Распластанный на две грани капители рельеф льва с выходящей на угол мордой типичен для романского искусства, но по образу и плоскостно-декоративному стилю представляет местную работу. В отличие от южного портала капители колонн западного портала не имеют зооморфной резьбы (это позволяет заключить, что рельефы львов на южном портале являются не столько охранителями входа, сколько княжескими эмблемами). Растительная резьба капителей представляет местную переработку остролистого аканфа, трансформированного в пальметту. Вместо образов льва в резьбу западного портала включено много птичек. Аркатурно-колончатый фриз сохранился (не полностью) от собора 1222—1225 гг. Состоит из более коротких (чем во Владимире) колонок, покрытых более сложной растительной и геометрической резьбой. Опирается на кубовидные базы с резьбой зооморфного характера. Тяжелые капители в виде опрокинутой усеченной пирамиды отделены от фустов толстыми жгутами. Несут маленькие арочки, выше которых идут две ленты: «городков» с насечками и круговидного плетения с включением пальметт и птиц. Фигурных рельефов между колонками не было изначально. Женские маски собора 1222—1225 гт. находятся (in situ) в основании лопаток второго яруса (кирпичные лопатки надложены над масками). Трехлистная пальметта в прическе указывает, что маски являются своего рода символом Девы Марии (ср. женские маски церкви Рождества Богоматери в Боголюбове). Обрамляющие киоты имеют в вершине выступ, от которого первоначально начиналась полуколонка, входившая в структуру древних лопаток. Четыре больших рельефа львов находятся на углах собора на одном уровне с женскими масками. Белокаменные блоки, на которых они высечены, лежат in situ (выше идет кирпичная надкладка 1528 г.). Подобно львам на капителях южного портала, морды львов выходят на угол, тело же развернуто на две грани углового блока. Резьба львов отличается плоскостно-декоративным характером, по сравнению с владимирской скульптурой романские элементы в ней незаметны. В некоторых аркосолиях и в алтарной части сохранились фрагменты росписи 1233 г., ранее покрывавшей все стены собора. Изображение неизвестного святого в дьяконнике отличается довольно свободной живописью и остротой характеристики, как бы предвещающей живопись XIV в. В ковровой части росписи дьяконника 1233 г., отделявшей роспись апсиды от фигурной росписи вимы, роскошные «крылатые» пальметты свободно трансформируют ближневосточные («сасанидские») образцы. В западном и южном порталах находятся знаменитые «золотые» двери работы начала XIII в. Западные «златые» двери навешены в дверном проеме западной стены нартекса.
Внутреннее убранство
В прежние времена алтарь находился за белокаменной алтарной преградой. Ныне существующий иконостас выполнен в конце XVII века, известно, что одним из мастеров был знаменитый иконописец того времени Григорий Зиновьев.
Пятиярусный иконостас отличается простотой и монументальностью: строгие фигуры святых склонились к центральному образу — лику Христа.
Пол храма был украшен цветными майоликовыми плитками, уложенными в виде узоров. Драгоценную утварь для храма привозили купцы из разных стран. Внутреннее убранство церкви сильно пострадало в Смутное время и во времена татаро-монгольского нашествия.
Интерьер здания
Внутри собор представляет собой пространство древнерусского искусства. Это место представляет большой интерес для вех тех, кто интересуется искусством. Оказавшись внутри здания, вы сможете увидеть старинные фрески, древнерусские иконы, а также особенно ценные православные реликвии, которые сегодня представляют большую ценность не только для самого собора, но и для истории православия.
Отмечается, что внутри также можно увидеть старинные врата, которые сохранились еще с древнерусских времен. Они выполнены в особой технике, которую сегодня смогут повторить не каждые опытные мастера. Техника называется «огненное золочение». Сегодня Собор Рождества Богородицы является неотъемлемой частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Интерьер здания
Никольская церковь
Церковь Николы является типичным примером т. наз. «клетских храмов». Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев — Польский район, Владимирская область).
В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св. 250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль.
Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.
Рождественский собор в 15-20 веках
В 15 столетии Рождественский собор пережил пожар и от построек 13-го века остался лишь нижний уровень храма, отделённый аркатурным поясом. Своды храма были обрушены. Через столетие собор был надстроен красным кирпичом и вместо трёхглавого, Собор стал пятиглавым. В 16-17 веках собор улучшили. Соборные помещения, по свидетельству летописцев, стали светлее и просторнее. В 18 столетии кровлю собора и купола реставрировали. На четырёхскатной крыше были возведены огромные купола-луковицы, украшенные шестиконечными звёздами. В середине прошлого века Рождественский собор вновь реконструировали. Ему был возвращён прежний вид.
Многое пережил за свою нелёгкую историю собор Рождества Богородицы! Его не единожды жгли, грабили и громили… Польские завоеватели у стен храма плетьми и кнутами заставляли жителей города Суздаля присягать на верность самозванцам в 1608 году. Но всё-таки собор выстоял! Его своды обрушались, но жизнь в нём не угасала.
Цареконстантиновская церковь
Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось.
В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.
В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в. здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых — Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.
Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.
У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.
На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена.
Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.
В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.
Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в.
Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.
Где располагается жемчужина Суздаля?
Собор находится в южной части города, вблизи реки Каменки. Стоит также отметить, что укреплённое славяно-мерянское городище, которое существовало еще в 9 веке, находилось именно в этом месте, где сейчас возвышается собор. Сам собор начинает свою историю с 10-го века. С этого времени начали строительство кругового, мощного укрепления из земляных валов. Это одна из самых древнейших построек собора, которую можно наблюдать и сегодня.
Где располагается жемчужина Суздаля?
Самым первым каменным храмом на северо-востоке Руси был построен собор Рождества Богородицы. Его история строительства очень интересна. Один только факт, что его возводили три раза на одном и том же месте говорит о том, что здание имеет большое значение для всей страны. Самое первое здание было построено во времена правления Владимира Мономаха. В этой статье вы узнаете самые интересные факты из истории собора. В стенах собора до сих пор сохранились отголоски прошлых времен.
Собор был возведен в XIII веке. Это было одно из самых красивых зданий в Суздале. Однако с этого времени собор множество раз перестраивали. Несмотря на то, что до сегодняшних дней интерьер и архитектура не сохранились в первозданном виде, находясь внутри можно вновь окунуться в прошлые века и прочувствовать всю эту атмосферу.
История Собора Рождества Богородицы в Суздале
Согласно исследованиям археологов, начало истории собора датируется 1101 г, когда началось его строительство по приказу князя Владимира Мономаха. В то время собор назывался Успенским. На тот момент это было первое и единственное каменное здание в Суздале. Для его возведения использовался материал под названием плинфа – плоский тонкий обожженный кирпич. Для фундамента применялись скрепленные цемянкой (раствор из крошки кирпича) булыжники.
Здание Успенского собора просуществовало недолго. Спустя всего 47 лет Юрий Долгорукий приказал разобрать его и возвести на этом же месте новое, из бута. Но из-за ошибок в строительстве храм вскоре начал рушиться. И в 1222 г Успенский собор был повторно разобран. Вместо него князь Георгий Всеволодович воздвиг более современный Собор Рождества Богородицы. Это было трехкупольное белоснежное здание с искусно украшенным фасадом. Новый храм полностью соответствовал модным веяниям в архитектуре того времени и задумывался как главный в городе. Поэтому при строительстве были предусмотрены хоры для князя и его приближенных.
В 1230 г лучшие мастера из Ростова и Суздали начали расписывать внутренние помещения. Примерно в это же время были установлены Золотые ворота, украшенные фигурами грифонов, львов и древнерусскими письменами. Их великолепие поражает до сих пор. Большая часть фресок до наших дней, к сожалению, не дошла. Вполне вероятно, что немалую роль в этом сыграло нашествие татаро-монголов.
Собор Рождества Богородицы – это не только храм, но и усыпальница правителей Суздали. До сих пор сохранились могилы сыновей Юрия Долгорукого, представителей знатных российских родов: Вельских, Шуйских и других.
Здание, возведенное под руководством Георгия Всеволодовича, простояло дольше остальных: до сильного пожара в 1445 г. Государству, замученному набегами, было не до восстановления храма. Таким образом, собор был забыт на долгие десятилетия. В первой половине XVI в о нем вспомнили вновь. В результате реконструкции собор стал пятиглавым, таким, как сейчас.
На этом история храма не заканчивается. В XVII в поблизости возвели искусно расписанный в середине придел св. Федора и Иоанна и колокольню. На протяжении двух следующих столетий были построены паперть и еще три придела. Это время можно считать периодом расцвета собора.
Когда к власти пришли большевики, богослужения в храме прекратились.
Александровский монастырь
Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г.
На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.
Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню.
По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре — мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.
Фото и описание
Одним из самых знаменитых храмов города Суздаль является
Богородице-Рождественский собор, который расположен на территории старинного
Суздальского кремля. Собор относится к числу православных и действует при
Суздальской и Владимирской епархии. Стоит отметить, что
Богородице-Рождественский собор представляет собой не только уникальное
православное строение, но и относится к числу интересных по своему строению
памятников традиционного древнерусского зодчества. На сегодняшний день он
относится к числу действующих храмов, а также является составной частью
Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Собор расположен в центральной части кольца земляных валов, что находится в
устье речки Каменка. За весь период существования собора он несколько раз горел,
что приносило ему непоправимый ущерб и требовало значительных капитальных
ремонтных работ. При храме были погребены сыновья великого князя Юрия
Долгорукова, а также некоторые малоизвестные личности из рода Шуйских.
Самые ранние постройки собора относятся к 11 столетию, когда на Руси правил
великий князь Владимир Мономах. Весной 1222 года был издан указ по повелению
Юрия Всеволодовича, согласно которому необходимо было полностью разобрать
обветшавший храм, после чего здесь же выстроить новый, только из белого камня –
данное сооружение простояло на своем месте вплоть до 16 века.
Известно, что в 1528 году здание Богородице-Рождественского собора было
разобрано до аркатурного пояса, оснащенного женскими масками. Белый камень
собора был заменен на красный кирпич. Первоначально, собор был трехглавый, но в
17 веке он получает пятиглавое завершение. В конце 17 века внутренние стены
собора расписываются. Из всего сказанного можно сделать вывод, что до
современного времени храм дошел с довольно глобальными изменениями. Интерьерное
оформление стен в некоторых местах до сих пор содержит росписи стен, относящихся
к 13, 15 и 17 столетиям.
На сегодняшний день сохранились летописные сведения о том, что
Богородице-Рождественский собор является самым первым городским храмом, который
предназначался исключительно для княжеской семьи.
Богородице-Рождественский собор относится к числу наиболее старинных из всех
сохранившихся на сегодняшний день памятников архитектуры города. Данное
православное строение поражает своими масштабами и некоторыми
традиционно-древними чертами.
При Богородице-Рождественском соборе находятся массивные и величественные
Золотые ворота, которые буквально сияют золотыми узорчатыми рисунками на медных
затемненных пластинах. Ворота были выстроены в первые десятилетия 13 века
древними суздальскими мастерами. Створки ворот содержат Евангельские сюжеты,
которые располагаются рядами и подробно повествуют о жизненных деяниях Иисуса
Христа, а также Богоматери, жизнеописание которой находится в «местном» ряду
величественного соборного иконостаса.
Экспозиция, расположенная в храме, включает в себя наиболее интересные и
красивые памятники, относящиеся к декоративно-прикладному искусству, а также
древнерусской живописи, датирующейся 13-17 веками, которые бережно хранились в
стенах старинного собора. Все перечисленные элементы говорят о том, что
Суздальская земля имеет богатейшие и глубоко культурные традиции, ведь город
Суздаль на протяжении многих веков считался важным православным центром в рамках
национальной русской культуры.
Одной из ценных и достопримечательных вещей Богородице-Рождественского собора
является большая чаша, предназначенная для освящения воды и созданная в 19 веке.
Чаша представляет собой большой самовар, оснащенный четырьмя небольшими кранами
для цели подачи уже освященной воды прихожанам.
Сегодня Богородице-Рождественский собор Суздальского кремля имеет прямое
отношение к Всемирному наследию ЮНЕСКО и значится под названием «Белокаменные
памятники Суздаля и Владимира».
Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
Описание Богородице-Рождественского собора в г. Суздаль
Богородице-Рождественский собор — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время Рождественский собор является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Первая постройка собора относится к XI веку, ко времени княжения Владимира Мономаха. В 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте построено новое, из белого камня. Оно простояло до XVI века. В 1528 белокаменные стены разбираются до аркатурного пояса с женскими масками и заменяются кирпичными. Трёхглавый собор получает пятиглавое завершение и в XVII веке расписывается изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII вв.
Рождественский собор — первый городской храм, предназначенный не только княжеской семье.
Находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. За свою историю храм неоднократно горел. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и др.
Рождественский собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Первые торжественные богослужения в Рождественском соборе прошли 1991 году. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о совместном использовании собора было подписано феврале 1992 года. С тех пор в храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
Паломнические поездки к Богородице-Рождественскому собору в г. Суздаль
- Поездка из Минска в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Орехово-Зуево в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Коломны в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Воронежа в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Суздаля в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Покрова в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Москвы в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Владимира в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Зарайска в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Москвы в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Саратова в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Ликино-Дулёво в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Краснодара в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Москвы в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Петушков в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Куровского в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
- Поездка из Волгограда в Богородице-Рождественский собор в г. Суздаль
Борисоглебская церковь
Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв.
Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской.
Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница.
На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора — пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.
Строительство Собора Рождества Богородицы в Суздали
Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Другие постройки Суздальского кремля
Как я уже писала, Суздальский кремль занимает довольно большую территорию, ограниченную земляными валами. Его площадь составляет около 14 га, по которой проходят Кремлевская улица, улица Алексея Лебедева и улица Варганова. Здесь находится немало интересных памятников архитектуры, в том числе, церкви: Успенская (вторая половина XVII — начало XVIII века), Христорождественская (XVIII век), Никольская (1720-1739 годы); пожарная каланча, здание городской управы начала XIX века, бывший тюремный корпус XIX века и др. С севера и востока к кремлю примыкает территория Суздальского посада.
Сквер рядом с Рождественским собором, справа за деревьями виднеется бывший Тюремный корпус
Успенская церковь
Пожарная часть, слева на фотографии виднеется кусочек здания городской управы
Тихие улицы Суздальского кремля
Никольская церковь