История строительства
Все документы могущественного Казанского ханства погибли при взятии города войсками российского царя Иоанна IV Грозного. Письменные источники более позднего времени сгорели при сильном пожаре в Москве в 1701 году. Никаких летописей раннего периода не сохранилось, поэтому историки продолжают спорить о том, в каком году в кремле появилась Сююмбике.
Башня Сююмбике с высоты птичьего полёта
Одни исследователи считают, что высокая башня стояла еще при казанских ханах. Позже ее перестроили в ту башню, которая сохранилась до наших дней.
Другие уверены, что строительство произошло между 1645-1650-ми годами. В пользу этой версии говорят археологические раскопки в основании постройки.
Башня Сююмбике на фоне Благовещенского собора
Некоторые историки убеждены, что Сююмбике – более молодое здание. Постройка появилась в конце XVII – начале XVIII веков. Это подтверждают данные старых карт и заметное влияние на архитектуру московского барокко.
Нижнюю границу строительства определить гораздо проще. В 1638 году в Казани побывал немецкий путешественник и историк Адам Олеарий. Дотошный ученый тщательно зарисовал, все, что видел в ханской столице. Однако на его набросках нет ни одного строения, которое хотя бы отдаленно напоминало Сююмбике.
Башня Сююмбике на фоне Дворцовой (Введенской) церкви
Башня Сююмбике
Рубрика: Казань
Знаменитая казанская Башня Сююмбике снискала широкую известность не только в Республике Татарстан, но и далеко за ее пределами. Она издавна считается одним из символов Казани. При почти шестидесятиметровой высоте башня имеет семиярусную конструкцию. Ее макушка когда-то была увенчана шпилем с позолоченным яблокоподобным шаром.
Долгое время многие местные жители, особенно из числа татарского населения Казани, передавали из уст в уста давнее предание, согласно которому в шаре-яблоке, якобы отлитом из чистого золота и полым, хранятся ценнейшие реликвии – экземпляры мусульманских документов исключительной значимости. Дело дошло до того, что в 1831 г. данную версию решено было проверить на государственном уровне, поручив проверку Министерству внутренних дел Российской империи. Сияющий золотом шар демонтировали и приступили к его обследованию, в котором приняли участие высокопоставленные представители татарской общины. Выяснилось, что шар действительно полый, однако никаких реликвий в себе не содержит, будучи, к тому же, изготовлен совсем не из золота, а всего лишь из позолоченного медного сплава.
Легенды
Башня Сююмбике изначально была дозорной, расположенной на въезде во двор комендантского дома – бывшего Ханского дворца. Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд.
Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани. Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой.
Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица.
Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.
Архива документов со времен Казанского ханства не сохранилось, а градостроительные планы города XVI-XVII века уничтожены при московском пожаре 1701 года. Эту красивую легенду развенчивают современные теории о времени возведения башни, основанные на исследовании фундамента. Выяснилось, что лишь местами он достигает слоя культурных отложений времен ханства. Большая часть фундамента проникает в слои, соответствующие более поздним периодам, чем завоевание Казани.
К тому же, на рисунках многих иноземных путешественников, посещавших Казань в XVII веке, изображение башни отсутствует. Да и на плане города знаменитое нынче сооружение появилось только в начале XVIII века. А еще, существует документальное подтверждение тому, что царица Сююмбике дожила до старости и умерла в городе Касимов.
Другая легенда менее романтична – башня была построена по приказу самой Сююмбике в честь ее умершего мужа. Эту версию подтверждают фрагменты древнего фундамента. Но только в той части, что башня Сююмбике построена на месте другого сооружения времен Казанского ханства.
Легенды о башне Сююмбике содержат некоторые исторические факты, но совершенно далеки от реальности. Большинство же исследователей придерживаются мнения, что первая башня, которая находилась на месте современной, была деревянной постройкой, возведенной в XI-XV веках. Каменная же была возведена в XVII веке на ее месте.
Легенды Башни
О башне Сююмбике сохранилось множество легенд и преданий. Одна из них гласит, что здесь захоронен благочестивый мусульманин, из черепа которого истекает Тайницкий родник. Данное предание привлекает сюда многочисленных паломников.
Другая версия, косвенно подтвержденная археологическими находками 1977 года, вещает о том, что в этом месте находилось захоронение одного из последних ханов Казанского ханства – Сафа- Гирея, умершего в 1549 году. Его безутешная вдова — Царица Сююмбике — велела возвести грандиозный мавзолей над могилой своего мужа. А когда русские войска осадили город, покончила с жизнью, бросившись с этой башни-мавзолея вниз.
С башней Сююмбике связано очень много легенд
Но самая известная легенда, воспетая в стихах, прозе и в изобразительном искусстве, это, конечно же, легенда о Гордой царице. Именно эту легенду рассказывают туристам все казанские экскурсоводы. Говорят, что Сююмбике славилась удивительной красотой, умом и гордостью. Услыхав о гордой красавице, Иван Грозный отправил к ней послов с предложением руки и сердца. Отказалась царица от предложения русского царя. И пошел тогда Иван с отрядом на Казань, чтобы взять город и царицу силой.
Легенда о Гордой царице Сююмбике самая популярная и красивая
Желая спасти город от разорения, царица дала согласие русскому царю, но с одним условием – чтобы в течение семи дней была выстроена самая высокая башня в городе. Мастера работали днем и ночью и уложились в требуемое царицей время. Но в разгар свадебного веселья Сююмбике выразила желание полюбоваться любимым городом с высоты новой башни и проститься с ним навеки. Поднявшись на самую высокую ее площадку, гордая царица кинулась вниз на камни. Еще одна полностью аналогичная легенда заканчивается не так кроваво – царица бросается вниз, но превращается в прекрасную птицу и улетает на свободу.
Но, мы-то знаем, что царица умерла в Касимове и значительно позже означенного времени. Да и вряд ли бы стал Иван Грозный искать взаимности у женщины, которой было уже далеко за 30 лет. Хотя, кто знает этих царей. Откуда появилась такая легенда? Этого нам не суждено узнать. Может быть, как писал один татарский поэт – эту легенду выдумали люди, чтоб честь родного города сберечь…
Легенды
За три с половиной сотни лет история Сююмбике обросла различными преданиями. Одна легенда связывает башню с Иоанном IV Грозным. Российскому царю донесли о восхитительной красоте правительницы Казани, и он захотел взять ее в жены. Гордая царица-мусульманка противилась браку с христианином. Тогда российский государь приказал сравнять ее владения с землей, а жителей Казани убить. Царица вынуждена была согласиться, чтобы спасти свой народ, но во время свадьбы она прыгнула с каменной башни и разбилась.
Другая легенда рассказывает, что башню построили за 7 дней уже после взятия Казани. Сююк согласилась на предложение российского царя, но попросила Иоанна IV Грозного сделать необычный свадебный подарок – каменную башню. Всего за неделю – по одному ярусу в день башня была готова, и начался пышный свадебный пир.
Вид на башня Сююмбике от Тайницкой башни
Московиты радовались, а жители Казани грустили, что никогда больше не увидят свою добрую госпожу. В разгар пира Сююк поднялась на самый верхний ярус, последний раз посмотрела на город, прыгнула вниз и погибла.
Согласно третьей легенде башню построили по воле самой царицы. Сююк так скорбела об умершем муже, что повелела возвести в память о нем дозорную башню из кирпича. Тело Сафа-Гирея похоронили в белокаменном мавзолее, рядом с высокой постройкой.
Как это часто происходит, историческая правда гораздо печальнее старинных легенд. В 1551 году, за несколько месяцев до падения Казани, царицу и ее малолетнего сына арестовали и отправили в «почетный» плен в Москву. Горестное прощание Сююк с могилой любимого мужа подробно описано в русских летописях и татарском фольклоре. Царица так сильно оплакивала свою судьбу, что сопровождавший ее воевода тоже прослезился.
В чужой для нее стране Сююк не бедствовала, но была морально подавлена. Она просила отпустить ее к родителям в Ногайские степи, но получила отказ. Против воли Сююк выдали замуж за старого и уродливого касимовского хана Шаха-Али. Ее сын Утямыш был крещен в Чудовом монастыре, и его стали называть Александром Сафакириевичем. В неволе он прожил всего 20 лет. Бывший татарский царевич нашел свой последний приют в Архангельском соборе Московского кремля.
Точная дата смерти казанской царицы неизвестна. Считают, что это произошло в 1557 году, когда знатной пленнице было всего 38 лет. Историки предполагают, что Сююк похоронена под безымянным надгробным камнем в мавзолее своего последнего мужа – хана Шаха-Али, который находится в городе Касимов.
История падающей башни
На самом деле царь Иван Грозный никогда не предлагал царице Сююмбике выйти за него замуж. Своим названием падающая башня в Казани действительно обязано дочери ногайского бия Юсуфа. Царица была любима народом, в том числе, потому что отменила многие налоги и подати. После взятия Казани Сююмбике была выдана замуж за правителя Касимова Шах-Али. Этот достоверный факт широко известен.
Во время взятия Казани многие летописи времён Казанского ханства были утеряны. Более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара в Москве, когда сгорел практически весь архив Приказа Казанского дворца. Достоверно известно, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. При этом на зарисовках Казани 1638 года выполненных путешественником Олеариусом падающая башня Сююмбике отсутствует.
На основе археологических исследований слоев почвы строительство башни Сююмбике можно датировать не ранее 1645—1650 годов. Согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко, в стиле которого строилась падающая башня Сююмбике, период её возникновения можно датировать между 1694—1717 годами. Это через 1,5 сотни лет после взятия Казани. Так же существуют предположения, что на том месте где сейчас находится падающая башня, в Казани раньше стояло другое сооружение. Возможно, что это тоже была башня или минарет возведенный в XI-XV веках из дерева. Как показали современные исследования падающая башня в Казани действительно была возведена в короткие сроки.
Архитектурные особенности
В старинной башне можно увидеть уникальный сплав традиционной татарской архитектуры и средневекового зодчества Московии. Влияние московских мастеров заметно в формах постройки. Внешне Сююмбике напоминает Боровицкую и Спасскую башню в Московском Кремле. Татарские элементы декора угадываются в полуовалах окон, полуколоннах на фасаде, вытянутом тонком шпиле и декоративном оформлении кованых ворот.
Кованные ворота в башне Сююмбике
Чтобы новая башня простояла века, строители забили в фундамент крепкие сваи из дуба. Стройное многоярусное здание поднимается на высоту 58 м, и поэтому видно издалека. Мощные стены выложены из кирпичей, скрепленных известковым раствором, а грани отделаны изящными кирпичными валиками. Это придает башне мягкие очертания.
Достопримечательность Казанского кремля состоит из семи ярусов. Три нижних – квадратные, а четыре верхних – восьмиугольные. Кубы имеют разный размер, поэтому в пространствах между ними устроены гульбища для охраны. Через глазницы в гульбище дозорные могли днем и ночью наблюдать за городом.
Четвертый и пятый ярусы построены восьмериками. При такой геометрии здание менее страдает от ветров, и кладку можно делать на 20% выше. Шестой ярус башни занимает дозорная вышка. Отсюда прекрасно просматривались окрестности Казани, были видны очаги пожаров и приближающиеся враги. На самом верху башни красуется зеленый шпиль и золоченый мусульманский полумесяц.
В 1910 году акционерное общество Московско-Казанской железной дороги решило построить новое здание Казанского вокзала в Москве. Был объявлен конкурс проектов, и участникам поставили задачу – возвести здание, которое бы стало символом крепкой связи Европы и Азии. Жюри выбрало работу Алексея Викторовича Щусева. Талантливый архитектор удачно совместил элементы московского барокко и украсил фасад нового здания вокзала ступенчатой башней, которая очень похожа на Сююмбике.
Загадка башни Сююмбике
Письменных источников, указывающих на время сооружения башни и ее изначальное назначение, не обнаружено. Ориентировочно ее строительство связывают с концом 17 — началом 18 века. Во всяком случае, на плане города, относящегося к 18 веку, башня уже указана в качестве въездных ворот комендантского двора, где ранее располагался бывший ханский дворец. А вот на картах более ранних периодов (16-17 веков) никаких указаний на наличие башни нет.
Изображение башни на гравюре Турнерелли датируется серединой 19 века
Сооруженная из крупного красного обожженного кирпича, башня Сююмбике, многими историками считается дозорной. Сходство же ее с Боровицкой башней, находящейся в Московском кремле, указывает, как считают определенные исследователи, на московское авторство данного сооружения. Однако, другие ученые отстаивают татарское происхождение башни, опираясь в основном на мусульманские предания. Еще в начале 20 века у подножия башни часто можно было видеть коленопреклоненных для молитвы мусульман. Вряд ли они молились бы около сооружения русского происхождения.
Известный русский историк Н.П.Загоскин предположил в свое время, что первые три четырехугольных яруса относятся к татарскому происхождению, и вероятно были въездными воротами на ханский двор, а верхние восьмигранники могли быть достроены значительно позднее.
Будет ли разгадана тайна происхождения башни Сююмбике?
С другой стороны, именно около подножия башни Сююмбике в 1977 году был обнаружен Мавзолей казанских ханов, среди которых с большой вероятностью находится и захоронение любимого мужа Сююмбике Сафа-Гирея. Около мавзолея непременно должна была находиться мечеть. Так может Башня Сююмбике находится как раз на месте ханской мечети? Ведь, как утверждают исторические источники, Башней Сююмбике данное строение назвали русскоязычные жители Казани, а местное мусульманское население это место долгое время называло ханской мечетью, именно поэтому мусульмане и приходили сюда молиться? Возможно эта загадка когда-нибудь разрешится, а пока остается только строить гипотезы и восхищаться этой прекрасной архитектурной достопримечательностью Казани.
К башне Сююмбике обязательно стремятся все посетители Казанского Кремля
Откуда взялось необычное название башни
В истории Казанского ханства было много славных правителей-мужчин и всего лишь одна царица-регентша, которую звали Сююк. Она происходила из знатного и богатого рода основателей Ногайской орды. Два раза Сююк была замужем, и оба ее мужа правили Казанским ханством.
В 1549 году любимый супруг Сююк – хан Сафа-Гирей умер, а ее трехлетний сын Утямыш-Гирей не мог стать царем из-за того, что был еще несмышленым ребенком. Женщине пришлось нарушить устоявшуюся традицию и принять на себя нелегкие бразды правления ханством.
Вид на башня Сююмбике от Благовещенского собора
Царствование Сююк длилось недолго – всего два года, но было очень достойным. Во время него были отменены некоторые налоги для купцов, ремесленников и крестьян. Хорошо образованная правительница принимала иностранных послов и вела дела с Арменией, Персией и Турцией. По ее указу была построена большая библиотека, книги в которую доставляли из разных стран Азии и Европы.
Народ любил свою царицу и называл ее Сююмбике, что в переводе с татарского значит «любимая госпожа». Этим именем была названа не только башня в Казани, но и улицы в некоторых татарских городах и поселениях.
Архитектурные особенности башни Сююмбике
Стремительно взвивается вверх пятиярусная казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм, хотя некоторые исследователи называют ее семиярусной. Композиционно башня построена из трех разных по высоте четырехгранников, которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика. А завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.
Шпиль башни заканчивается «золотым яблоком» и полумесяцем
Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком. Долгое время считалось, что это яблоко является хранилищем неизвестных документов, относящихся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, но документов, увы, в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.
Скорее всего, башня была построена как проездная, ведь если присмотреться, по форме она очень напоминает Спасскую башню Кремля. Нижний ее ярус оформлен проездной аркой с красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.
Красивые ворота башни носят романтическое название — День и Ночь
Нижний массивный ярус декорирован узкими полосками колонок по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.
В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны — двуглавым орлом, который после революции был заменен на полумесяц. Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30—е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х годов его снова вернули на шпиль.
Казанский вокзал в Москве является архитектурной копией башни Сююмбике
Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве. А это значит, что именно она олицетворяет собой Казань. Во всяком случае, сегодня башня Сююмбике — это знаменитая монументальная достопримечательность исторического центра Казани и основная туристическая «изюминка» Казанского Кремля.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Легенда башни Сююмбике
Народное название башни объясняется несколькими легендами, однако никакого научного подтверждения они не имеют. Одна из них гласит, что эта постройка была возведена царицей по имени Сююмбике, в память о своем горячо любимом муже, хане Сафа-Гирее, который умер в 1549 году.
Другая легенда рассказывает, что башню построили по указу Ивана Грозного, после взятия Казани в 1552 году. Семь ярусов башни – это символы того, что город был покорен за семь дней.
Другая версия говорит о том, что царица Сююмбике попросила возвести семь ярусов, а после завершения строительства сбросилась с башни, чтобы по принуждению не стать женой Ивана Грозного.
Эти и другие, менее распространенные легенды, касающиеся башни Сююмбике, не имеют подтверждения, однако в них иногда говорится о том или ином историческом событии. Но чаще всего они основаны на выдумках, которые были описаны во многих путеводителях Казани того времени для привлечения туристов.
Новости Казани
Аналог или цифра? И мы не о телевизорах4 сентября 2019, 15:50РЕСТОПАРК – ивент, который меняет рестораны!29 августа 2019, 18:30ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИЗОВ И ПОДАРКОВ В КАЗАНИ: К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ28 августа 2019, 10:55Помощница президента РТ вышла замуж за Бекмамбетова22 апреля 2019, 13:30Шамовская психиатрическая больница стала пятизвездочным отелем3 апреля 2019, 09:10Татарстан находится на 64-м месте в рейтинге доступной ипотеки25 марта 2019, 18:35В Иннополисе запустят беспилотное аэротакси25 марта 2019, 18:30Где и как отметить Новый год в Подмосковье, чтобы он запомнился21 ноября 2018, 09:10На Гагарина появится сквер в честь памяти казанских летчиков1 октября 2018, 20:55Что такое аюрведическая косметика22 сентября 2018, 09:50
«Любимая владычица»
Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике – вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого – «сююм» – в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая – «бике» – переводится как «владычица».
Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» – Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.
Русские черты
Таблица 5 |
Поиск аналогий для башни Сююмбике дает, можно сказать, мгновенный результат: это Боровицкая башня Московского Кремля, нижний ярус которой относится к 15 веку, а верхние выполнены в 1 половине 17 столетия итальянскими мастерами. На этом, собственно, поиск и заканчивается: других близких аналогий башне Сююмбике ни в России, ни за ее пределами не обнаруживается. Боровицкая башня действительно сильно напоминает Сююмбекину; различия кроются, в основном, на уровне декоративного оформления и решении венчающей части (шатра), где у казанского сооружения имеется дозорное помещение в восьмигранном барабане, — как и положено для дозорной башни.
Декоративное решение башни Сююмбике выполнено в целом в духе московской школы: те же «ширинки», простые наличники полуваликом, фланкирующие колонны по сторонам проезда. Если же рассматривать по принципиальным позициям, то архитектура башни Сююмбике вообще не оригинальна и имеет множество менее близких аналогий в московском зодчестве 17 века. 18 век дает и другие прототипы: Земский приказ в Москве (1700 г.), где мы видим ту же подчеркнуто ступенчатую ярусность, схожесть в художественном оформлении фасадов, Адмиралтейство в Санкт-Петербурге (арх. Коробов) с высоким шпилем над восьмигранным барабаном с окнами и др. Все это говорит о принадлежности башни Сююмбике к русской архитектурной школе 1 трети 18 века.
Когда появилась башня?
Многих интересует, когда возникло это сооружение — башня Сююмбике. В письменных источниках пока информации об этом не обнаружено. Но если внимательно взглянуть на другие документы: планы и изображения Кремля 17-18 веков, то туман быстро рассеивается.
Таблица 1 |
Удивительным образом художники разных эпох облюбовали одно и то же место для того, чтобы оставить потомкам эффектный вид Казани и Кремля во всей ее красе. Оно примерно соответствует сегодня южной оконечности Кировской дамбы. Наверное, на этом месте находилось тогда что-то возвышавшееся: может быть, холм или какое-то строение. Так или иначе, нам эти люди предоставили уникальную возможность наглядно проследить с одной точки эволюцию силуэта крепости на протяжении последних 400-500 лет ее существования. Сведя воедино в сопоставительной таблице виды Кремля, запечатленные художниками разных эпох, удалось воочию увидеть, как появляются и исчезают целые комплексы и отдельные сооружения (табл.1).
При сопоставлении панорам в едином масштабе хорошо видно, как в 17 веке (рис.Н.Витзена) возникают комплексы Благовещенского собора, Троицкого и Спасо-Преображенского монастырей и пропадает комплекс Ханского двора. В 18 веке (рис.Леспинаса) появляется комплекс башни Сююмбике и Введенской церкви, монументальная Сергиевская церковь. В 19 веке (рис.Е.Корнеева) Троицкий монастырь исчезает.
Этот вывод подтверждают и археологические исследования: севернее башни, у самого ее подножия в 2000 году были обнаружены фундаменты знаменитой Хан-джами. Как выяснилось, здание было возведено в 15 и разрушено только в конце 17 — начале 18 вв., что соответствует и данным Писцовых книг 16-17 вв., где упоминается «мечеть у Царева двора». Судя по всему, мечеть использовалась в хозяйственных целях и была разобрана при строительстве комплекса Оберкомендантского дома, причем минарет ее оказался под башней Сююмбике (если не был вмурован в толщу ее северного пилона).
Интригующим моментом этих преобразований является то, что комплекс оберкомендантского дома (а на наиболее ранних планах города ХYIII века башня Сююмбике показана как въезд во двор именно оберкомендантского дома!), несмотря на замену всех зданий на новые, сохранил предшествовавшую ему функциональную структуру, градостроительную композицию, традиционный силуэт. На месте Ханского дворца встал дом оберкоменданта, на месте Ханской мечети — церковь Введения, между ее минаретом и главными воротами дворца — высокая надвратная башня. Таким образом, в северной части крепости, спустя 150 лет наблюдалось, можно сказать, буквальное воспроизведение градостроительной идеи времен ханской Казани!
Фото №18522. Башня Сююмбике
Легенда о башне Сююмбике
Редко можно встретить жителя Казани, который не знал бы грустной легенды о башне Сююмбике. Названа она в честь единственной в истории женщины, которая правила Казанским Ханством. Звали правительницу Сююк, и народ очень любил ее за доброту и честность, потому и прозвали красавицу Сююмбике – «любимая госпожа».
По легенде, после завоевания Казани Иван Грозный, очарованный красотой Сююк, прислал к ней сватов с предложением уехать с ним в Москву и занять трон царицы. Получив отказ, царь рассердился. Он явился к стенам Казани с огромным войском и пригрозил уничтожить город, если не услышит согласия. Сююмбике никак не могла допустить такого исхода, и вынуждена была дать положительный ответ. Попросила она в подарок на свадьбу высокую башню, и чтобы построили ее за неделю. Семь ярусов за семь дней возвели строители, и начался великий пир.
Все вокруг веселились и праздновали, но ни сама Сююк, ни жители Казани не были рады. Поднялась правительница на башню, чтобы взглянуть на родной край в последний раз. Сердце ее сжалось от горя, и в слезах Сююмбике кинулась вниз. В память о «любимой госпоже» и назвали самую высокую башню Казани.
Несколько слов об архитектуре
Башня Сююмбике выполнена из красного кирпича, и ее строгий стиль напоминает московское барокко. Она действительно состоит из семи ярусов, последним из которых является зеленый шпиль. Он увенчан золоченым «яблоком» с изображением полумесяца.
Высота башни составляет 58 метров. Благодаря этому факту и своему расположению в отдалении от крепостных стен Кремля башня Сююмбике играла роль дозорной башни.
До сих пор никто не знает, почему башня «падает». Одна из версий – строительная ошибка, а именно недостаточно глубокий фундамент. Существует также гипотеза, что он остался от другого здания, когда-то располагавшегося на этом месте, и почва просто не выдерживает вес башни. Тем не менее, когда наклон составил более полутора метров, башню Сююмбике укрепили.
Загадки истории
Споры о том, когда же все-таки была построена башня Сююмбике, и какому народу – татарскому или русскому – она принадлежала изначально, ведутся до сих пор.
По первой версии, строение возведено во времена правления Казанского Ханства в период с XII по XV век. Если это так, то башня Сююмбике – единственный в столице сохранившийся памятник татарской архитектуры. Согласно второй версии, построили башню уже после завоевания Казани Иваном Грозным, а значит в XVII веке. Если вы отправитесь на экскурсию в Казанский кремль, то, вероятнее всего, услышите именно эту цифру.