Хозяйство Волжской Булгарии
Особую роль в расцвете хозяйства Волжской Булгарин играли сельское хозяйство, ремесленное производство и торговля. Хозяйственным базисом являлось высокопродуктивное сельское хозяйство. Богатые черноземные земли требовали глубокой вспашки и использования совершенных орудий труда.
Уже в VIII в. в бунтарском хозяйстве на смену мотыге и деревянной сохе, сохранившейся для работ на более легких почвах, приходит плуг с железным лемехом (сабан). Главными хозяйственными культурами булгар были пшеница, рожь, ячмень, просо, горох, а также редкие сегодня чечевица и чумиза. Собранный урожай хранили в земляных зернохранилищах, стены которых укреплялись толстыми дубовыми досками, а также в больших глиняных корчагах.
Зерно использовалось на пропитания для продажи и обмена
Даже на ранних этапах государственности хлебная торговля была важной статьей булгарского экспорта. Известно, что немалая часть зерна вывозилась в Северо-Восточную Русь, где для хлебопашества были менее благоприятные условия
Русский историк В.Н. Татищев приводил сведения, что в голодном для Руси 1229 г. булгарские купцы привозили зерно в русские города по Волге и Оке, а булгарский эмир послал в дар великому князю Юрию Всеволодовичу тридцать ладей (речных судов), груженных хлебом.
Традиционно высокая культура скотоводства у булгар дополнялась новыми приемами пастбищного и стойлового содержания домашнего скота, чему способствовал торговый обмен с восточными и южными кочевыми соседями булгар.
Немалое хозяйственное значение для местных волго-уральских аборигенов сохраняли охота, рыболовство, бортничество, совершенствовались их приемы. Промысловый характер имела охота на пушного зверя — соболя, куницу, белку, бобра, лисицу и зайца. В малых и крупных реках вылавливалось немало рыбы, часть которой шла на продажу
Поскольку сахар еще не был известен, важное хозяйственное значение имело бортничество — сбор меда и воска диких пчел (борть — дупло дерева), а затем началось разведение пчел в выдолбленных дуплах деревьев
Взаимоотношения с Московским княжеством
Основная статья: Русско-казанские войны
При хане Улу-Мухаммеде и его сыне Махмуде проводилась активная внешняя политика. Казанцы совершали набеги на русские земли. Уже в 1439 году хан Улу-Мухаммед подступил к Москве и осадил её, однако через одиннадцать дней отступил, разграбив по пути Коломну и несколько других русских городов. В 1444 году хан напал на Нижегородское и Рязанское княжества, а в 1445 году разбил русские войска под Суздалем и захватил в плен самого великого князя Василия II, наложив дань на Московское княжество.
Московское княжество не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань, чтобы посадить на казанский престол царевича Касима. В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника.
Результатом долгой борьбы стало взятие московскими войсками Казани в 1487 году и не присоединение Казанского ханства к Москве (что противоречило бы союзническим отношениям с Крымским ханством в тот период), а утверждение на казанском престоле лояльного Москве хана Мухаммед-Эмина. Тем не менее, за весь относительно мирный период правления московского ставленника Мухаммед-Эмина в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича[какого?]. Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати, разрешив сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата — Абдул-Латифа.
Первое двадцатилетие XVI века было в отношениях Москвы и Казани относительно мирным, исключая инцидент 1505—1507 гг. В это время произошло изменение внешнеполитической ситуации для России: пала Золотая орда и крымский хан начал претендовать на получение власти на всех её землях от Чёрного моря до Казани. Воспользовавшись смертью Ивана III (1440-1505), Мухаммед-Эмин попытался освободиться от влияния Москвы. Во время конфликта русские организовали в 1506 году крупный поход на Казань, потерпев у стен города поражение.
В августе 1521 года силы казанского хана Сахиба Гирея совершили военный поход на , , , мещёрские и владимирские земли и соединились с войском крымского хана Мехмеда Гирея у Коломны. После чего осадили Москву и вынудили Василия III к подписанию мирного договора. Этим закончился период относительно мирного сосуществования Москвы и Казани, продолжавшийся с 1487 года.
Всего только в период с 1521 года по 1545-й, согласно летописям, казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в районы близ Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича и Мурома. В некоторые годы таких походов было несколько — от двух до четырёх .
Завоевание Россией
Основная статья: Взятие Казани
Печать Казанского приказа из царского титулярника 1672 года.
После попыток поставить во главе Казани лояльного Москве хана Иван ІV предпринял серию военных походов. Первые два не увенчались успехом, и в 1552 году великий князь в третий раз осадил столицу ханства. После взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, Казань была взята штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел. Казанское ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России. В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством по приказу Ивана Грозного был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Казанское ханство стало частью России, русский царь получил титул «Царь Казанский». После взятия Казани и до территориально-государственной реформы Петра I 1708 года, территория завоёванного Казанского ханства входила в состав Казанского уезда. Административно управлялась т. н. приказом Казанского дворца в Москве
Также созданная Казанская архиепископия сразу была назначена третьей по важности в Русской Православной Церкви.
Взаимоотношения с Киевской Русью в Х в.
В 985 г. был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим. Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» – значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.
После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка.
Кто такие татары?
Татары – тюркоязычный народ, живущий преимущественно в России, Казахстане и Средней Азии. Впервые так себя называть стали представители некоторых маньчжурско-монгольских племен, кочевавших в районе Байкала в VI-IX веках. Понятно, что к булгарам эти люди не имели абсолютно никакого отношения. Они присоединились к завоевательным походам Чингисхана. Именно поэтому русские называли ордынцев монголо-татарами.
Впоследствии этноним «татары» распространился на многие народы, часто не имеющие между собой ничего общего. Так стали именовать некоторые этносы, ранее входившие в состав Золотой Орды. Поэтому возник исторический парадокс: потомков булгар, завоеванных монголами в XIIIвеке, сейчас называют именем их захватчиков.
Как показали генетические исследования, казанские, крымские, астраханские и сибирские татары – представители разных народностей. Они не имеют общих предков, и их этногенез происходил независимо друг от друга. Этот факт может объяснить, почему языки, например, казанских и астраханских татар так сильно различаются между собой, что люди банально не понимают друг друга.
При обследовании казанских татар ученые-генетики обнаружили их несомненное родство с жителями Восточной Европы и Средиземноморья. А вклад в этногенез населения современного Татарстана выходцев из Центральной Азии составляет всего 1-6% (в зависимости от района). Все-таки среди булгар случались смешанные браки с ордынцами, хотя и довольно редко.
Многие коренные жители современной Казани не согласны с тем, что их называют татарами. Не удивительно. Ведь это почти то же самое, если бы русских перепутали с немцами.
Что такое Волжская Булгария — история
Первые упоминания о Волжской Булгарии относятся к началу X века. К этому времени булгары постепенно становятся главной силой в Поволжье, завоевывая земли живших на этих территориях угро-финских и балто-славянских племен. Эти процессы на Средней Волге создали устойчивый булгарский племенной союз, ставший основой для образования нового государства.
Значительные успехи в подчинении местных земель достигались и мирным путем. Осваивая территории, пришедшие южане строили свои укрепленные поселения. У булгар было хорошо развито ремесленничество, их изделия пользовались успехом у местного населения. Земли вокруг новых мест проживания осваивались под пахотные земли.
Организованный экономический уклад булгар и создаваемая защита от вражеских набегов способствовали тесному контакту местного населения и новых жителей – булгар. Оно было выгодно каждой из сторон и приводило к быстрому развитию территорий. А население, относившееся к разным племенам, постепенно становилось единым целым. Образовавшееся государство находилось на территории нынешних Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Пензенской и Самарской областей.
На территории Волжской Булгарии проживало достаточно большое количество народностей. Наиболее значительными были балто-славянские племена, которые в наше время называются народами «именьковской культуры», тюркские и финно-угорские этносы.
Первые из них частично остались и слились с булгарами, часть ушла на север. Тюрки и финны были вытеснены, а оставшиеся находились в подчиненном положении. Остальным народностям булгары позволили жить на своей территории, сохранив идентичность. За право разговаривать на своем языке и жить по своим обычаям им приходилось платить дань.
Многие племена потеряли свои национальные качества. Произошло их растворение в жителях Булгарии. Но не смогли сохранить чистоту нации и сами булгары. Позднее они сольются со сформировавшимися новыми этносами, такими, как татары и чуваши. Государство было многонациональным. Наряду с булгарами, здесь проживали значительные количества чувашей, башкир, удмуртов, вотяков, черемисов, другие малые народы.
План мероприятий к 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии
В федеральный план торжеств вошло 71 мероприятие, в том числе:
- реконструкция исторической татарской мечети Москвы;
- реставрация Московского исламского института;
- завершение и издание энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации»;
- проработка вопросов инфраструктуры и транспортного сообщения в Болгаре;
- на территории Болгарского музея заповедника 19-21 мая 2022 года крупные встречи и форумы с участием зарубежных гостей;
- ежегодный Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: Kazansummit»;
- Всероссийский форум татарских религиозных деятелей;
- закладка строительства соборной мечети имени 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией в Казани;
- строительство и ремонтные работы на объектах в Болгаре и Казани;
- всероссийский фестиваль «Великий Болгар»;
- выставка мусульманской культуры «Ислам нуры» («Луч ислама»);
- Международный молодежный форум «Россия – Организация исламского сотрудничества», а также мероприятия, посвященные юбилейной дате в рамках 45-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.
Духовное управление мусульман Татарстана выпустит к юбилею обновлённый казанский Коран на основе дизайнерского шрифта «Казан басма». Этот татарский национальный шрифт разрабатывался весь 2021 год. Он создан на основе подлинного, аутентичного типографского оттиска и дает широкие технические возможности для современного книгопечатания. Обновленное издание Корана будет соответствовать всем общепринятым мировым стандартам.
По её словам, в 2022 году ожидается премьера документально-художественного фильма о путешествии Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию. Эта картина повествует о жизненном укладе волжских булгар и историческом событии – принятии ислама.
Налоги в Волжской Булгарии
Подавляющую часть населения Волжской Булгарии составляли свободные крестьяне — общинники. С созданием государственности, развитием хозяйства и усилением роли в транзитной международной торговле растет число городов и численность городских жителей, особенно за счет ремесленников и купцов.
Рабы попадали в Булгарию либо как пленные, захваченные в результате военных походов самих булгар, либо с караванами работорговцев, транзитом из других стран. В последнем случае каждый десятый невольник должен был остаться в распоряжении хана в качестве таможенной десятины — пошлины ввозимых товаров. Поэтому общая численность рабов не составляла заметной части всего населения, как было характерно для рабовладельческих государств, а само рабство не имело настолько широкого распространения, чтобы стать основой экономического и политического развития страны.
Основными доходами государственной власти были, во-первых, регулярные ежегодные подати с каждой семьи (скотом и мехами); во-вторых, десятина со всех ввозимых в страну товаров; в-третьих, разовые подати (например, за свадьбу, званый пир и т.д.).
По свидетельству арабского путешественника аль-Гарнати (XII в.), зависимые от Булгарии соседние племена платили булгарам поземельный налог — харадж и подушный налог с немусульман — джизъю. Повинности булгарских крестьян поначалу были невелики и носили характер дани, но со временем стали все больше приобретать феодальный характер.
Северный мавзолей
Северный мавзолей находится
возле Соборной мечети. Ученые дали ему второе название – Монастырский погреб. В XIV ст. его использовали, как
место для хранения продуктов питания.
В 1969 году была проведена
реставрация, восстановлены такие элементы:
- верхняя часть купола;
- оконные проемы;
- намогильные плиты.
Мавзолей был возведен над жилым
комплексом знатных граждан, однако от него сохранился лишь фундамент, часть
внутренних стен и облицовка. Ранее он имел купольное покрытие, внутри находился
длинный коридор, а окна имели арочную форму. Также на этом месте были
обнаружены богатые погребения. Намогильные плиты дали возможность понять язык,
религию и социальное положение граждан.
Как добраться?
В этой статье мы расскажем, где находится г. Болгар. Это обязательный пункт в программе посещения большинства путешественников, которые отправляются в Татарстан
По исторической важности он не уступает столице региона. Здесь сплелись воедино западная и восточная культуры, христианское и исламское вероисповедание. Сегодня это практически единственное место на территории России, в котором сохранились постройки времен Золотой Орды
Благодаря своему расположению город на протяжении длительного времени не утрачивал своей значимости даже после того, как Волжская Булгария была завоевана татаро-монголами. Это был важный торговый узел на Великом шелковом пути
Сегодня это практически единственное место на территории России, в котором сохранились постройки времен Золотой Орды. Благодаря своему расположению город на протяжении длительного времени не утрачивал своей значимости даже после того, как Волжская Булгария была завоевана татаро-монголами. Это был важный торговый узел на Великом шелковом пути.
Разобравшись, где находится город Болгар, надо определиться, как до него добраться. В любом случае, быстрее и проще всего будет ехать через Казань. Есть несколько вариантов — на автомобиле или автобусом, а вот поездом и самолетом попасть можно только с пересадками. Как попасть в город Болгар, подробно расскажем в этой статье. Конечно, сейчас это совсем небольшой населенный пункт, поэтому тут нет аэропорта. Самолетом придется лететь до Ульяновска или Казани, а оттуда добираться на других видах транспорта. Железной дороги тут тоже нет, поэтому вариант только один — поездом доехать до Казани, а там пересаживаться на автомобиль или автобус.
Автобус в г. Болгар в Татарстане отправляется с автовокзала «Южный» два раза в день. В 10:00 и 17:00, а обратно уезжает в 7:00 и 14:00. Автобусы сюда ходят и из Ульяновска. С городского автовокзала они отправляются в 7:30 и 14:30. Есть даже возможность немного сэкономить: можно сесть не на автовокзале, а на остановке «Верхняя терраса», расположенной поблизости. Автобус тут обязательно останавливается, а стоимость проезда оказывается существенно ниже.
Все автобусы пребывают на автобусную станцию в городе Болгар в Татарстане. К тому же, сюда регулярно организуются автобусные экскурсионные туры.
Болгарский историко-археологический комплекс
По отзывам туристов, это самый известный и востребованный туристический объект, который пользуется большой популярностью среди путешественников. Он известен также под названием Болгарское городище. Оно было образовано в средние века неподалеку от современного города. В то время там был крупный и известный в округе населенный пункт, который был окончательно разрушен Федором Пестрым. После этого его окончательно покинули жители, не став восстанавливать.
В 2014 году было принято решение о включении местного историко-археологического комплекса в список Всемирного наследия. Фото города Болгара можно увидеть в нашей статье.
Общая площадь городища, которое существовало на этом месте в X-XI веках, составляет около 12 гектаров. Считается, что его расцвет пришелся как раз на период Золотой Орды, когда его территория расширилась приблизительно в десять раз, значительно увеличилась численность населения, появились первые монументальные постройки, многие из которых сохранились до наших дней.
Древний Булгар был центром Волжской Булгарии при монгольском хане Берке, который стал первым правителем Улуса Джучи, принявшего ислам. К этому периоду относятся каменные здания — Восточный и Северный мавзолей, Ханская усыпальница, Белая и Черная палаты, Большой и Малый минарет.
Сейчас городище в Болгаре в Татарии является важным туристическим центром. На его территории в настоящее время действует государственный историко-архитектурный музей-заповедник, который в ближайшее время рассчитывает стать памятником федерального значения.
В 2010 году тут началась реализация программы по масштабному возрождению памятников культуры и истории. Тут не только восстанавливают, но и строят новые культурные и инфраструктурные объекты. В частности, на территории данного городища находится соборная Белая мечеть, о которой мы расскажем подробнее, по своему стилю она напоминает знаменитую мечеть Кул-Шериф, построенную в Казани, только значительно меньших размеров. Также в округе появились гостиницы, речной вокзал, туристско-информационный центр, музей ремесел с настоящей кузницей, музей хлеба с пекарней и мельницей.
Территория и административное устройство
Территория
Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в исламском мире. Персидский учёный Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие ценности», составленной около 903—913 годах, даёт следующие сведения о её расположении: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)».
Арабский географ Ал-Истахри и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, доводя её до реки Урал. Некоторые мусульманские географы X—XI веков сообщают, что Булгария располагается восточнее земель, населённых славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Гарнати (XII в.), пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно, идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.
Карта Царства Булгарского
Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Большую работу в этом направлении проделал советский археолог Р. Г. Фахрутдинов, который в 1960-70-е годы начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.
В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X—XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени — 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше: в Ульяновской области — около 200, в Самарской области — около 160, в Чувашии — около 70, в Пензенской области — около 70.
Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. А. Х. Халиков и Е. П. Казаков считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная — в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь—Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной — Самарскую Луку, западной — реку Сура и восточной и юго-восточной — низовья реки Белая и реку Урал.
Некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы, в их представлении, совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, а северные выходят к Карскому морю.
Административное устройство
Основная статья: Список городов Волжской Булгарии
Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.
Другие крупные города — Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель), Сувар, Джукетау («Липовая гора»), Ошель (Ашлы), Кашан, Керменчук, Муромский городок, Золотаревское городище и др. являются памятниками времен Волжской Болгарии (до монгольского нашествия 1236 года).
Другие археологические памятники, такие как Сарай-аль-Махруса (Астраханская область), Сарай аль-Джадит (Волгоградская область), Мадхжар (Ставропольский край), Кокрятское городище, Кременковское поселение, Староалейкинское городище, Новобеденьговское городище, Красносюндюковское городище (Ульяновская область), Искер (Тюменская область), Курмыш (Нижегородская область), Увек (Саратовская область), Афкула (Пермский край), Наровчат (Пензенская область) и др. являются памятниками культурного наследия булгарского народа.
Волжские булгары и народ Руси
Влияние каганата не мешало Волжской Булгарии становиться всё сильнее. Значительное развитие и экономическое укрепление государства происходило благодаря торговым отношениям с Русью. Ещё в X столетии был проложен путь “из Болгар до Куябы”, благодаря которому купцы доходили до Киева за двадцать дней.
Впрочем, отношения с булгарами у русских были далеко не всегда доброжелательными. Разница в менталитете, стремление к господству на соседних территориях стали причиной негласного противостояния между народами. Древняя Русь и Волжская Булгария так и не стали союзниками, хотя стремились к общей цели — потеснить хазар. А в летописных источниках 985 года упоминается, что князь Владимир Святославич совершил набеги на булгарские земли.
По мере усиления религиозных различий становилось заметнее и противостояние. Если в X веке волжские булгары стремились к освобождению из-под власти Хазарского каганата, то в последующие столетия их конкурентами стали народы Владимиро-Суздальского княжества.
Волжская Булгария хотела закрепить за собой господствующее положение на Волжско-Каспийском торговом пути, что удавалось ей долгое время. Увы, приход монголо-татарских завоевателей положил конец существованию великого Булгарского государства.
В 30-х годах XIII века Волжская Булгария была завоёвана Монгольской империей, после чего вошла в состав Золотой Орды. Население этого некогда могущественного государства стало ассимилироваться, однако не исчезло бесследно. Волжские булгары стали предками современных болгар, балкарцев, казанских татар, приняв участие в сложном этногенезе. Без сомнения, история и исследователи этого народа ещё сумеют удивить нас новыми фактами и открытиями.