Что такое чуйский тракт и где он находится

Акташский ретранслятор

Панорама на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь / фото автора

Одна из самых впечатляющих смотровых площадок Алтая. Высота — 3038 м.

Отсюда открывается вид на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь, а при ясной погоде видно Белуху.

Добраться можно самостоятельно на полноприводном автомобиле с высоким клиренсом. От Акташа двигаемся по указателям на Улаган. После выезда из села главная дорога пойдет налево, нам нужно повернуть направо и двигаться вдоль реки Ярлыамры. 5,5 км дороги идет вверх по большим камням, трубам до заброшенного рудника, где остались хозяйственные постройки и заваленные штольни.

Для проезда через рудник нужно заплатить охраннику 100 руб. Далее до ретранслятора 1,5 км крутого подъема по серпантину.

Я рекомендую поберечь автомобиль и приобрести экскурсию. По селу расклеены объявления о заброске, также можно взять экскурсию с базы «Красный лис».

Цена заброски: 1500 рублей с человека в обе стороны. Возят на УАЗах и подготовленных джипах.

На экскурсию лучше заложить целый день и подольше побыть на вершине. Следует взять с собой теплые вещи, термос и солнцезащитный крем.

Расстояние от Акташа до Кош-Агача — 103 км. Включайте видеорегистратор, Курайская и Чуйская степи — это самые живописные участки Чуйского тракта. По пути будут съезды к смотровым площадкам с видом на Северо-Чуйский хребет с его заснеженными вершинами. Дух захватывает, в прямом смысле слова.

Рекомендую перед поездкой установить на свой смартфон приложение Maps.Me, которое работает офлайн. Там отмечены смотровые площадки и другие туристические объекты.

Недостатки путешествия по Алтаю

  • Путешествия самостоятельно на общественном транспорте практически невозможны. Здесь как в Европе или Центральной России не съездить на все достопримечательности на автобусе или электричке. Надо либо брать машину, либо экскурсию или тур. Железная дорога заканчивается в Бийске. Автобусом удобно съездить разве что в Белокуриху.
  • Дороги. Самая хорошая дорога — это Чуйский тракт почти до Кош-Агача. Чемальский похуже, но тоже неплохо. На этом всё, остальные есть получше, похуже и совсем жуть. Свою машину я бы на Алтай не взяла.
  • Наличка. Здесь она царит и правит. Во всех гостевых домах и турбазах, на всяких платных мостах и озёрах, экскурсиях по озеру, прокат машины — нужна наличка. Максимум перевод на карту. Кредиткой мы могли платить только на заправках, в супермаркетах и на канатных дорогах. Сложилось ощущение, что тут сбегают от налогов как могут. Чеков и документов никаких не дают. Ты платишь 100 рублей за мост и идёшь.
  • Размещение после Семинского перевала. Если вы любитель комфорта и люксовых отелей, то на юге ближе к монгольской границе их уже не будет. Турбазы с удобствами на улице ваш удел.
  • Загрязненные города, где нечем дышать — Барнаул, Бийск и особенно Горно-Алтайск. Это резко заметно на контрасте с прекрасным воздухом лесов и гор Алтая. Когда мы ехали через Горно-Алтайск просто не чаяли, когда уже он закончится.
  • Куча платных объектов. Местные жители сделали платный вход на мосты, озера, даже на Марс. Да, не очень дорого, 50-100 р за вход. Но все время надо таскать наличку. На Телецком озере вход на каждый водопад — 100 рублей.
  • Так что для поездки на Алтай готовьте внедорожник и наличку. Надеюсь, эти минусы вас все-таки не отпугнут. Ведь здесь нет таких толп туристов как в Сочи, всегда можно найти куда уйти от народа подальше.

Степь у Белокурихи. Алтай.

Наш маршрут по Алтаю на машине и достопримечательности на карте

На карте ниже мы постарались воссоздать наш маршрут по Алтаю на машине и основные достопримечательности из тех, что мы смогли посмотреть самостоятельно. Конечно это далеко не все места, что можно посмотреть на Алтае. За 3 дня мы посетили около 3-ёх десятков основных достопримечательностей, на самом деле их намного больше. Музеи и усадьбы, сады и растения Алтая, маральники, озёра, смотровые площадки и многие другие места мы просто проезжали мимо. Посмотреть всё за 3 дня не возможно, тем более у нас могут быть одни предпочтения, а у вас другие. Однако, с учётом времени которое было у нас в наличии, я считаю наш маршрут оптимальным. Конечно нужно учитывать, что Горный Алтай намного больше чем отрезок от Аи до Чемала. При наличии времени можно было съездить за Чемал до Еланды, уже не говоря о Чуйском тракте и Телецком озере.

Карта нашего маршрута на машине по Алтаю интерактивная, её можно приблизить. Если нажать на наши отметки, то можно увидеть ссылку с описанием достопримечательности на нашем сайте.

Алтай аренда авто и дороги

Я брал в Алтай автопрокат и доволен свои выбором.
Машину привезли в аэропорт, сдал машину раньше оговоренного срока и деньги за неиспользованные дни — вернули.
Естественно я так же поступил по-людски и оплатил все свои штрафы, которые мне переслал хозяин проката месяц спустя.

Машина Рено Duster автомат, полный привод и приличный дорожный просвет — позволила проезжать там же где проезжали Ленд Крузеры и буханки.
То есть — везде.
Но по этому маршруту, как я уже говорил, вполне возможно проехать и на легковушке.

Чуйский тракт — вообще асфальтовый автобан.
Дорога Акташ — Улаган — Балыктуюль посложнее, но не принципиально: двигаться придется медленнее, избегая поцелуев днища с булыжниками.

Куда поехать на внедорожнике

Путешествовать по Горному Алтаю можно на любой машине, но только владельцы надежного полноприводного автомобиля смогут побывать в нескольких крутейших достопримечательностях, где почти не бывает туристов, а пейзажи своей красотой просто сносят мозг. Давайте посмотрим, куда стоит поехать!

Есть на Алтае одно секретное местечко, про которое почти никто не знает — перевал Ачик. К нему ведет сложная дорога от села Ак-Боом: подъем очень крутой, много больших булыжников, поэтому ехать нужно только на надежном внедорожнике. Наверху вас ждет потрясающая панорама с возможностью увидеть Белуху и все главные горные хребты Алтая. Мы остались там на ночевку, встретили закат и рассвет — получили море эмоций. Кроме нас там не было не души, только по пути туда встретили пару машин, которые уже возвращались.

Тем, кто ищет дикого отдыха без благ цивилизации, интернета и мобильной связи, советую поехать в Каракольский природный парк «Уч-Энмек», до самого конца, до кордона «Ару-Кем». Мы жили там целую неделю в национальном алтайском жилище — аиле. Пешком можно прогуляться до священного озера Ару-Кем.

Одно из самых удаленных мест Горного Алтая — Джумалинские ключи, где в радиоактивной воде любят лечиться местные (правда, иногда умирают прямо в ванной). Это дикий и далекий от цивилизации край, добираться сюда от ближайшего села Кош-Агач нужно целых 100 км по грунтовкам и бездорожью. Связи и электричества нет, но есть несколько домиков с нарами и печкой-буржуйкой. Места очень красивые, советую побывать! А вот купаться в источниках и пить из них воду не советую — нам от таких процедур стало плохо. Мы только вернувшись домой узнали, что вода там содержит радиоактивный элемент — радон.

Дальше Джумалинских ключей, за перевалом Теплый ключ, находится окутанное легендами плато Укок. Вот оно точно самое далекое и труднодоступное место на Алтае. Я очень хочу там побывать, но чтобы добраться туда, недостаточно просто иметь внедорожник: нужна подготовленная машина с лебедкой и шноркелем, а ехать обязательно нужно группой, потому что бездорожье там нешуточное, с бродами и топями. Кстати, именно на плато Укок нашли мумию знаменитой алтайской принцессы.

Примерно в тех же краях находится село Джазатор (Беляши), где я тоже хотел бы побывать, но в прошлую поездку не успел. Хочу посмотреть окружающие его горы и степь Самаху, расположенную чуть дальше.

Еще одно интересное для любителей бездорожья и великолепных панорамных видов место — Акташский ретранслятор. Я начал подъем, но еще почти в начале пути очень нехорошо стукнулся передним мостом о булыжник, срезав даже часть метала. Возникло неприятное предчувствие, и я решил не ехать, а вместо этого мы отправились на Ачик. Если поднимитесь, то на Акташском ретрансляторе вас ждет роскошный вид на Курайскую степь с высоты 3000 метров н.у.м.

Закат на перевале Ачик. Вид на Белуху (по вечерам она в облаках).Дорога на Джумалинские источники.

Памятка автопутешественнику

КОГДА ЕХАТЬ НА АЛТАЙ

В любой сезон найдутся свои – сезонные особенности.

  • Зима здесь холодная, но из-за белоснежного снега — сказочно красивая. Имейте в виду, что в горах часто сходят лавины. Поэтому отправляясь в горы, избегайте лавиноопасных мест.
  • Поздней весной и летом тепло, но талая вода поднимает уровень рек, поэтому в некоторых местах затоплены дороги. Это период повышенной активности клещей.
  • Оптимальное время для путешествия – с августа по сентябрь. Воды меньше и открыт доступ даже к самым дальним точкам туристских маршрутов. И клещей меньше всего.

ДОРОГИ АЛТАЯ

Местные дороги по качеству очень разные. Чуйский тракт – возможно лучшая дорога в России. А горные в некоторых местах доступны только специально подготовленным «танкам». Впрочем, и владельцам машинок с низким клиренсом есть где покататься.

Много благоустроенных и удобных туристских баз (Чемал, Телецкое). Добраться сюда можно попуткой, автобусом или пешком, поэтому туристов много. До самых красивых мест автобусы не ходят, да и поймать попутку сложно. Именно в эти места и лежит путь внедорожников автопутешественников. На Алтае раздолье для ценителей офф-роуд. Именно они попадут в самые живописные места.

Дорога в долину реки Чулышман – узкий и опасный крутой склон, но проехать сюда смогут даже легковые с маленьким просветом. Но в отдельных местах на дороге встречаются очень даже приличные камни. Дополнительные трудности создаёт непредсказуемая погода. Проливные дожди быстро сменяются густыми туманами. Если погода ясная, только успевай вертеть головой – горы, озёра, пейзажи, серпантины. По тишине, спокойствию, красоте Горный Алтай превосходит любые заграницы.

День 1 — Что посмотреть на Алтае в районе озера Ая

Полезные ссылки для отдыха на Алтае:

Экскурсионные туры на АлтайТурбазы АлтаяЭкскурсии по Горному Алтаю

Здесь же нам впервые удалось посмотреть на реку Катунь.

Проехав через Майму и миновав поворот на Горно-Алтайск я едва не проехал мимо первого места из тех, что планировали посмотреть на Алтае. Уточнив начало тропы через лес, вдоль ручья поросшего мхом мы отправились на Черемшанский водопад.

Сам водопад не большой, но живописный. К тому же его достаточно просто посмотреть самостоятельно.

От водопада мы немного вернулись назад на машине, посмотреть как выглядит особая экономическая зона «Долина Алтая». Зона выглядела весьма печально и мы не стали здесь задерживаться.

Переехав по мосту на другой берег реки следующей нашей остановкой была турбаза «Корона Алтая«.

Турбаза примечательна тем, что находится сразу на 2-ух островах по середине Катуни. Здесь действительно есть что посмотреть. На Алтае очень красивая природа.

На втором острове находится распятие. Там мы впервые спустились к Катуни. Гуляя по берегу я умудрился зачерпнуть полный кроссовок, нет не воды, песка! Надо смотреть под ноги.

От сюда на машине мы сделали небольшой крюк и поднялись на гору. Там есть лестница, можно было подняться самостоятельно, но мы хотели посмотреть на Алтае как можно больше мест, так что не стали тратить время, а доехали на автомобиле. Наверху находится .

Парк как парк, ничего особенного. Это озеро на Алтае облагорожено, но тоже не произвело каких-то особенных впечатлений. Можно разве что посмотреть на змеиный остров с беседкой.

Пообедав на озере припасёнными из дома продуктами мы отправились дальше. У меня было большое желание посмотреть на Алтае скалу Чёртов палец. Это место в ущелье реки Катунь откуда должны открываться шикарные виды. Однако, добравшись до начала тропы-дороги стало ясно, что на машине самостоятельно проехать не удастся.

Посовещавшись 5 минут, мы пришли к выводу, что у нас просто нет времени, что бы посетить эту достопримечательность. Мы решили поехать дальше по нашему маршруту и при возможности поискать другое место откуда можно посмотреть на Алтай сверху. Дальше наш маршрут вёл в село Устюба.

Здесь на небольшом отдалении от села находится парк лабиринтов. Подняться в гору на машине нельзя, пришлось пройти самостоятельно. Надо признать, что лабиринты были интересны только мне, просто раньше я не встречал такие локации. По этому достопримечательность эта весьма на любителя и уж точно не входит в список тех, что следует посмотреть на Алтае в первую очередь.

Ближе к вечеру мы добрались до особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь«. Прежде чем отправиться в гостиницу мы решили пока ещё светло посмотреть на Алтае Долину гротов. Долина насчитывает около 3-ёх десятков гротов, арок и небольших пещер, но на неё можно потратить целый день. Мне за час удалось посмотреть только 2 грота.

Мы ещё немного покатались на машине безуспешно пытаясь найти вид сверху на Катунь и поехали в гостиницу. У нас был забронирован отель «Малина» в котором мы провели первую ночь. Для поиска лучшей цены мы используем поисковик по отелям hotellook.

Однако прежде мы съездили в столовую поужинать. Следует заметить, что добираться самостоятельно до столовой довольно далеко. Территория зоны «Бирюзовая Катунь» достаточно обширна.

Остаток вечера мы провели на берегу реки и на территории отеля.

Предисловие

К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.

За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен — Змеиногорск — Белокуриха — Акташ — Кош-Агач — Улаган — Барнаул — Новосибирск — Оскемен) + заезды-разъезды.

Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск — Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем «тренировочная трасса», после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.

Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.

Маршрут

Алтай расположен в южной Сибири. Одним и тем же словом называют сразу два соседних региона:

  1. Алтайский край со столицей в Барнауле. Местность здесь в основном равнинная. Туристы приезжают ради комфортного отдыха с видом на горные вершины или на лечение на минеральных озерах. Самая известная здравница — город-курорт Белокуриха на термальных источниках.
  2. Республика Алтай, она же Горный Алтай. Именно здесь расположены необъятные горы со снежными шапками, включая самую высокую точку Сибири — гору Белуху высотой 4509 м. Туризм здесь в основном самостоятельный и дикий, нормальные отели найти сложно, но это не значит, что ночевать придется в палатке. Мы в течение всего путешествия жили в комфортных домиках — подробнее я расскажу об этом дальше в статье.

Нас интересовал именно Горный Алтай. Четкий план путешествия мы не составляли. Перед поездкой изучили маршруты и достопримечательности на автомобильных форумах. Выбрали места, которые заинтересовали нас по отзывам и куда можно было доехать на автомобиле.

Ограничения было два: характеристики машины и маленький ребенок. Например, мы не были уверены, насколько безопасен на нашем седане спуск и подъем по крутому перевалу Кату-Ярык. На перевал в итоге решили поехать. А вот водопад Учар, он же Большой Чульчинский, мы из маршрута исключили: знакомая рассказала, что туда ведет узкая тропа над обрывом, а дорога занимает четыре часа в одну сторону. С ребенком это было бы слишком опасно и сложно.

Обычно наш день выглядел так: подъем в 8-9 часов утра, завтрак, сборы и выезд на новое место. В среднем в день мы проезжали по 250 км. Ближе к 5 вечера заселялись в отель или домик и строили маршрут на завтра.

Почти все время мы ехали по Чуйскому тракту — это основная дорога Горного Алтая, она соединяет Россию и Монголию. Журнал National Geographic включил Чуйский тракт в десятку самых красивых автодорог мира, а в алтайском городе Бийске есть целый музей, посвященный строительству тракта.

Всего за восемь дней мы преодолели около 3000 км. Итоговый маршрут выглядел так:

Что мы посмотрели в поездке

День Где ночевали Что посмотрели
1 Село Алтайское Зимний сад
2 Мёны Гейзерное озеро, Марсовые горы
3 Село Курай Перевал Кату-Ярык
4 Село Чибит Чибитские водопады
5 Село Усть-Муны Долина гротов
6 Село Артыбаш Северный берег Телецкого озера
7 Село Озерное Манжерокское озеро, гора Малая Синюха, зубровый питомник

День 1

Где ночевали
Село Алтайское

Что посмотрели
Зимний сад

День 2

Где ночевали
Мёны

Что посмотрели
Гейзерное озеро, Марсовые горы

День 3

Где ночевали
Село Курай

Что посмотрели
Перевал Кату-Ярык

День 4

Где ночевали
Село Чибит

Что посмотрели
Чибитские водопады

День 5

Где ночевали
Село Усть-Муны

Что посмотрели
Долина гротов

День 6

Где ночевали
Село Артыбаш

Что посмотрели
Северный берег Телецкого озера

День 7

Где ночевали
Село Озерное

Что посмотрели
Манжерокское озеро, гора Малая Синюха, зубровый питомник

ОЭЗ Бирюзовая Катунь

Река Катунь, Алтай

В 7 км от Манжерока, на 477 км Чуйского тракта, находится Особая Экономическая Зона «Бирюзовая Катунь». С дороги сворачиваем направо на мост через Катунь. Стоимость проезда легкового автомобиля — 100 руб., пеший проход бесплатный. Перед мостом есть бесплатная парковка, но я рекомендую проехать на территорию комплекса на автомобиле. На участке в 3000 га расположено искусственное озеро с аквапарком, горнолыжный комплекс, пасека, рыболовный пруд, археологический парк, пещеры, а также отельные комплексы и точки питания.

Здесь можно прыгнуть с тарзанки, покататься на квадроциклах,сплавиться на рафтах по реке Катунь. Ежегодно на территории «Бирюзовой Катуни» проводятся туристические фестивали: «Цветение маральника», «Because of the Beatles», «Алтайская зимовка».

  • Экскурсионный билет на посещение «Тавдинских пещер» — 150 руб./взр., 100 руб./дет. Открыт круглогодично.
  • Сплав по Катуни 3 часа — 1000 руб./чел.
  • Обзорная экскурсия на квадроциклах с посещением мараловодческого хозяйства — 2000 руб./чел. Продолжительность — 1 час.

Участок пути в 70 км от начала Республики Алтай застроен базами и отелями на любой бюджет. Вы можете остановиться здесь на пару дней для отдыха и посещения экскурсионных объектов, а далее отправиться вглубь Алтая за природными красотами.

Мы же сразу проезжаем туристический Алтай. На 495 км дороги в районе Усть-Семы будет развилка, пересечение Чемальского и Чуйского трактов. Необходимо повернуть направо на мост через Катунь и продолжить путь по Чуйскому тракту. Каждый раз в этом месте я выдыхаю и предвкушаю свое большое путешествие по настоящему Горному Алтаю.

Дорога петляет через десятки колоритных деревушек и рек, вы заметите как горы становятся выше, а пейзажи более захватывающими.

География

Вопрос о том, где находится Чуйский тракт, многих может поставить в тупик. Скорее всего, они ответят – на Алтае. Что будет не совсем верно. Чуйский тракт берет свое начало в Новосибирске, а заканчивается на границе с Монголией. Но это только российская часть трассы М52, так официально называется дорога. Тракт возник и существует как важный путь из России в Азию. Поэтому тракт продолжается через монгольский Ярантай, китайский Урумчи, пакистанский Исламабад и заканчивается в Карачи. Российская часть, т. е. собственно Чуйский тракт имеет протяженность 968 км. Дорога проходит через три ландшафтные зоны: равнину, предгорье и горы. Климат, в котором существует тракт, суровый, здесь наблюдаются большие перепады температур. Если в Бийске может быть +20, то на Семинском перевале может быть -5 и будет идти снег. Если до Семинского перевала в пути можно часто попасть под дождь и снег, то за ним начинается сухая зона и, например, в районе Акташа, осадки уже редкость. С большой протяженностью тракта связано и природное разнообразие, которое можно наблюдать из окна автомобиля.

Бензин

Прежде всего, если вы едете в Горный Алтай, советуем заправиться в Алтайском крае, там цена более комфортная. Например около Бийска или в самом городе.

В горном Алтае заправки есть практически в каждом крупном селе, хотя таких сел не так много. Поэтому советуем вам после въезда в регион долить бак до полного в Майме, особенно если вы до этого давно не заправлялись.

До Семинского перевала заправок побольше, затем поменьше, но чтобы остаться без бензина, нужно быть совсем уж неосторожным. Мы заправлялись в основном на Нике, заправки этой сети доминируют в Горном Алтае. Один раз заправились на Лукойле.

Важно:

Иногда можно встретить очень странные ситуации: подозрительно дешевый бензин или приличную разницу в цене на соседних заправках (например, в Шебалине разница в цене на 92 бензин на разных концах села отличалась аж на 3 рубля!);

Довольно часто попадаются пустые заправки, так что лучше не доводите машину до крайности.

Цены на бензин колеблются в зависимости от местоположения заправки, но не сильно. У той же Ники в Акташе 92 стоит 35 р. за литр, буквально минутах в 10 от Акташа уже 34.90, а на Чемальском тракте или у села Иня на Чуйском 34.50.

Заправка в Акташе

Заправка перед Акташом

Заправка на Чемальском тракте

Заправка у села Иня

О гостиницах Алтая

Они есть на любой вкус — от места для палатки (хотя мы видели народ палатки просто на берегу ставит), домика на турбазе 800-1500 р до роскошного шале в самом дорогом отеле Алтая — Алтай вилладж Телецкое. Основная часть отелей и турбаз расположена в районе Чуйского и Чемальского тракта в районе таких населённых пунктов, как Манжерок, Катунь, Сема, Элекмонар, Чемал. За Семинским перевалом в сторону Монголии в основном только летние турбазы.

Итак, для тех, кто хочет с шиком и дорого:

  • Алтай Вилладж Телецкое. Находится на берегу Телецкого озера, недалеко от горнолыжного курорта Телецкий. Номер от 10000 руб. в октябре.
  • Клевер Резорт. Номера от 9000 руб., коттеджи ещё дороже. Есть свой спа-центр. Находится на Чемальском тракте, на берегу Катуни.
  • Купольный отель «Вдох» в Чемальском районе. От 9000 руб.
  • Эко-отель Мир Алтай в Курайской степи. Купольные дома в 14 км от Курая.

Марсианская долина. Горный Алтай.

Мы брали варианты подешевле, в основном живя в гостевых домах:

Гостевой дом «Ковчег» в Белокурихе — 2500 руб за 2 местный номер. Дом находится в конце тихой улицы, подальше от шумного курорта. Жили в номере на 2 этаже. Внизу есть общая кухня. На улице озеро и будка с козлёнком.

Забронировать номер в гостевом доме «Ковчег» в Белокурихе

Гостевой дом «Ковчег». Белокуриха. Алтай.

Гостевой дом «Сад Пионов» на Чемальском тракте — 7500 руб. (+ 500 р доплата за кота) за 4 местный номер с завтраком, 2-х местных уже не было. Про это место могу говорить бесконечно. Но недостатки в номере все же были. Душевая через веранду, ночью холодно, но дают обогреватель. Окна не открываются, проветрить можно только через дверь. Но плюсы перевешивают — красивый интерьер и шум горной реки. Ну и сам сад, конечно.

Забронировать номер в гостевом доме «Сад Пионов»

Гостевой дом «Сад Пионов». Чемальский тракт. Горный Алтай.Гостевой дом «Сад Пионов». Чемальский тракт. Горный Алтай.

Турбаза «Каракол» в Каракольском — 3000 руб. (+ 100 руб. за полотенца) за 2 ночи за отдельный домик, удобства на улице. Щитовой домик, где всю ночь надо было топить обогреватель. Внутри только две кровати и столик. Общая кухня в отдельном доме. Душ и туалет на улице.

Забронировать номер в турбазе «Каракол» в Каракольском

Турбаза в Каракольском. Горный Алтай.Турбаза в Каракольском. Горный Алтай.

Усадьба «Серебряная» в Артыбаше на Телецком озере — 5000 руб. за 2 ночи за 2 местный номер. Все удобства в номере. Но дом построен так, что мы слышали каждый шаг и чих соседей сверху. Это кошмар. Но само место красивое. Есть общая кухня и место для барбекю.

Забронировать номер в усадьбе «Серебряная» в Артыбаше

Усадьба «Серебряная». Артыбаш. Телецкое озеро. Горный Алтай.Усадьба «Серебряная». Артыбаш. Телецкое озеро. Горный Алтай.

Арт-Эко-Отель «Алтай» в Бийске — 1800 руб. за 2 местный номер. Сначала нам дали номер прямо у рецепшен. Мы наученные горьким опытом попросили поменять, но остались только небольшие номера в мансарде, там было душно. Мы взяли внизу. Прямо за нашей стенкой висел телевизор. Когда мы собрались спать, Сережа подошел к администратору и попросил выключить ТВ.

Администратор: — Как же я выключу, его же охранник ночью смотрит!

Занавес. У меня два вопроса:

  1. Охранник, чтобы охранять или смотреть тв?
  2. Комфорт и покой гостей для гостиницы не на первом месте?

Все-таки администратор выключила телек, и мы смогли нормально поспать. И ещё из этой гостиницы нам писали, что животных можно только до 5 кг. По факту кота никто не взвешивал.

Забронировать номер в Арт-Эко-Отеле «Алтай» в Бийске

Арт-Эко-Отель «Алтай». Бийск. Алтай.

Чуйская степь

Чуйский тракт — упоителен.

Кажется: ну куда уж красивее, стой, горшочек, не вари! Но чем дальше продвигаешься по этой дороге, тем более удивительные пейзажи открываются.

На мой взгляд, самое красивое место на Чуйском тракте — граница горного массива Сукор и Чуйской степи.

Просто загляденье: степь цвета шамуа, горы цвета кордован, заснеженные вершины цвета оленьего молока, и высоченное синее небо наверху. Кажется, что такого просто не может быть в реальной жизни, но вот оно — наяву, протяни руку — и дотронешься.

Чуйская степь — это самые верховья Чуи, окраина Горного Алтая: юрты кочевников, караваны двугорбых верблюдов да государственная граница, по другую сторону которой находятся Монголия, Китай и Казахстан.

Размеры Чуйской степи — семьдесят на сорок километров. В разных её концах рассыпаны немногочисленные сёла.

Климат здесь суров, особенно зимой: среднемесячная температура января — минус 32 градуса при абсолютном рекорде на 30 градусов ниже. Добавим к этому страшные степные ветра, разгоняющиеся до невероятных скоростей и дующие круглый год.

Под верхним слоем земли скрывается многолетняя мерзлота, уходящая в глубину на десятки метров.

На поверхности — огромное количество небольших озёр. У всех их — плоское дно, глубина обычно не превышает пары-тройки метров. Большую часть года они скованы льдом, а летом вода в них не прогревается теплее нескольких градусов тепла.

Жизнь здесь — не сахар.

Это — дикое, но в то же время феерически красивое место…

Запомнить

Алтай — это одновременно два региона: и Алтайский край со столицей в Барнауле, и Республика Алтай. Горы и умопомрачительная природа — в Республике.
Первый раз на Алтай лучше ехать в конце лета: это самое теплое время, дороги максимально сухие и проходимые.
Даже если едете летом, берите одежду на все сезоны. Погода непредсказуема.
Из Алтая можно съездить в Монголию. Гражданам России виза на 30 дней не нужна.
Дороги на Алтае в основном хорошие, но много серпантина и возможны камнепады

Поэтому важно соблюдать скоростной режим.
Ночевать можно в кемпингах, гостиницах или на турбазах. Палатка — для ценителей природы, гостиницы — для тех, кому важнее инфраструктура

Турбазы — компромиссный вариант.
В Горном Алтае не найти благоустроенных троп и комфортной инфраструктуры. Такое путешествие подойдет тем, кто любит дикую природу, вынослив и готов запастись терпением.

Экскурсия по дороге в тысячу км

Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.

В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.

К оформлению музея были привлечены известные художники Бийска, одним из первых экспонатов музея стал макет Чуйского тракта, изготовленный бийским художником Станиславом Дулепинским. Ю.П. Коробейниковым были созданы диарамы «Дембельский мост», «Старый и новый мосты в с. Иня», которые до сих пор используются в экспозиции музея. В музее хранятся документы по истории строительства дороги, фотографии, награды первых водителей Чуйского тракта, предметы быта конца XIX–XX вв., связанные с историей строительства тракта и его автомобилизации.

В последующие годы музей быстро развивается, открываются новые экспозиции: в 2014-ом году был открыт зал «Автомобилизация Чуйского тракта»; в 2016-ом реконструирован первый зал музея «Дорога тысячелетий»; в 2018-ом планируется создание новой экспозиции «История изысканий и строительства Чуйского тракта».

Одним из наиболее интересных экспонатов обновленного музея является памятник Кольке Снегиреву, «самому отчаянному» шоферу тракта, главному герою песни «Есть над Чуей-рекою дорога». Сама песня появилась на Чуйском тракте в начале 30-х годов прошлого века и быстро разлетелась не только по Алтаю, но и по всей стране.

Но как выяснил в середине 1960-х гг. барнаульский журналист Юрий Козлов, Кольки Снегирева не было, а был Николай Ковалев, один из первых водителей города Бийска, который работал на Чуйском тракте. Он в отличие от героя песни не погиб, а жил и работал в Бийске. В 1986 ветераны транспортного предприятия «Совавто-Бийск», осуществлявшие перевозки в Монголию, установили на Белом Боме памятник Кольке Снегиреву и своим друзьям, погибшим на Чуйском тракте. В 2012 году в результате реконструкции памятник был смещен на обочину дороги, а затем оказался в канаве. Чтобы спасти и сохранить памятник, сотрудники музея организовали небольшую экспедицию и привезли его в Бийск — так музей пополнился уникальным экспонатом, который занял свое почетное место в экспозиции.

Новый памятник шоферам Чуйского тракта

Круг посетителей музея за последние годы значительно расширился. Очень часто в музее стали бывать горожане, туристы из разных регионов нашей страны, иностранные гости – США, Китая, Монголии, Германии, Франции, Польши. В последние годы музей стал съемочной площадкой для телевизионных передач и фильмов. Здесь снимались «Непутевые заметки» Д. Крылова, «Письма из провинции» и др. В сентябре 2016 г. известный музыкант и режиссер Игорь (Гарик) Сукачев снимал здесь свой фильм «То, что во мне» (рабочее название — «Алтайская песня»): «Чуйский тракт на Алтае — потрясающая дорога для путешествий. Я ехал на своем мотоцикле от Нулевого километра города Бийска, где находится прекраснейший Музей Чуйского тракта, до монгольской границы…».

От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.

Станислав ДОНИН

Дорожные расходы

В России очень дорогой бензин, и чем дальше от крупных городов, тем дороже. Если в районе Барнаула бензин можно найти за 32 рубля, то в районе Кату-Ярыка он стоит 38-39 рублей за литр. Приятно удивило, что на заправках особо не обманывают, наливают бензин нормально.

За 2 недели мы потратили:

  • Бензин:  около 9500 рублей.
  • Проживание (палатки + кемпинг + домик): 2500 рублей.
  • Питание (везли с собой, готовили на плитке, докупали продукты): 2000 рублей.
  • Пробили колесо на трассе Артыбаш — Улаган, ремонтировали в Бийске: 200 рублей.
  • Проходы + проезды + билеты: 2000 рублей.

На всем протяжении пути проблем с местом размещения или с питанием не было. Вдоль дорог висят информационные вывески, так что еду и ночлег можно найти на любой вкус и кошелек. О путешествии остались только приятные воспоминания, море положительных эмоций. Люди в пути встречались добрые, открытые и приятные.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: