Рекомендации новичкам
Новичкам не рекомендуется выходить в море не только без профессиональной подготовки, но и без необходимого снаряжения и одежды. Чтобы безопасно выйти в море, на суше нужно не только изучить погодные прогнозы, но и взять с собой необходимые вещи.
При этом нужно понимать, что на яхтенном пространстве не должно быть ничего лишнего. Поскольку все довольно ограничено, необходимо компактно упаковывать сменную непромокаемую одежду. Набор комплектуется в зависимости от зоны плавания.
Обувь является немаловажной деталью, которую стоит учесть новичкам. На борту уличная обувь обязательно снимается
Сменные туфли должны быть на плоской подошве, желательно светлые и нескользкие. Хождение босиком на яхте не принято из-за строгих условий безопасности.
Морской этикет изначально кажется бессмысленным, но правила складывались много лет. Например, особый элемент вежливости – приветствие проходящих мимо яхт.
На яхте необходимо научиться рациональному использованию еды, пресной воды и электроэнергии. В общественном пространстве должно быть строго все на своих местах. Чистота – важный показатель ответственности.
Яхтинг – серьезное занятие, сопровождающееся некоторыми непреодолимыми болезнями. При наличии морского недуга маршруты планируются так, чтобы новички имели возможность привыкнуть к морю. Например, переходы должны занимать не более суток.
Новичкам желательно избегать штормовой погоды. Специальные лекарства необходимо принимать заранее, желательно до появления первых симптомов. Если во время путешествия больше работать, концентрироваться на изучении двигателя или полезной книги, это позволит избежать серьезных приступов. При соблюдении правил адаптироваться к путешествию можно за сутки.
Учитывая все мероприятия, научиться виртуозно управлять лодкой и парусом, чувствовать ветер в плавании, круизе или океанском переходе можно буквально с первого выхода в море. После обучения можно начать управлять яхтой самостоятельно или занять свое место к профессиональной команде. В этом занятии нет возрастных ограничений или социального положения, не имеет значение пол и место проживания. Занять место на яхте могут жители Екатеринбурга, Владивостока, Калининграда, Ростова и Нижнего Новгорода одновременно
Важно подходить к вопросу обучения ответственно и осознанно
Лучшие школы яхтинга
Лучшие курсы яхтинга, кроме судовождения, одновременно предлагают уроки английского языка. Основная программа обычно русскоязычная. Самыми популярными являются следующие:
Парусная школа «7яхт»
Популярное московское образовательное учреждение, которое находится в 15 км от МКАД. ВФПС – программа обучения в этой школе, предполагающая получение свидетельства с квалификацией «Рулевой парусной яхты». Дополнительно можно проучиться по программе «Яхтенный рулевой дневного плавания». В курсе обучения теоретическая и практическая части.
Для прохождения практики можно оставаться на территории Москвы, поскольку занятия организуются в Клязьминском водохранилище. В роли преподавателей курса квалифицированные инструкторы, а практиковаться придется с настоящими моряками и яхтсменами.
Занятия лучше организовывать с учетом погодных условий региона, поскольку зимой практика не проводится. Главная особенность – предоставление скидки при прохождении курса всей семьей и обучение управлению парусной яхтой.
PROyachting
Это тоже московское учреждение, но организующее практические занятия в Сочи. Учеба прводится как группами, так и индивидуально, стоимость программ различается. Всего предлагается 8 разных курсов, которые преподают квалифицированные яхтсмены. Каждому желающему передаются не только теоретические знания, а еще профессионализм и опыт.
Практические программы довольно дорогостоящие, занятия проводятся за рубежом, например, в Черногории.
Навигатор
Эта яхтенный клуб имеет довольно большое количество филиалов:
- Москва;
- Крым;
- Италия;
- Турция;
- Канарские острова;
- Черногория.
Программ обучения в школе две: ВФПС и IYT, есть множество неофициальных курсов, будущие судоводители могут пройти обучение и профессиональному английскому языку. На курсах предлагается прохождение приемов, которые необходимы для парусных гонок. Программы школы довольно дорогие, но объемные по содержанию, только управление моторной яхтой займет не менее трех месяцев.
СпортФлот
В этой школе можно пройти подготовку на матроса или шкипера. Учреждение специализируется по двум программам обучения, а практическая основа организуется на собственной яхтенной базе. Занятия проводятся в Москве и Севастополе опытными капитанами и мастерами спорта. Учителя имеют документы, подтверждающие высокую квалификацию.
Новичкам полезно пройти пробный курс, который дешевле основных программ. Школа позволяет получить не только внутренние, но и международные права, поскольку организует практику в Турции и Греции. Обучение довольно объемное и длительное, но итоговая квалификация позволяет использовать яхту не только в любительских целях, но и управлять круизным теплоходом или стать профессиональным капитаном.
М-Марин
Эта обучающая организация находится в Санкт-Петербурге. К урокам допускаются новички и желающие пройти профессиональную переподготовку. Квалифицированные инструкторы преподают несколько теоретических и практических программ.
Сертификаты по окончании обучения дают право на участие в гонках. В школе можно получить права международного образца. Основные программы обучения довольно дорогие, но дают полное представление в практике и теории.
Выбирать дешевые курсы не стоит. Выданные свидетельства могут не соответствовать не только международному, но и внутреннему формату
Правила часто меняются, поэтому стоит обращать внимание на сертификацию самой школы, а также опыт преподающих инструкторов
Примерная стоимость программ:
7яхт | 20-80 тыс |
PROyachting | 100 тыс |
Навигатор | 60 тыс |
СпортФлот | 60 тыс |
М-Марин | 80 тыс |
5 шагов к самостоятельному выходу в море
-
Пройти теорию в Daleco Sailing School и сдать экзамен. Экзамен состоит из устного и письменного теста, а также индивидуального собеседования на проверку глубины знаний.
-
В течение двух недель курсанты живут на яхте и набираются опыта. На наших лодках занимается не более 5 курсантов, внимания инструктора хватит каждому.
-
Практический экзамен проходит по окончании практического курса в форме демонстрации полученных навыков.
-
Срок 3-4 недели (отправление из Канады). Стоимость документа €180.
-
Лицензия Bareboat Skipper Sail IYT позволяет путешествовать по всему миру. Можно с нами, можно флотилией, можно «спящим шкипером».
Чему мы учим
Курс капитанов
Название курса
Дисциплины
Детали обучения
Стоимость
Название курса:
Теоретический курс
Расписание теории
Дисциплины:
- IYT-система сертификации. Морское право
- Устройство моторной и парусной лодки
- Управление судном под мотором и под парусом
- МППСС (морские ПДД)
- Навигация классическая и современная
- Прикладная метеорология для капитана
- Курс радиооператора
Детали обучения:
- 6 недель
- 12 занятий
- 36 часов
- Москва
Стоимость:
34 000 ₽
Название курса:
Практический курс
Расписание практики
Дисциплины:
- Маневрирование под парусами и мотором
- Работа с парусами и такелажем
- Морские узлы
- Швартовка яхты различными способами
- Типы якорей и постановки на якорь
- Хождение на двигателе
- Отработка заходов в марины и бухты
- Судовые огни
Детали обучения:
- 2 недели
-
24 часа в сутки
кроме сна - Турция, Хорватия
Стоимость:
1 700 €
Курс матросов
Вы можете поехать с нами на 1 неделю
Название курса
Дисциплины
Детали обучения
Стоимость
Название курса:
Практический курс
Расписание практики
Дисциплины:
- Введение в яхтинг и морскую терминологию
- Средства обеспечения индивидуальной безопасности на воде
- Средства безопасности на яхте
- Проверка судна перед выходом
- Навыки по управлению яхтой
- Узлы, такелажное дело
- Заправка
Детали обучения:
- 1 неделя
-
24 часа в сутки
кроме сна - Турция, Хорватия
Стоимость:
1 000 €
* Оплата производится частями перед началом каждого этапа
** Стоимость лицензии капитана 180 €. Документ приходит по почте из офиса IYT в Канаде через 3-4 недели после сдачи практического экзамена
*** Стоимость лицензии матроса 60 €
Что такое яхтинг
Под данным определением понимают прогулки, совершаемые по водоему на небольшом судне. ЯХТИНГ является активным видом отдыха и позволяет человеку отвлечься от недоевшего быта, почувствовать, наконец, полную свободу и самостоятельно принимать решение – куда вести судно и как им управлять.
В яхтинге очень важно учитывать мелкие детали, например – питание, оборудование судна, погоду, время года. Следует внимательно отнестись и к подбору команды, ведь отправляясь в плавание, вам придется находиться с этими людьми в ограниченном пространстве и только слаженные действия позволят создать благоприятную атмосферу и в полной мере насладиться отдыхом
Впервые yachting зародился в Нидерландах и в Великобритании. По сей день школы данных стран считаются лучшими в мире. Однако и в России имеется возможность пройти обучение. Школа яхтинга в Крыму предлагает отличные возможности начинающим яхтсменам проявить себя в борьбе с водной стихией.
Выбор курсов обучения яхтингу
Пройти обучение на управление яхтой с мотором или парусником доступно каждому. Специальный сертификат свидетельствует о прохождении курсов
Желающим важно правильно выбрать школу, которая будет соответствовать всем необходимым требованиям
Выбор школы может базироваться на местоположении, это могут быть Москва, Санкт-Петербург или города на побережьях морей. Практические занятия нередко организуются в акваториях Турции или Черногории.
Обучающих школ сейчас довольно много
Не стоит обращать внимание на организации, предлагающие короткие курсы по низким ценам, они часто не соответствует международному формату и принятым правилам безопасности. Выход в море невозможен без багажа опыта и знаний
Чтобы не стать жертвой рекламных акций, стоит обращать внимание на следующее:
- позитивные отзывы и рекомендации других выпускников;
- собственный флот с сертифицированными учебными судами;
- штат квалифицированных инструкторов;
- продолжительность практики не менее 3 недель;
- Yachtmaster Offshore сертификаты для выпускников;
- юридическая регистрация компании в стране проведения уроков;
- известность учебной организации.
При выборе школы огромное значение у сроков проведения занятий. Громкие заголовки о возможности получения сертификата всего за неделю – часто рекламный трюк. Такие обещания рассчитаны на опыт яхтсменов, которые не раз выходили в море на яхте. Такие ученики часто имеют права, но нуждаются в повышении квалификации.
Продолжительность хороших курсов для новичков может составлять не менее двух недель.
Какой техникой Вы пользуетесь?
Сельхоз и спецтехника
11.69%
Лодка
25.6%
Квадроцикл
7.12%
Снегоход
4.96%
Катер
7.12%
Гидроцикл
2.22%
Яхта
1.97%
Погрузчик
14.61%
Трактор
14.36%
Экскаватор
10.36%
Проголосовало: 1574
Технические знания
Если хотите просто поучаствовать в путешествии, знать теорию заранее необязательно. Например, у нас, когда гости заселяются на лодку, их встречает капитан и проводит первый брифинг: показывает, за что можно держаться, за что нельзя, как работают туалет и кухня, как можно разместиться на ночь. Второй брифинг — инструктаж по безопасности: как надевать спасательный жилет, как крепиться специальными спасательными ремнями в большую качку.
За несколько дней экипаж разбирается, что к чему. Но чтобы стать шкипером, этих знаний недостаточно и нужно проходить отдельное обучение, где все время посвящено теории и практике. Может быть, знаний из путешествия хватит для матроса, но и в этом случае, чтобы получить корочку, нужно специально готовиться к теоретическому экзамену:
- освоить устройство парусной яхты;
- морскую терминологию и технику безопасности;
- швартовку;
- основы метеорологии;
- базовую навигацию;
- установку и уборку парусов;
- принципы радиосвязи.
Двенадцатилетний подросток, который ходит с нами на все регаты, сдал такой экзамен по правилам IYT. Но получить сертификат матроса он сможет только в 14 лет, раньше нельзя по правилам.
Чтобы получить сертификат и брать яхты в чартер, ходить в море, нужно учиться отдельно. Мы учим в апреле и октябре в Черногории на базе центра SeaLife School, аккредитованного IYT. Лицензируем через IYT, потому что это наиболее распространенный вариант. Но в России эти права не действуют, нужно будет получать права ГИМС, которые, в свою очередь, не действуют за границей.
Наши инструкторы учат будущих капитанов, большинство из которых сходили с нами летом и записались на осень или на весну, чтобы получить права. Как правило, это отцы семейства, но мамы тоже приходят.
Путешествие «Дружеской регаты» в Греции. Фото из архива «Дружеской регаты»
Чтобы было легче, теоретический курс можно пройти онлайн. У нас в школе он занимает шесть встреч по полтора часа. Например, инструкторы объяснят термины, чтобы в плаванье их было проще воспринимать на слух: типы и части яхт, название оборудования, что такое правый/левый галс, наветренный/подветренный, фонетический алфавит. В нашей школе теория в таком формате стоит 25 000 Р, а двухнедельное обучение в Черногории — 1780 €.
Где еще заняться теорией онлайн
В Black Sea School, например, можно посмотреть курс для IYT Competent Crew и дистанционно сдать экзамен, стоит 5000 Р. Он пригодится, если впоследствии решите сдавать шкиперский экзамен по той же лицензии.
Яхтенная школа «Центр морского права» (САО)
Яхтенная школа «Центр морского права» является лицензированным Центром подготовки судоводителей по международной, многоуровневой системе обучения International Yacht Training (IYT), а также ведет круглогодичный набор на курсы ГИМС.
Курс International Bareboat Skipper (капитан яхты)
- Теория
Продолжительность теоретического курса – 1 месяц. Занятия проводятся круглогодично, ежемесячно. Проводятся либо в будние дни в вечернее время, либо по субботам. Численность групп — не более 10 человек. Занятия проводятся в классах, оснащенных всем необходимым для комфортного обучения.
Завершается экзаменом, и выдачей промежуточных сертификатов об окончании, после чего курсанты уходят на практику за границу.
2. Практика
По требованиям IYT курсант должен совершить переход протяженностью не менее 200 морских миль (на это обычно уходит 8-10 суток).
Заграничная практика планируется по выбору курсантов под руководством капитанов-инструкторов в следующих регионах:
- Эгейское море (Турция и Греция) — май-сентября
- Адриатика (Хорватия и Черногория) – май-сентября
- Атлантический океан (Канарские острова) — апрель-май
- Атлантический океан (Багамские острова) – январь-февраль
- При желании курсантов — в любом другом районе Мирового океана
Практический курс завершается бортовым экзаменом, который сдается сертифицированному капитану-инструктору, и выдачей Международного свидетельства яхтенного капитана с правом бербоут — чартера (то есть правом брать за рубежом парусную и/или моторную яхту в аренду без экипажа под своим управлением) — International Bareboat Captain/ Skipper Certificate). Указанное Свидетельство также дает право управлять своей яхтой в иностранных водах.
Также в школе проходят курсы повышения квалификации, курсы радиооператора и другие.
Курсы ГИМС: теория и практика
Группы вечернего обучения и группы выходного дня. Срок обучения – около 1 месяца. Выпускники после успешной сдачи экзаменов в ГИМС г. Москвы получают государственное удостоверение на право управления маломерным судном в различных районах плавания.
Школа яхтинга ISSA.
Теперь рассмотрим школу ISSA.
ISSA (International Sailing Schools Association) — Международная Ассоциация Парусных Школ, сертифицирована в ICC, создана в 1969 году во Франции для популяризации любительского яхтинга. Главное отличие этой ассоциации школ от RYA и IYT в том, что тут нет жестких ограничений касательно правил и норм обучения. Все школы, входящие в ассоциацию ISSA могут разрабатывать свою программу обучения или пользоваться уже действующей программой и базой знаний ISSA. Главное правило — чтобы кандидат соответствовал списку требований, который существует в ассоциации.
Огромным плюсом является то, что если у вас есть лицензия IYT или RYA, и вы хотите повысить свой уровень, вам не нужно проходить обучения с самого начала, единственное, что необходимо — подтвердить ваш уровень знаний и навыков, и учиться дальше.
Главным параметром успешного обучения в ISSA, как и в других школах, является выбор тренера. От этого будет зависеть, сколько практических и полезных знаний вы получите во время обучения. Некоторые тренера дают только базу, не подкрепляя случаями из жизни, или подают информацию очень сухо.
Итак, Ваши действия
1. Выбрать необходимый курс обучения. Если остались вопросы, позвонить и проконсультироваться по указанным в контактах телефонам;
2. Записаться на курс: это можно сделать по телефону, по почте или воспользоваться формой записи;
3. Прийти на первое занятие в указанные место и время. На первом занятии Вам выдадут учебный материал, список необходимых документов для сдачи экзамена в ГИМС и квитанцию на оплату государственной пошлины за сдачу теоретического и практического экзамена в ГИМС;
4. К последнему занятию принести следующие документы: медицинскую справку, 5 фотографии (матовые 3х4), квитанцию об оплате государственной пошлины;
5. После прохождения курса сдать внутренний экзамен в школе для получения допуска к сдаче экзамена в ГИМС;
6. Сдать теоретический экзамен в ГИМС. Сдача происходит в Московском ГИМС по адресу ул. Чаплыгина, д.15 всей группой одновременно;
7. Сдать практический экзамен после успешной сдачи теоретического;
8. Через 7 рабочих дней забрать Удостоверение Судоводителя по адресу: Чаплыгина, д.15. Вместе с правами Вам вернут: медицинскую справку, свидетельство об окончании курсов и заявление. Заявление необходимо хранить: при утере или порче права восстанавливаются только на основании данного заявления.
! Права подлежат замене через 10 лет без повторной сдачи экзаменов.
Будем рады видеть Вас у нас на занятиях!
Борьба со стереотипами
В соцсетях я много пишу о яхтинге и о том, как он меня вдохновляет. В комментариях часто встречаю первый стереотип, что это дорого, сразу представляется яхта Романа Абрамовича.
Основные расходы в яхтинге приходятся на аренду. Цена меняется в зависимости от размера лодки, новизны, количества кают и спальных мест, сезона. Я смотрю цены на сайтах чартерных компаний или запрашиваю сразу у Сергея Синицына.
Сколько стоит аренда яхты
Есть и сайты, на которых можно найти информацию о стоимости аренды лодок по всему миру, например «12 узлов»:
- в Черногории можно арендовать четырехкаютную лодку на неделю за 1000 € на 6 человек;
- в турецком Мармарисе такая же лодка обойдется в 1300—1500 €;
- в Хорватии можно уложиться в 700 €;
- в Греции цены начинаются от 1100 €.
В той же Черногории недельное проживание в гостинице для шести человек стоит примерно 1000 €. Но яхта — сразу и жилье, и транспорт.
Цены на обучение тоже разнятся. Я потратила около 1600 € за двухнедельную учебу, включая проживание. С учетом полученного опыта, нетворкинга, сопровождения и клуба по интересам это стоило своих денег. Такая цена — не самая низкая, но у нас были самые современные и полностью укомплектованные лодки, чтобы ученики могли познакомиться с разными устройствами на одном судне, ведь у каждой лодки есть особенности.
Стоимость также зависит от квалификации инструктора: чем выше, тем дороже. Есть предложения и за 500, и за 700 €, но я не уверена, что оттуда люди выходят с полными и правильными знаниями. В среднем цена на обучение начинается от тысячи евро, включая неделю в море.
Второй стереотип: двух недель недостаточно для получения прав, якобы управлению автомобилем учатся несколько лет. Но если сложить часы на обучение в автошколе, получится примерно две недели — как и на яхте, ведь в автошколе учатся по паре часов в неделю, а здесь практически круглыми сутками.
Я (в середине слева) и другие студенты, Черногория, 2017
Третий стереотип — яхтинг требует невероятной силы, спортивной подготовки. Так думают, глядя на гонки спортсменов-одиночек, но это другая история. Единственное требование, даже рекомендация — уметь плавать.
В одном из наших путешествий был мужчина с ограниченными возможностями здоровья, у него плохо функционировали рука и нога. Надо было видеть, как он прекрасно справлялся: постоянно стоял за штурвалом и делал это с удовольствием. Разве что не мог работать с парусами, потому что там нужна сила двух рук и ног. Но даже физически ограниченный человек может если не стать капитаном, но быть причастным к парусным путешествиям.
Четвертый стереотип — боязнь морской болезни: мол, я плавала когда-то в Геленджике на пароме в 1983 году и меня укачало. Настоящую морскую болезнь я встречала лишь однажды за пять лет. Девушке ничего не помогало, и она просто сошла на берег на пятый день путешествия.
Страх возникает из-за того, что многие не понимают физики парусной лодки. Тот же паром может довольно сильно качать на волнах, потому что у него нет стабилизатора. У парусной лодки есть парус и киль, который держит ее стабильно относительно моторной лодки или парома. Качка на парусном судне ощущается меньше, особенно если не принимать средства от укачивания сразу в первый день, а дать организму адаптироваться.
Давайте подведем итог.
Лучший вариант подтверждения квалификации судоводителя для гражданина РФ с которой можно ходить и по зарубежным морям и внутри РФ — «Удостоверение судоводителя ГИМС». Тут следует оговорить особо, что квалификация судоводителя парусного судна в акваторию МП (Морские пути) в ГИМСе возможна лишь при наличии «наплаванности» в качестве капитана за рубежом. Такое «временное» положение дел у нас в стране продолжается вот уже несколько лет. Мотор — пожалуйста, парус — только через практику за рубежом.
Если предполагаемая практика будет исключительно за рубежом или нужно набраться опыта для последующей квалификации в ГИМС — то для этого вэлком на квалификационную комиссию в ВФПС и получайте «Квалификационное свидетельство судоводителя». Ходите за рубежом и приходите в ГИМС для государственной аттестации.
Теперь о зарубежных школах, окопавшихся у нас в стране. Их деятельность не противоречит законам РФ, в частности потому, что выдают они не полноценные удостоверения, а сертификаты. То есть по сути, по нашим законам, некие свидетельства о прослушивании того или иного курса. То есть ответственности за вашу квалификацию они не несут. Можно ли по этим бумагам брать лодки в чартер? В большинстве стран да, без проблем. Хотя за многолетнюю практику в нашем клубе периодически мы сталкивались и с отказами признавать IYT (прецеденты были в Испании и в Хорватии).
Но основное, что на на наш взгляд должно настораживать будущего потребителя, так это серьезный, системный изъян в подготовки судоводителей в иностранных школах. По сути, это торговые организации, которые сами обучают, сами квалифицируют и сами принимают от вас деньги. Никакого контроля извне. Система неизбежно порочная, несмотря на героизм большинства капитанов — инструкторов. По сути, обучение в этих школах — это новый, но уже довольно хорошо сформировавшийся вид развлечения на парусных яхтах. Многие с удовольствием туда идут вновь и вновь, собственно на то их бизнес и рассчитан
Для бизнеса важно удержать клиента на годы. Поэтому в нем создано многоуровневое обучение с одной целью — удержать потребителя в учебных плаваниях как можно дольше
А идеальный инструктор — некий аниматор, который все равно, при практически любых ваших достижениях «выпишет» вам бумагу в конце курса, но все таки так никогда и не доведет вас до самостоятельного плавания.
Оцените маркетинг этих школ: «Капитан за две недели!», «За десять дней!» Дорогой потребитель! А вы готовы выйти в море с капитаном, которого подготовили за пару недель?
Теперь о нашей яхтенной школе. Мы работаем для того, что бы наши выпускники стали практикующими судоводителями. Что бы справиться с этой целью мы готовим судоводителя почти год! Кроме теоретического курса и практического плавания, мы предоставляем нашим студентам возможность участия во флотилии в качестве шкипера под руководством инструктора и только после флотилии мы можем считать капитана состоявшимся. Разумеется есть и индивидуальные отличия, например, если есть частично квалификация, опыт, тогда многое можно сократить, но все таки то, что написано в бумаге должно соответствовать действительности.
И самое важное отличие наших программ: мы готовим не одиночек, мы готовим команды. Судовождение — это командное занятие и обучать нужно именно команды
В нашем случае капитан и матрос, два человека. Матросом может быть ваши близкие и друзья, то есть те люди, с которыми вы планируете выходить в походы в будущем.
Для команд у нас есть специальная система поощрения, скидки, прочие преференции и, что важнее, опыт подготовки команд, где почти всегда в роли матроса обычно прекрасная половина семьи, которую, как вы понимаете посылать на швартовы и якоря не стоит.
Что касается документов, которые можно у нас получить путь следующий: первоначально студенты направляются на квалификационную комиссию ВФПС, получают опыт мореплавания за рубежом в качестве капитана и после этого направляются в ГИМС для получения государственного удостоверения судоводителя, гражданина РФ и Белоруссии.
И в заключении, посмотрите на карту, которая демонстрирует маршруты плаваний одного сезона судоводителя с квалификационным свидетельством ВФПС.
Обучайтесь у профессионалов!
Записаться Подробнее о школе