Санкт-петербург

Морской собор

Когда Пётр Первый с размахом строил свой город, то задумывал его как морскую столицу. Поэтому совершенно логично, что именно здесь находится главный морской храм нашей страны. Если точнее в пригороде Петербурга — в городе Кронштадт.

Кронштадт расположен на острове Котлин, неподалёку от Санкт-Петербурга. И хоть это действительно отдельный город, юридически он является одним из районов Северной столицы.

На острове находится морской собор святителя Николая Чудотворца. Такой храм вы больше нигде не найдёте. Этот собор был создан специально для моряков. Всё в нём от внутреннего убранства до внешнего вида связано с морской тематикой.

Сегодня этот храм находится в управлении министерства обороны нашей страны. Здесь всё строго по уставу, но и духовной жизни здесь никто не забывает. Службы здесь проводят регулярно и утром, и вечером.

А кроме того, собор работает как музей и открыт для посетителей. Можно заказать экскурсию по храму или самостоятельно ознакомиться со стендами об истории военно-морского флота России и его духовной жизни.

Большая хоральная синагога

Большая Хоральная синагога была построена в Санкт-Петербурге только в конце 19 века. Это монументальное здание стало не только местом, где верующие могут обратиться с молитвами к Богу, но и культурно-просветительским центром. Как и многие религиозные центры, синагога переживала трудные моменты в совей истории, но силами еврейской общины удалось сохранить этом уникальное место.

Большая хоральная синагога

При посещении синагоги следует придерживаться установленным правилам в одежде: мужчины и женщины обязательно покрывают голову платком или шляпой, не допускаются открытые наряды у женщин, в синагогу женщины не ходят в брюках.

Проект здания был разработан при участии ведущих архитекторов конца 19 века – Бахмана Л. И. и Шапошникова И. И. Синагога является первым по величине в России центром еврейской культуры. Внутреннее убранство синагоги соответствует всем канонам: залы предназначены для проведения обрядов и богослужений

Обращает на себя внимание прекрасная акустика, которая позволяет расслышать каждое слово, даже произнесенное шепотом

В синагогу не разрешается брать с собой слишком маленьких детей, чтобы они не мешали молящимся.

При синагоге работает библиотека «Сифрия», где все желающие могут познакомиться с художественной и научной литературой еврейских авторов, получить достаточно обширную информацию о традициях и культуре народа, познакомиться с историческими документами. Фонды библиотеки будут интересны каждому: от философских и религиозных основ иудаизма до кулинарных рецептов традиционной еврейской кухни.

Станция метро: «Садовая», «Сенная площадь».
От метро «Нарвская» маршрутное такси № 1, № 169 (до Института Лесгафта).
От метро «Невский проспект» автобусы № 3, 27 (до Театральной площади), автобус № 22 (до Института Лесгафта)Адрес: Лермонтовский проспект, дом 2. Телефон 8-812-713-81-86.
Вход свободный.  Действующий храм.Время работы: пн-пт, вс: с 10.00 до 18.00. Выходной – суббота, дни религиозных праздников. Библиотека «Сифрия» — пн-чт: с 12.30 до 20.30 (обед с 14.30 до 15.30), вс. с 12.30 до 20.00. (обед с 14.30 до 15.30). Выходные: пятница, суббота, дни религиозных праздников.

Николо-Богоявленский собор

Рекомендовать место

12

2

Николо-Богоявленский (Никольский) Морской собор не связан с морем и какой-либо морской победой. Он стал морским после приказа Екатерины II подарить храму 10 образов в память побед, одержанных русскими моряками над шведскими и турецкими флотами в 1770, 1789 и 1790 годах.

Здание голубого цвета с белой лепниной построено в форме равноконечного креста и украшено 68-ю колоннами коринфского ордера. Храм делится на нижнюю и верхнюю церкви, освященные во имя Богоявления Господня и во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Отсюда название церкви – Николо-Богоявленский собор.

Храм никогда не закрывался, хотя и был разрушен в двадцатые годы. В его стенах расположены доски с именами моряков, которые погибли на броненосце «Петропавловск», на подводной лодке «Комсомолец» и т.д.

Петергоф

В тридцати километрах от болотистых болот столицы Российской империи Петр I во время регулярных осмотров Кронштадта полюбовался местом отдыха, где лично наблюдал за строительством фортификационных сооружений. Расположение мыса, с которого видна столица — Кронштадт и северное побережье Финского залива, было настолько благоприятным, что вскоре после летней резиденции царя сюда переехали плотники — он назывался Петергоф — Двор Петра.

Лучшие архитекторы и декораторы, такие как Браунштайн, Леблон, Мишетти, Фельтен и Деламотте, спроектировали внешний вид Петергофа. Инженеры под руководством инженера-гидротехника Василия Туволкова и при непосредственном участии Петра I спроектировали сложную техническую систему водоснабжения фонтанов, исторически уникальную и функционирующую почти без повреждений в течение почти трехсот лет и по сей день.

Вечно восстановленный центр двора достиг зенита своего великолепия во времена правления Елизаветы и Екатерины Великой, которые основали это прекрасное природное место на берегу Финского залива. Залы дворца и главная лестница были перестроены по проекту Бартоломео Растрелли, а парки восстановлены в традициях французского искусства XVIII века.

Во время Второй мировой войны Петергоф был полностью разрушен, и только с 1960 года он был в значительной степени восстановлен по сохранившимся чертежам и многочисленным фотографиям.

Более 140 фонтанов украшают Верхний и Нижний Петергофский парк, особенно большой каскад перед дворцом имеет торжественный эффект. Наряду с другими фонтанами, Широким каналом и дебаркадером для гостей, приезжающих с моря, перелитые и позолоченные скульптуры Самсона и Льва символизируют непобедимую силу и новый рассвет Российского государства. Не отказывайте себе в удовольствии любоваться дворцом, он особенно красив в часы, когда солнце светит в его огромных окнах, и вечером, когда подсвечиваются люстры: сверкает позолоченная резьба, свет играет на торжественных портретах.

Центр города

История улиц города Санкт-Петербурга берет начало в Петровскую эпоху. Хотя названия, под которыми они известны сегодня, появились позже. В 1716 году Пётр дал Трезини поручение о застройке Васильевского острова. Во время своей второй поездки в Европу он нанял еще одного архитектора – француза Жана-Батиста Леблона. Этот мастер должен был уже составить максимально подробный план Васильевского острова, со всеми каналами, проспектами, улицами.

План реализовать не удалось. Пётр очень хотел, чтобы Васильевский остров был максимально похож на Венецию. Однако Леблон неожиданно скончался. Пётр же до конца жизни был уверен в том, что именно Васильевский остров должен стать центром Санкт-Петербурга.

Город стремительно разрастался. Большая часть домов была построена на Адмиралтейском острове, который впоследствии стал центром города. Население сосредоточилось в этом районе еще при жизни Петра. Впрочем, император продолжал издавать грозные указы о строительстве домов на Васильевском острове.

Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови).

Храм Спас-на-Крови является первой церковью на месте гибели императора государства Российского. Решение о возведении поминального собора было принято после покушения революционерами на жизнь царя Александра II 1 марта 1881 года. Властью императора Александра III  в 1883 году в основание фундамента храма заложили первый камень. Строительство велось 24 года, и в 1907 году собор был освящен. Высота собора Воскресения Христова 81 метр – год смерти императора.

Мотивы Московских церквей, старорусского стиля, обилие внешних мозаичных панно, богатое внутреннее убранство из полудрагоценных камней – отличительные черты храмового комплекса Спаса-на-Крови.  Шатровая сень с крестом из топаза возвышается над фрагментом булыжной мостовой, перенесенной в храм с места гибели царя-освободителя Александра II. Она опирается на яшмовые колонны. Собор Воскресения Христова расположен на берегу канала Грибоедова. С другой стороны его окружает пышный Михайловский сад. Особенно красив храм Спас-на-Крови в лучах прожекторов в вечернее время.

Девятиглавый собор Воскресения Христова позиционируется как памятник-музей.

Морской Никольский собор

Рекомендовать место

24

5

Морской Никольский собор — значимый храм не только Кронштадта, но и всего Северо-Запада России. В его строительстве принимал участие лично император Николай II и целый ряд крупных государственных лиц. Он был освящен в 1913 году и считается несомненным памятником не только русской архитектуры, но и русской культуры вообще.

Собор не зря назван Морским — это практически единственный в России собор, который целиком и полностью посвящен морякам и морскому делу. Здесь установлены памятные доски с именами всех погибших во славу Родины моряков, чьи имена постоянно поминаются на службах. Здесь же имеется музей, в котором собраны самые разные экспонаты, связанные с историей кораблей и морских подвигов.

Грандиозный собор, строительство которого закончилось в 1913 году, был закрыт в конце 20-х годов. Во время советской власти он использовался не по назначению, побывав и кинотеатром, и складом. В лоно церкви собор вернулся в 2002 году.

Несомненна культурная и художественная ценность этого здания. Внутреннее убранство впечатляет. Росписи, иконостас в византийском стиле и мозаики имеют огромную художественную ценность.

Собор является памятником федерального значения и безусловным символом Кронштадта. В хорошую погоду он виден из моря за 30 миль, даря сердцам уверенность и веру.

Координаты: 59.99181800,29.77791300

Список литературы

  1. Saint Petersburg / Санкт-Петербург. — М.: Иван Федоров, 2013.
  2. Жукова, Л. М. История северной столицы. Санкт-Петербург / Л.М. Жукова. — М.: Белый город, 2016.
  3. Карта Санкт-Петербурга. Панорама. — М.: Руз Ко., СПб.: Карта, 2016.
  4.  Крюковских, П. Дворцы Санкт-Петербурга. Художественно-исторический очерк/Palaces of St. Petersburg / П. Крюковских. — М.: Лениздат, 2016.

Похожие рефераты:

  • Реферат на тему: Здоровый образ жизни и факторы его определяющие
  • Реферат на тему: Телескоп
  • Реферат на тему: Роль физической культуры в сохранении здоровья человека
  • Реферат на тему: Атмосфера
  • Реферат на тему: Гражданская оборона РФ
  • Реферат на тему: Кантата Александр Невский
  • Реферат на тему: Экзема
  • Реферат на тему: Развитие выносливости во время занятий спортом
  • Реферат на тему: Характер человека
  • Реферат на тему: Новые и сверхновые звезды
  • Реферат на тему: Инфекционные заболевания и их профилактика
  • Реферат на тему: Медико — социальная экспертиза

Почему именно так названы географические объекты Петербург, Новосибирск, Берингов пролив?


Петербург

В России много городов, которые имеют особенную, запоминающуюся историю. Это не только Питер, но и другие. Почему именно так названы географические объекты Петербург, Новосибирск, Берингов пролив?

Ответ на вопрос кроется в глубокой древности. Немногие смогут понять, почему же в свое время выбор пал именно на такие названия. Тем не менее, есть несколько причин, которыми можно руководствоваться. Допустим, нередко населенные пункты называют по имени человека. Яркий пример – Петербург, то есть «Город Петра».

Что же касается Берингового пролива, он назван так в честь Беринга, который был исследователем, известным путешественником. Именно он первым прошел через данный пролив.

Петербург был основан Петром Первым. Стоит сказать, что первоначально он был крепостью, названной в честь Святого Петра. Примечательно, что само название Санкт- Петербург переводится как «крепость святого Петра». Почему же владыка не назвал город в честь себя? Возможно, потому что в то время называть так населенные пункты было не принято.

Иногда имена городам дают в соответствии с их положением. Это относится к Новосибирску. Раньше город, названный в честь императора Николая, звался Новониколаевск, но после этого его название сменили (чтобы не было упоминания о царе). Что же касается второй части названия – выбор пал на него потому, что будущий Новосибирск находится в Сибири. Можно сказать, что это территориальная привязка.

Также на названия городов влияют события и люди. Нередко города, поселки и прочие географические единицы назывались в честь известных людей. А иногда общество идет «от противного» и меняет название города, чтобы он не напоминал о развенчанных героях, которыми уже никто не восхищается, которые никому не интересны.

Северная война

Так открылось «окно в Европу» –  Россия наконец получила морские торговые пути с европейскими державами. Петербург стал неотъемлемым торговым звеном с соседними странами, но не позабыл о своём первоначальном предназначении: именно в Петербурге сосредоточен основной военно-морской флот.

Эрмитаж

Эрмитаж 

Эрмитаж — один из самых крупных и известных музеев мира (второй по величине художественный музей после Лувра в Париже). Представляет собой огромный музейный комплекс, состоящий из 6 зданий, архитектурной доминантой которого является Зимний дворец. Эрмитаж — внушительный музей-дворец, который содержит более  3 000 000 экспонатов, охватывающих все грани искусства, истории и археологии.

В его роскошных интерьерах собрана самая большая в мире коллекция картин, среди которых можно увидеть шедевры Рембрандта, Леонардо, Микеланджело, Рубенса. Помимо экспонатов французского неоклассического и импрессионистского искусства, фламандского барокко и итальянского ренессанса, в музее хранится впечатляющая коллекция русского искусства, египетских древностей и археологических находок со всего мира. 

Эрмитаж был основан во второй половине 18 века Екатериной II. До 1852 года музей был закрыт для широкой публики. Основная экспозиция размещена в роскошном здании Зимнего дворца. Это великолепное здание в стиле барокко было построено по проекту Бартоломео Растрелли по заказу Екатерины II. Строительство дворца была начато в 1754 году и завершено в 1962 году. До 1904 года Зимний дворец являлся официальной резиденцией российских императоров.

Барокко

Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.

Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.

Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.

Петровское барокко

При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.

Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.

Некоторые из имеющихся на карте объектов

Достопримечательности и интересные места

  • Дворцовая площадь. Это центральная площадь Петербурга. Здесь расположен Зимний дворец, Александровская колонна, Арка главного штаба, Эрмитажный театр.
  • Петропавловская крепость. Это исторический центр города. Со строительства крепости началось строительство города. Неподалёку расположены также: зоопарк, домик Петра Первого, музей артиллерии.
  • Исаакиевский собор. Это один из самых известных соборов Петербурга. Отсюда легко пройти к расположенному недалеко от Невы памятнику Петру Первому (Медный Всадник).
  • Казанский собор. Казанский собор расположен на Невском проспекте, рядом со станцией метро Невский проспект. Отсюда легко пройти ко многим интересным и популярным у туристов местам. Немного южнее находится знаменитый Банковский Мостик. Пройдя мимо Дома книги на север, вы попадёте к собору Спас на крови, Летнему саду, на Марсово поле.

Какие достопримечательности следует посмотреть в Петербурге? Смотрите на этой странице.

Музеи

В Санкт-Петербурге имеется множество музеев. Некоторые из них хорошо известны во всем мире. Существуют также небольшие, мало известные музеи. Среди наиболее посещаемых Эрмитаж, Русский музей, Морской музей, Музей современного искусства Эрарта, Кунсткамера.
Подробнее о музеях в Санкт-Петербурге.

  • Эрмитаж — самый известный музей города. Музей расположен на Дворцовой площади, в здании Зимнего дворца.
  • Кунсткамера. Кунсткамера была основана Петром Первым. Музей расположен на Васильевском острове.
  • Военно-морской музей. Центральный военно-морской музей России расположен в Санкт Петербурге на площади Труда. Долгое время музей был расположен в здании старой биржи, на Стрелке Васильевского острова.
  • Музей артиллерии. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи расположен рядом с Петропавловской крепостью. В музее имеется большая коллекция оружия разных времён.

Московские Ворота

Театры

В театрах Санкт-Петербурга вы можете увидеть оперу, балет и драматические спектакли. Любители классической музыки могут посетить концертный зал филармонии. Иностранные туристы чаще всего посещают Мариинский театр, Михайловский театр, Эрмитажный театр.Мариинский театр наиболее известный театр Петербурга. На карте указано также расположение Михайловского театра, Эрмитажного театра, театра музыкальной комедии и Молодёжного театра Петербурга.

театры в Санкт-Петербурге

Другие объекты

В этой категории указано расположение вокзалов, аэропорта, выставочных центров Ленэкспо и Экспофорум, Ледового дворца дворца спорта Юбилейный, а также и других нужных и интересных мест. Также на карте указано расположение строящегося стадиона футбольного клуба Зенит (Зенит-Арена).

«Севкабель Порт» и «Новая Голландия» это места, где проводятся интересные мероприятия. Сюда приходят в выходные дни, чтобы провести свободное время.

Больше информации: о Санкт-Петербурге.

Гостиницы

В Санкт-Петербурге имеются как роскошные и дорогие отели, так и дешевые отели и хостелы. Каждый найдет подходящее жилье для себя.
На карте указано расположение некоторых отелей Петербурга. Отели около вокзалов, аэропорта, станций метро.
Наиболее полную информацию об отелях Санкт Петербурга можно найти здесь.

На карте вы можете уточнить расположение таких популярных и известных отелей как Гостиница «Астория», «Москва», «Пулковская», Гранд отель Европа, «Four Seasons Hotel Lion Palace», «Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург Васильевский», «Коринтия Санкт-Петербург», «Кемпинский Мойка 22», «Sokos Hotel», «Октябрьская», «Достоевский», «Азимут».

Полезные ссылки:
Для поиска подходящего вам отеля в Петербурге воспользуйтесь любым сервисом бронирования. Здесь вы можете сравнить цены, почитать отзывы клиентов, выбрать и сразу забронировать отель.
Интересуют групповые или индивидуальные экскурсии в Петербурге? Посмотрите информацию здесь.
в Санкт-Петербург. (На самолёте, на поезде, на автобусе.)
— выходные и в следующем месяце.

Собор Андрея Первозванного

Рекомендовать место

8

2

Андреевский собор был построен в 1728 году и числился церковью во имя Андрея Первозванного до 1744 года. В храме ежедневно проводятся литургии и службы, также при соборе имеется приходская школа, в которой обучаются дети и взрослые.

Расположенный на Васильевском острове собор является не только украшением города на Неве, но и памятным местом, где совершались торжественные и трагические события, связанные с историей России. Здесь молились такие почитаемые святые как блаженная Ксения Петербургская и Иоанн Кронштадтский, Ломоносов и Тредиаковский принимали присягу перед началом профессорской деятельности в Академии, здесь же жители Ленинграда в блокаду укрывались от воздушных атак врага. После советских времен, когда собор был варварски разграблен, один из старейших храмов Петербурга вновь приобрел праздничный вид. Изящная форма и розовый цвет, а также высокая колокольня собора радуют взор как архитекторов, так и жителей Санкт-Петербурга, а также гостей города.

Современный стиль

С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки. Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков. Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.

Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.

Фасадизм

В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.

Примеры: дом на Лиговском 13-15, «Ренессанс Правда» на Херсонской, 15.

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Тэги:

  • архитектура
  • архитектура спб
  • россия
  • санкт-петербург

Классицизм

Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.

Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения

Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно

Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.

В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.

Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.

Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.

Русский ампир

Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).

Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).

Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.

Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.

Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.

Переименование города

Подобные факты не могли не сказаться на названии города.  Многие посчитали, что «Санкт-Петербург» звучит чересчур по-немецки, а учитывая мрачные переживания народа, это было недопустимым. Поэтому принято решение сменить наименование на более патриотичное «Петроград». Так город назывался последующие 10 лет. В этот отрезок времени в России – и в Петрограде в частности – происходили непростые события, разделившие российское общество пополам. Новое имя было присвоено только 26 января 1924 года. Петроград получил название Ленинград – в честь великого вождя В.И. Ленина. Именно под этим именем город окунулся в новую смертоносную войну.

МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

Основание новой столицы на западном рубеже государства было не только воплощением планов и идеалов основателя, но и определило всю дальнейшую судьбу города ив историко-политической реальности России, и в ее культурно-государственной мифологии. Начиная с этой эпохи, такие противоположные характеристики, как древнее/ новое, историческое / мифологическое, получали черты противопоставления концентрического/ эксцентрического, исконного / чужеземного. За этим противопоставлением тянулась антитеза двух коренных государственно-культурных моделей.

«Восток» и «Запад» в культурной географии России неизменно выступают как насыщенные символы, опирающиеся на географическую реальность, но фактически императивно над ней властвующие. Характерно, что в русской литературе география становится одним из доминирующих художественных средств выражения. Так, например, в творчестве Достоевского развитие основных идей автора закономерно ведет к расширению географического пространства. В творчестве молодого Достоевского Петербург как бы охватывает собой все художественное пространство и, соответственно, получает право представлять собой Россию. В итоговом произведении — «Братьях Карамазовых» — Петербург воплощает в себе скорее болезнь России, ее «страхи и ужасы» (выражение Гоголя), — соответственно «выздоровление» мыслится как преодоление Россией в себе петербургского начала. Творчество Достоевского начинается как естественное развитие петербургского мифа и не менее связано с «петербургским пространством», чем «Медный всадник» Пушкина.

Ю.М. Лотман.  Современность между Востоком и Западом. Знамя. 1997, № 9

Полтавская победа и заселение Петербурга

Карл XII, король Швеции, узнав о строительном размахе Петра, заявил: «Пусть царь занимается работой строить города, а мы оставим славу их брать». Однако при атаке на Петербург шведы были отброшены армией Петра. Полтавская победа вселила в русских уверенность, неприятельским угрозам удалось положить конец. Строительство города продолжилось новыми силами.

В новый город переселялись жители других областей. Дворяне и купцы строили дома в тех местах, где царь им повелевал. У берегов Невы появлялись сначала скромные, а с годами все более роскошные усадьбы министров, дипломатов и офицеров. Первые здания были деревянными, а в 1710 году появился первый каменный дом. Он был возведен на Троицкой площади и принадлежал советнику Головкину. Вслед за ним в городе стали возводиться каменные сооружения. Царь повелевал привозить камень со всей России.

Кроме русских переселенцев, в Петербург активно съезжались иностранцы, составляя значительную часть населения города. Указами Петра сюда прибывали различные мастера из других стран — архитекторы, военные, врачи. Петр обещал им хорошее жалованье и возможность сохранить собственное вероисповедание.

Мятежный период

Начало мятежному периоду было положено в декабре 1825 года. На Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов, которые мечтали превратить Россию в конституционное государство.

В период с 1905 по 1917 год Петербург был ареной трёх революций. На его улицах произошло трагическое событие, вошедшее в историю как «кровавое воскресенье». 1917 год принёс самые масштабные изменения в этот период развития российского государства. Февральская революция свергнула царское правительство, а октябрьская – окончательно изменила политический строй. Перенос столицы России из Петрограда в Москву состоялся в марте 1918 года и стал последним.

Трагическим фатальным событием для всей культуры России стал так называемый «Философский пароход» — ряд рейсов немецких пассажирских судов осенью 1922 года. Они доставили из Петрограда в Германию больше 160 высланных из Советской России выдающихся философов, деятелей культуры и науки. В память об этой утрате на Набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак.

Говоря об истории XX века, важно вспомнить, что беспрецедентный героизм и стойкость Ленинграда в период фашисткой блокады существенно повлияли на ход Второй мировой войны, и этот коллективный подвиг вошёл в мировую историю как уникальный феномен. На протяжении всего своего существования Петербург был местом, где создавалась история государства

Именно в его неповторимой атмосфере воспитывались те, кто творил её: бунтовщики и реформаторы, великие философы и учёные, гениальные поэты и музыканты. Все они были разными, но объединяло их одно – неравнодушие к своей России и умение владеть умами и душами людей…

На протяжении всего своего существования Петербург был местом, где создавалась история государства. Именно в его неповторимой атмосфере воспитывались те, кто творил её: бунтовщики и реформаторы, великие философы и учёные, гениальные поэты и музыканты. Все они были разными, но объединяло их одно – неравнодушие к своей России и умение владеть умами и душами людей…

Валерия Козлова – культуролог, преподаватель, кандидат философских наук, специалист по управлению качеством, эксперт в области развития культурного туризма и культурных услуг для детей

Сампсониевский собор

Рекомендовать место

9

2

Сампсониевский собор построен в стиле анненского барокко, поскольку работу над ним завершали при императрице Анне Иоанновне.

Собор назвали в честь Св. Сампсония, он возведен в память о победе русских войск над шведской армией в битве под Полтавой. Рядом с церковью находилось кладбище, на котором были похоронены Д. Трезини, Ж. Леблон, К. Растрелли и другие знаменитые зодчие, создавшие петербургские достопримечательности. К сожалению, кладбище не сохранилось.

В год празднования 200-летия Полтавской битвы (1909 год) напротив колокольни храма построили памятник Петру I. На фасадах храма также были установлены мемориальные доски со словами императора, обращенными к русским воинам до и после Полтавской битвы.

Храм, как и другие соборы, сильно пострадал во время революции и войны. В 1938 году его закрыли и в помещении храма организовали склад. В 1977 году отреставрировали фасады собора, а с 2002 года здесь совершаются службы.

Главные ценности храма — резной золоченый иконостас XVIII века высотой 11 метров, уникальные иконы XVIII века и часть мощей Св. Сампсония.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: