Строгановское барокко
Строгановское барокко отображено в памятниках, построенных по заказу знаменитого русского промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656– 1715). Это небольшое количество храмов, построенных в местах работы Строганова: Сольвычегодск (Введенский собор, 1689–1693), Устюжн Железнопольский (Введенская церковь, 1694), село Гордеевка (церковь Смоленской Богоматери, 1694–1697), Нижний Новгород (Рождественская церковь, 1696–1703). В отличие от московского «нарышкинского» зодчества данные храмы были построены в провинциальных областях России, однако различия между ними являются незначительными.
Для них характерной чертой является сохранение традиций Древней Руси. Влияние барокко читается преимущественно в большом количестве элементов декора.
Дети пробуют силы в резьбе
Кстати, о детях. Владимир Грошев, основатель музея, мечтал не просто сохранить традиционные народные промыслы, связанные с резьбой по дереву, но и передать секреты мастерства подрастающему поколению.
Результаты мастер-классов превосходят все ожидания. Дети перенимают традиции ремесла, но каждый раз создают нечто своё, яркое, индивидуальное. Некоторые работы юных резчиков по дереву стали частью музейной экспозиции. Особенно популярны у посетителей работы «Братец Иванушка», «Улитка», «Поцелуй».
А самое интересное: присутствие работ сверстников в экспозиции неизменно производит большое впечатление на юных посетителей музея, и, конечно, подталкивает к тому, что тоже рискнуть попробовать свои силы на новом необычном поприще.
Но попробовать свои силы модно не только в резьбе по дереву. В музее также проводят мастер-классы по росписи по дереву, лозоплетению, изготовлению тряпичных кукол…
Модерн в России
В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.
В Москве
Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.
В Санкт-Петербурге
В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.
В других городах
Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.
История музея «Витославлицы»
Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» открыл свои двери для посетителей в 1964 году по приказу министра культуры РСФСР. Расположен в нескольких километрах от Великого Новгорода — рядом с Юрьевым монастырем. Отсюда видны озеро Ильмень и река Волхов. С берега у монастыря открывается панорамный вид на Рюриково городище и Спасо-Преображенскую церковь на Нередице.
В XIX веке землю выкупает графиня Орлова-Чесменская. Тут для нее по архитектурному проекту Карла Росси строится усадьба.
До нашего времени дошло лишь несколько зданий тех лет:
- двухэтажный дом;
- флигель;
- ряд элементов бывшего приусадебного парка (пруд с островком, деревья, аллеи).
Однако главную уникальность музея представляют не построенные здесь, а привезенные на территорию Витославлицы памятники.
Их составлением, планировкой и реставрацией занимался архитектор Леонид Красноречьев — признанный деятель в области культуры. Он перевез сюда десяток культовых зданий (церквей и часовен), а также более тридцати памятников деревянного зодчества XVI-XIX веков (домов, мельниц, житниц, кузниц, бань и т.д.). 21 из них — объекты культурного наследия федерального значения.
Экспозиции музея раскрывают традиционную и бытовую крестьянскую культуру губернии 2-й половины XIX — начала XX века. В старых избах можно увидеть подготовку к свадьбе, визит торговца, занятие шерстобитно-шерстоваляльным промыслом.
Перед посетителями музея предстают интерьеры овина, конюшни, деревенского пожарного сарая, кузницы и житницы. Отдельные выставки показывают работу на гумне с ригой, выделку льна, мытье в бане. В поныне функционирующей ветряной мельнице можно увидеть внутреннее устройство.
Деревянный музей в Суздале. Стоимость посещения.
Для взрослых входной билет в деревянный музей в Суздале можно приобрести за 350 рублей. Если собирается компания туристов более четырех человек, то вместе с гидом экскурсия обойдётся в 500 рублей.
Льготы предусмотрены для граждан России и СНГ. Сюда относятся учащиеся и студенты, отметившие 16-тилетие, пенсионеры и члены военно-исторического общества РФ. Для них стоимость входа на экспозицию определена в 200 рублей. Если вышеописанные граждане объединяются в группу четыре туриста и более, цена входного билета для каждого снижается до 150 рублей.
На экскурсию в музей деревянного зодчества в Суздале на бесплатной основе имеют право Герои России и СССР, полные кавалеры ордена Славы, лица, не отметившие 16-тилетие, инвалиды ВОВ и её участники (и лица, считающиеся приравненные к ним), многодетные семьи, военнослужащие, призванные на срочную службу, члены Союза художников РФ и Международного Совета музеев, и некоторые другие категории. Перечисленные лица приобретают билеты в кассе номиналом «бесплатно» только по предъявлении соответствующих документов.
Естественно, что на территории музея есть несколько сувенирных лавок. Каждая из них – это особый мир. В одной – радуют глаз льняные платки и шарфы, душегрейки из овчины и вязаные изделия. В другой – россыпь девичьих безделушек. В третьей – вещицы из бересты: расчески, зеркала, брелоки, брошки и прочее. Можно купить даже оружие, выточенное из дерева, идеально повторяющее оригинал.
Есть точки, в которых можно приобрести медовуху, мед, варенье и джем из огурцов, и даже серебряные украшения.
В праздничные дни при лавках музея деревянного зодчества в Суздале устраиваются мастер-классы. Каждый желающий, к примеру, может обучиться искусству плетения лаптей. Умельцы предлагают научиться делать посуду из глины или резать по дереву глухим (несквозным) способом…прямо топором.
На всей территории музея (за исключением особых мест в храмах) разрешена фото и видеосъемка.
В ста метрах от комплекса ждут экскурсантов несколько уютных ресторанов. Например, «Русское подворье». В сети очень много ярких положительных отзывов об этом месте. «Русское подворье» довольно уютное заведение. В меню блюда, приготовленные с любовью к местным традициям. Залов здесь несколько, каждый имеет индивидуальный дизайн, мягкий свет и комфортную мебель. Для детей организовано отдельное место отдыха.
Также вкусно можно покушать и с удовольствием провести время в ресторане «Трапезная», «Русская трапеза» и других.
В музее деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале не пропустишь ни одного экспоната, так продумано его спроектировали. Поэтому пройдясь по храмам, попадаешь на улицу с жилищами крестьян срубами купцов, характерную для центральных районов России. Лавки тоже не остаются в стороне.
Но, на этом вряд ли захочется заканчивать прогулку по городу. Тем более что вокруг столько интересного. Чего стоит только Суздальский Кремль или Владимирско-Суздальский музей-заповедник.
Внешнее и внутреннее убранство русской избы
В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас
Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу
Крыльцо
Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.
Сени
Сени — это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.
Русская печь
Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.
С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.
Печной угол
Печной угол или как его еще называют «бабий кут» — это важное пространство в женской судьбе, которое выполняло целый ряд функций. Он был отделен занавеской, иногда деревянной перегородкой
Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.
В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.
Мужской угол (коник)
Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.
В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал.
Красный угол
Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.
Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.
История усадьбы Василёво Торжокского района Тверской области
Архитектурно — этнографический музей деревянного зодчества был создан в 1976 году на территории бывшей барской усадьбы, которая была основана в конце 18 столетия дворянами Львовами. Сюда из различных районов Тверской области были перевезены различные шедевры деревянного зодчества.
Владельцы усадьбы Василево
Земли, на которых расположена усадьба Василево, были заселены с давних пор, так как здесь проходили древние пути на Новгород. Развиваться эти земли стали в 18 веке, когда была создана Вышневолоцкая водная система куда вошла и река Тверца.
В 1687 году Ивану Дмитриевичу Львову за участие в Чигиринском походе были пожалованы в вотчину по обе стороны реки Тверца земли, которые находились в семи верстах от Торжка. От Ивана Дмитриевича поместье будет переходить трем поколениям Иванов Ивановичей Львовых: его сыну, полковнику Ивану Ивановичу (ориентировочно 1736 год), его внуку капитану Ивану Ивановичу (орин. 1745 год) и его правнукам Ивану (1724 — 1793 года) и Дмитрию (1726 — 1782 года). Известно, что Дмитрий владел родовым гнездом Василево, а Иван был владельцем села Митино.
Дмитрий Иванович после смерти первой жены, женился на Марии Федоровне Тыртовой (1752 — 1822 ). У них было два сына: Иван (1778 — 1817) и Сергей (1781 — 1875). После смерти Дмитрия Ивановича, владелицей Василева при несовершеннолетних сыновьях стала его супруга.
Сергей Дмитриевич и Дмитрий Сергеевич Львовы.
Владелец Митино Иван Иванович был бездетным, поэтому после его смерти в 1804 году его усадьба переходит племяннику Сергею Дмитриевичу.
В 1817 году, после смерти своего брата Ивана, владельцем двух усадеб Василево и Митино становится Сергей Дмитриевич Львов. Сергей Дмитриевич умер на 93 году жизни, а имение он завещал своей родственнице Татьяне Петровне Балавенской. Она пыталась вдохнуть новую жизнь в старую усадьбу, но ей это не удалось. Она несколько раз перезакладывала Василево, но удержать его не смогла.
Новоселовы в Василево. Василий Ефремович Новосёлов.
Последним владельцем усадьбы стал Василий Ефремович Новоселов, представитель новоторжской купеческой династии.
Усадьба Василево в Тверской области
Изначально господский дом был построен на левом берегу ручья, фасадом обращенный к реке Тверца. Он был деревянный на высоком фундаменте и к нему вела подъездная липовая аллея. Липы подстригались….
Именно при Дмитрии Ивановиче Львове и его второй супруге Марии Федоровне в усадьбе Василево велось интенсивное строительство. Дмитрий Иванович пригласил для реконструкции усадьбы своего дальнего родственника — известного архитектора Николая Александровича Львова. На тот момент Н.А. Львовым было спроектировано и построено целый ряд сооружений и зданий в обеих столицах и родном Торжке.
Старое Василёво. Водопад нижнего пруда. Фонтан среднего пруда.
Он несколько обновил и модернизировал дом: расширил его симметричными боковыми пристройками, оштукатурил и украсил фонтаном с римско — дорическим бортиком. Создал в имении Василево настоящее произведение садово — паркового искусства. С южной стороны от дома, на Безымянном ручье, спроектировал каскад из трех террасных прудов плавно сходящих в Тверцу. Вода в прудах поддерживалась плотинами, которые украшались затейливыми гротами — каскадами и мостами. Особенно стоит отметить непревзойденное инженерное сооружение, которому уже два века так называемый “Чертов мост”, длинной около ста метров. И о нем я вам напишу более подробнее ниже.
Планировка парка усадьбы Василева сохранилась частично. Дом прожил всего один век, во второй половине 19 века дом сгорел. Под барские покои был приспособлен флигель, который соединили с оранжереей, где раньше выращивались персики и ренклоды. Это здание сохранилось до сих пор.
По проекту “Сохранение и использование культурного наследия России” в Василево начались реставрационные работы. В настоящее время, когда мы посещали Василево, здесь уже уже отреставрированы: Чертов мост, валунная стена, белокаменная лестница, расчищены пруды. На территории музея появилось наружное видеонаблюдение, уличное освещение и ландшафтная подсветка. Сейчас ведется обустройство тропинок.
Значение слова «зодчество»
Так что же это за мастера, которые были способны создать такую красоту, что сам царь завидовал их умению? Почему их стали называть зодчими?
Зодчество – это искусство сооружать. Современная энциклопедия предлагает своим читателям считать синонимом этому слову архитектуру. Владимир Даль называет зодчего в своём толковом словаре строителем и архитектором.
А само слово «архитектура» в переводе с латинского языка означает строительство и зодчество. Круг замкнулся? Нет, стало понятно, что создание красивых и удобных сооружений лежит в основе красивого слова, которым пользовались в Древней Руси – «зодчество».
Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси
Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.
За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.
Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.
Костромская слобода
Музей деревянного зодчества в Костроме — один из старейших музеев, расположенных под открытым небом, — позволяет многим туристам получить представление о фирменном стиле древнерусской архитектуры, посмотрев крестьянские избы, свайные бани, ветряную мельницу и церкви 16 и 17 вв., привезенные из сел Костромской области.
Музей-заповедник находится около южной стороны Ипатьевского монастыря, на месте соединения рек Костромы и Волги. Судя по выставленным строениям, различные районы области имели собственные традиции и стилистические архитектурные особенности при возведении жилых, хозяйственных и религиозных зданий. Ведь в давние времена здесь наблюдалось смешение угро-финских племен и славянских, что и предопределило такое разнообразие.
В число экспонатов входят:
- Часовня из с. Притыкино, построенная в конце 18 в., напоминающая сторожевую башню.
- Часовня из Б. Токарева, которая не имела алтаря.
- Церковь Св. Богородицы 16 в. — считается самым древним деревянным храмом Костромской обл. По легенде, под алтарем похоронены мастера-плотники, построившие ее.
- Церковь Всемилостивого Спаса, датированная 1712 г., восстановленная в 1970-е годы, состоящая из 4 клетей. Имеет прекрасный старинный интерьер, украшенный резьбой.
- Летняя церковь И. Пророка 16-19 вв. Отличается сводом, обтянутым холстом со сценами Христовых страстей и красивым резным убранством.
- Крестьянские дома 19 в., имеющие в жилой части несколько горниц, а также хозяйственные строения (хлев, сеновал, кладовые и др.).
- Разнообразные хозяйственные строения (баня, овин, амбар, мельница-шатровка и т. д.).
Хозяйственно-производственные сооружения
Отдельно
стоящие постройки предназначались для хранения запасов продовольствия и
инвентаря, производства сельскохозяйственных продуктов. Это — амбары, бани,
риги и мельницы.
Амбары —
простейшие срубные постройки, где крестьяне хранили запасы зерна, рыбы, мяса,
охотничьи и рыболовные принадлежности, домашнюю утварь. Амбары подразделялись
на однокамерные, двухкамерные и реже трехкамерные и двухъярусные. К числу однокамерных
амбаров относятся простые четырехстенки, стоящие на земле или на ножках.
Если амбары в
Архангельской области ставились у домов или же группировались у въездов в
селение, то расположение амбаров в районе Карельской АССР, и в частности в
Заонежье, было совсем иным. Ввиду изобилия водных пространств — озер и рек,
служивших основными транспортными артериями между отдельными селениями, жители
для удобства погрузки и разгрузки сооружали амбары либо прямо на берегу, либо
над водой — одна сторона сруба упиралась в берег, а другая стояла на столбах
над водой…
Многообразие
вариантов архитектуры амбаров объяснялось не только мастерством плотников, но и
зависело от зажиточности его владельцев.
Бани на
территории русских поселений появились с давних времен и получили повсюду
широкое распространение. Архитектура и техническое устройство древних бань нам
неизвестны, но следует полагать, что эти бытовые постройки мало изменялись в
силу специфичности своего назначения.
Мельницы
являлись одним из древних и оригинальных произведений народной архитектуры.
Широкое распространение мельниц в Древней Руси подтверждается рядом
иконографических материалов XVII — XVIII веков (рисунки Мейерберга, изображения
на старых иконах). Ветряные мельницы в большом числе были распространены в XIX
— XX веках в Новгородской, Костромской, Владимирской областях.
Музей деревянного зодчества в наши дни
В 2017 году началась масштабная реставрация сооружений деревянного зодчества, а также зданий усадьбы графини.
К началу 2022 года отреставрировали треть планируемых объектов. Поэтому будьте готовы к тому, что все строения музея увидеть не удастся и не вся его территория доступна для прогулки.
Я посетил музей деревянного зодчества «Витославлицы» в июле 2021 года и карта реконструируемых объектов выглядела так.
Помимо входного билета в музей в кассе продаются билеты в хозяйственный двор. Там живут лошади, козы и овцы. Локация будет интересна детям, но уточните в кассе момент по билету для ребенка. В одном месте написано, что на хоздвор бесплатный вход для детей до 16 лет, во втором, что только до трех. Там же катают на лошадях, прайс приятный.
Сразу после входа расположен стенд, рассказывающий куда можно попасть внутрь сегодня, а еще большая карта территории музея.
Но тут не отмечены постройки, находящиеся на реконструкции. Их постарались отгородить лентами, но не везде. Я случайно попал на закрытую территорию и был вежливой выдворен за ее пределы.
У печки, которая напомнила мне мультик «Вовка в тридевятом царстве», устраиваются мастер-классы.
На территории музея «Витославлицы» часто устраивают массовые народные гуляния, проводятся фольклорные празднества и фестивали. Здесь же продвигаются и поддерживаются народные художественные промыслы. Актуальную информацию по мероприятиям советую искать в сообществе музея «ВКонтакте».
В некоторые постройки можно зайти, что изучить их изнутри и перенестись на пару столетий назад. Быт того времени воссоздан замечательно.
Всего современная коллекция «Витославлиц» насчитывает около 17 тысяч этнографических экспонатов. При этом она продолжает постоянно пополняться за счет экспедиций, подарков и приобретений спонсоров. Антуража добавляет тот факт, что все музейные работники одеты в наряды того времени. За дополнительное погружение в историю + 1 балл.
Советы по посещению музея
- «Витославлицы» — музей под открытым небом. Поэтому перед поездкой изучите прогноз погоды. Если обещают ветер, оденьтесь потеплее, если дождь — захватите зонтик.
- Территория музея большая, а кофе или хотя бы аппаратов со снеками и напитками на ней нет. Поэтому запаситесь водой и перекусом, особенно если едете с детьми.
- Большая часть интересных построек расположена в левой части музея, в правой работает хозяйственный двор. Советую начать оттуда, а затем перейти в левую часть.
- Гулять по музею «Витославлицы» рекомендую с аудиогидом. Иначе мало что будет понятно. Его можно взять в аренду в павильоне сувениров, расположенном слева после входа в музей под открытым небом.
- При музее работает совсем небольшой сувенирный магазинчик. Если нужен выбор побольше, то за пределами напротив автобусной остановки есть еще одна сувенирная лавка. При ней работает музей утюга.
Что посмотреть в окрестностях
В этом разделе расскажу что еще посмотреть в окрестностях Великого Новгорода помимо музея деревянного зодчества.
Напротив музея «Витославлицы» находится отель-усадьба и ресторан «Юрьевское подворье». Тут можно остановиться на ночь, две или покушать. Отзывы о кухне в интернете в основном лестные, но лично не был. За усадьбой расположен парк имени 1100-летия Новгорода, но делать там особо нечего. Да и парком называть этот лесной массив как-то странно.
Юрьев монастырь — его стоит посетить перед музеем «Витославлицы» или придется делать круг. При движении из Великого Новгорода сначала расположен монастырь, а потом музей. При этом после поворота к музею дорога становится односторонней и для проезда монастырю нужно будет сделать крюк. Статья про Юрьев монастырь.
Перынский скит — в прошлом языческое капище, затем мужской монастырь, сейчас маленькая обитель с уникальной церковью. Стоит на берегу реки. Даже летом тут тихо и почти нет народа.
Рюриково городище — когда-то это была резиденция новгородских князей. Сейчас тут почти ничего нет, но потенциал у места огромный. Стоит приехать в числе первых и походить по земле, по которой в XIX веке ступал князь Рюрик.
Не забудьте про сам Великий Новгород. Если вдруг вы начали изучение не с него, а с окрестностей, вам пригодятся эти статьи.
Этнографический музей народов Забайкалья, Улан-Удэ
Музей народов Забайкалья под открытым небом открылся в 1973 году, и считается одним из самых крупных в России. На большой территории в 37 гектаров располагается 40 построек и порядка 11 тысяч экспонатов.
Вся территория открытого музея поделена на 7 комплексов: археологический, эвенкийский, бурятский, Предбайкальский, Забайкальский, старожильческий, старообрядческий, городской. В каждом из них посетитель найдёт усадьбы и постройки вместе со всей утварью, характерные для данных поселений в 19-20 веках.
Не обходится и без живого уголка. Не только детям, но и взрослым будет интересно посмотреть на типичных представителей региона: оленей, косуль, медведей, верблюдов и других.
Как доехать и режим работы этнографического музея в Василёво
Государственный этнографический музей под открытым небом Василёво находится в Тверской области, торжокского района, примерно в пяти километрах от Торжка. Вот точный адрес:
Тверская область, Торжокский район, д. Василево;
телефон: +7 910 932 72 00
E — mail: [email protected]
Автомобильная трасса «Москва — Василёво Тверской области»
Из Москвы по трассе М11, вы доезжаете до Твери, далее до Торжка, съезд с М11 на Е105 и ориентировочно через 3,2 километра вы увидите вход в музей. Расстояние от Москвы до Музея составляет 250 километров и время в пути без пробок ориентировочно 2 часа 50 минут.
Из Твери расстояние составляет 70 километров и время в пути без пробок ориентировочно 1 час.
Из Торжка можно доехать автобусом №119 от автовокзала до санатория “Митино 2”
Режим работы музея в летний и зимний период отличается:
Летний период (с 01.05. по 31.08)
Среда — воскресенье: с 10:30 до 19:00
касса до 18:00
Понедельник, вторник — выходной;
Зимний период ( с 01ю09. по 31.04)
Среда — воскресенье: с 11:00 до 18:00
касса до 17:00
Понедельник, вторник выходной
Входная плата — 100 рублей
для студентов — 50 рублейдля пенсионеров 50 рублей
дети до 16 лет — бесплатно.
Имейте в виду в кассе нет терминала безналичной оплаты, поэтому необходимо иметь наличные, чтобы попасть в музей.
Зарождение
Модерн зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал около тридцати лет. Условными временными границами считаются 1890-1910-е годы, однако многие здания позднего стиля были построены и в 1920-х годах.
Слово «модерн» переводится как современный, и это был поистине новый стиль и настоящий глоток свежего воздуха в европейской архитектуре. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы.
Стремление отречься от старого и создать нечто совершенно новое резонировало с настроением общества 1900-годов, стоявшего на границе старого и нового мира. И также, как и многие события, произошедшие на стыке веков, имели большое влияние на дальнейшую мировую историю, революционный модерн также сформировал новую архитектурную парадигму, обеспечившую появление всех главных стилей XX века: конструктивизм, функционализм и модернизм.
Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора Орта. В особняке были тщательно продуманы все детали как экстерьера, так и интерьера
Здесь были впервые применены методы, впоследствии ставшие фирменными для стиля: арочные окна, натуральный камень и большое внимание к интерьеру, где использовались мозаичные полы, витиеватая решётка лестницы и орнаменты на природные мотивы
Из Бельгии модерн распространился на остальные страны Европы и затем пришёл в Россию.
8 характеристик русского деревянного зодчества
- Бережное отношение к окружающей среде.
- Единственность строительного материала.
- Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
- Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
- Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
- Слияние практичности и красоты.
- Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
- Возможность разборки и перевозки.
Отношение к дереву русских зодчих
Не каждое дерево могло стать строительным материалом
Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение
Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)
Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.
Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества
Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.
Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.
Деревянные христианские храмы Древней Руси
После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.
Самый простой тип храма
Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.
Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье ««.
Первая многоглавая церковь
Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.
Шатровый и ярусный тип церквей
Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.
С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.
Что было вместо колоколен
Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.
Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.
Часовни: что это и почему такое название
Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.
Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.