Стефановская церковь
В XVIII в. рядом с холодным суровым храмом выстроена теплая с двускатной крышей церковь во имя святого апостола первомученика архидиакона Стефана. Примечательно это сооружение тем, что каменная постройка повторяет традиции деревянной архитектуры. Церковь построена в соответствии с суздальской традицией и напоминает форму корабля, с помощью которого можно достичь царства небесного.
Храм состоит из двух продолговатых объемов разной величины. Небольшие окна скромно украшены резными наличниками, а главка в форме луковицы, увенчанная крестом, придает законченность образу. Внутри зимний храм оформлен позолоченными и серебреными фресками. Стефановская церковь является действующим архитектурным сооружением.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
В четырех километрах от Суздаля в селе Кидекша
сохранился редкий памятник – один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества,церковь Бориса и Глеба. Она была построена в 1152 г. дружиной мастеров суздальского князя Юрия Долгорукого. Древнее (еще дославянское) село Кидекша стоит вблизи устья реки Каменки, где она сливается с важнейшей жизненной артерией края – Нерлью, текущей в Клязьму. Строя здесь укрепленный городок, князь хотел взять под свой контроль речной выход от Суздаля. По преданию, здесь, на месте княжеского двора случилась встреча двух «святых князей-братьев» – Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, Владимира Красное Солнышко, в Киев. Впоследствии они оба были убиты другим своим братом, Святополком Окаянным
Эта легенда о причастности к суздальским местам первых русских святых поднимала престиж Суздаля, что было важно в борьбе за первенство среди русских княжеств
Борисоглебская церковь, возможно, была центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью
Поступок Юрия Долгорукого – строительство княжеского двора вдали от столицы на стратегически важном месте речного пути – почти через десять лет повторил его сын Андрей Боголюбский, построив Боголюбов-город. Но в отличие от Боголюбова, в Кидекше не сохранилось дворцовых строений, а только сама церковь. Пробыл в Кидекше князь недолго: в 1155 г
он сел на княжение в Киеве, где вскоре умер
Пробыл в Кидекше князь недолго: в 1155 г. он сел на княжение в Киеве, где вскоре умер.
Церковь Бориса и Глеба еще не блещет утонченным мастерством (как, например, Успенский и Дмитриевский соборы), но простота, тем не менее, придает ей особую притягательность суровости и богатырской стати. Почти кубический по форме, с тремя выступающими могучими полуцилиндрами апсид, храм практически лишен резного убора. Только поясок поребрика и небольшие городчатые карнизы украшали простые белые фасады. Со второй половины XIII в. началось запустение храма, его своды вместе с главой разрушились. Лишь в XVI-XVII вв. его ремонтировали, используя старый белый камень. Но четырехскатная крыша с маленькой главкой совсем не отражали первоначального облика древнего храма.
Построенный в 1152 г. храм, видимо, в течение трех-четырех десятилетий оставался не расписанным. В 1947 г. были открыты фрагменты фресковой росписи церкви, которые, по мнению исследователей, принадлежат 1180-м годам. Вероятно, роспись была сделана по распоряжению Всеволода III, о чем говорят многочисленные изображения райских деревьев и птиц, что характерно для белокаменного резного убранства его времени и являлось отходом от канонической системы росписи. Кроме того, сохранились фрески аркосолия (специальной арочной ниши, устроенной в толще стен) северной стены под хорами. На них, видимо, изображена мать Всеволода III в роскошных императорских одеждах рядом с фигурой святой Марии. Это не случайно, т.к. здесь были погребены сын Юрия Долгорукого – Борис, кому, видимо, перешел во владение княжеский городок, и его жена Мария. В аркосолиях до сих пор сохранились их гробницы.
К югу от храма в конце XVII-начале XVIII вв. были поставлены Святые ворота, ведущие к спуску на реку. В 1780 г. рядом с древним холодным храмом была поставлена теплая Стефаниевская церковь, которая напоминает своей высокой двухскатной кровлей каменный жилой дом XVII-XVIII вв. в Суздале. Комплекс завершается шатровой колокольней XVIII в.
Таким образом, в архитектурный ансамбль в Кидекше входят строения, разделенные во времени пятью столетиями, но удивительно органично связанные между собой. Если смотреть на комплекс со стороны Нерли, то особенно ощущается тонкое понимание древними зодчими гармонии архитектуры и природы.
В настоящее время церковь святых Бориса и Глеба в Кидекше принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Она внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Время работы (с 01 декабря 2021 года по 30 апреля 2019 года):
- понедельник, среда-суббота: с 10:00 до 17:00;
- воскресенье: с 10:00 до 16:00;
- вторник – выходной день;
- 4-й понедельник месяца – санитарный день.
Церковь Бориса и Глеба
Здесь находится первое сооружение северо-восточной Руси, выстроенное из белого камня. Сегодня это объект ЮНЕСКО – Церковь Бориса и Глеба. Это также и один из немногих уцелевших памятников XII века. Конечно же, без перестройки и реставрации не обошлось, но специалисты постарались сохранить облик максимально приближенным к первозданному. Постройка выглядит сурово, загадочно, навевает о древнем времени.
Церковь Бориса и Глеба, при первом рассмотрении, ничем не выделяется от других церквей и храмов. Однако, значение ее для цивилизации огромно. Ранее, для строительства церквей использовали плифну (обожженный кирпич), и только когда великим князем в Суздале стал Юрий Долгорукий, началось массовое возведение храмов из белого камня, и именно эта небольшая церквушка Бориса и Глеба стало самой первой из них.
Также Долгорукий заложил и другие церкви из белого камня: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Спаса в Суздале, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, храм Георгия во Владимире. Основной аргумент для начала такого масштабного строительства храмов — показать величие и силу Суздальского княжества. В том Долгорукий хотел соперничать даже с Византией, и не жалел на это ни людских сил, ни денег из казны.
Не останавливало его даже то, что вблизи Суздаля не нашлось подходящих каменных пород. В итоге, чтобы не отказаться, от своих имперских амбиций, была организована доставка каменных глыб из под Москвы по воде, на расстояние более 500 километров. Можно только догадываться, сколько пота и сил людей было потрачено на возведение этой первой белокаменной церкви.
Стоимость посещения храма Бориса и Глеба — 50 рублей. Фото и видеосъемка разрешены
Город Кидекша, Владимирская область — путешествия на карте
Фото с suzdal.org.ru
Ки́декша — село в Суздальском районе Владимирской области России. Расположено при впадении реки Каменки в реку Нерль, в 4 км к востоку от Суздаля.
Слово «Кидекша», вероятно, имеет финно-угорское происхождение. Завершающий элемент «-кша» принято считать словом неизвестного финно-угорского происхождения со значением «вода», «река», что подтверждается наличием в регионе нескольких малых рек с названиями на «-кша», «-кса». Некоторые ученые считают начальное «ки-» мерянским словом со значением «камень». Таким образом, слово Кидекша может означать то же, что нынешнее Каменка — «каменистая река». Вместе с тем, в путеводителях можно встретить и иное объяснение названия, связанное с русским словом «кидать», «покидать», и поясняемое тем, что Юрий Долгорукий забросил это место, на котором намеревался построить крепость. Другие авторы относят эту версию к народной этимологии
Кидекша как укреплённое поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 году построил здесь церковь Бориса и Глеба. По легенде, здесь когда-то располагалось становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых.
Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укреплённым княжеским городком. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в неё реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.
В конце XII — начале XIII века город Кидекша уже был большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км. Примерно такой же длины (около 1 км) валы были в Дмитрове и ненамного длиннее — около 1,4 км — в Суздале.
В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами, и город вскоре потерял свой статус. В XIV веке на этом месте располагался монастырь.
Достопримечательности
В Кидекше сохранился архитектурный ансамбль XII—XVIII веков, включающий ранний памятник владимиро-суздальского зодчества, первую белокаменную постройку Северо-Восточной Руси — церковь Бориса и Глеба (1152 год, сильно перестроена в XVIII веке, фрески XII века), кубический одноглавый трёхапсидный храм, монументальный крепостной облик которого ещё близок сооружениям Новгорода и Пскова. Позднее к нему добавились памятники, характерные для суздальского зодчества: Святые ворота (конец XVII—начало XVIII веков), которые вели к спуску на реку, тёплая церковь Святого Стефана (1780), шатровая колокольня (XVIII век).
Церковь Бориса и Глеба с 1992 года является составной частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Помимо этого, сохранились остатки древних оборонительных валов.
Центральная улица в Кидекше является частью древнего пути из Суздаля в Городец. Дороге более 850 лет. В настоящее время она частично заасфальтирована.
Композиция «Сотворение мира» в Кидекше
На рубеже XIX-XX столетий к западному фасаду церкви был пристроен притвор. К 300-летию династии Романовых, в 1913 году, свод притвора был расписан на тематику Ветхого завета.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Композиция «Сотворение мира», 1913 год.
Композиция эта называется «Сотворение мира». Она состоит из девяти медальонов.
В экспозиции храма имеется схема расположения медальонов.
Медальон № 1. «Первый день творения».
«И сказал Бог: да будет свет…»
Медальон № 2. «Второй день творения».
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды…»
Медальон № 3. «Третий день творения».
«И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша…»
Медальон № 4. «Четвёртый день творения».
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли…»
Медальон № 5. «Пятый день творения».
«И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной …»
Медальон № 6. «Шестой день творения».
«И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду ея. Скотов и гадов, и зверей земных, вода пресмыкающихся… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…»
Медальон № 7. «Седьмой день творения» («Отечество»).
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой ото всех дел Своих…»
Медальон № 8 – «Грехопадение».
Нарушив заповедь Бога, Адам и Ева согрешили, отведав плод с запретного древа познания добра и зла.
Медальон № 9. «Изгнание из Рая»
Архангел Михаил с мечом в руках изгоняет плачущих Адама и Еву из Рая.
Такое вот краткое наглядное изложение библейских сюжетов.
По сторонам портала (входа в центральную часть храма) – изображения архангела Гавриила (слева) и Михаила (справа).
Архангел Гавриил. Роспись западного притвора. Левая сторона
Архангел Михаил. Роспись западного притвора. Правая сторона
Чудесное всё-таки место – Кидекша. Удивительное. Как ужились тут разные стили, разные эпохи на нескольких десятках квадратных метров и даже в одном храме? От XII до начала XX века – и всё в одном храмовом комплексе. И при этом ничто не режет глаз своим несоответствием. Простая, гармония, живая история, в которой важна всякая деталь…
Фреска в центральной апсиде
Очень хотелось бы снова побывать в Кидекше. И рассмотреть внимательнее то, что окинула только беглым взглядом, спеша на встречу с ярким красавцем Суздалем, городом-праздником, с которым так трудно соперничать скромной Кидекше.
Многие говорят, что на фоне Суздаля Кидекша меркнет. Большинство туристов и вовсе ленятся заглядывать сюда. Считая, что незачем, если рядом, всего в четырёх километрах – ещё одна живая история, к тому же куда более известная – бывшая столица княжества, Суздаль.
А я очень стремилась сюда, именно в это село с таким странным именем. И мне повезло. Я видела эту тихую, неяркую, но такую величественную древность.
А Вы были в Кидекше? И что больше всего запомнилось?
——————
Схожие записи:
Стефановская церковь
В XVIII в. рядом с холодным суровым храмом выстроена теплая с двускатной крышей церковь во имя святого апостола первомученика архидиакона Стефана. Примечательно это сооружение тем, что каменная постройка повторяет традиции деревянной архитектуры. Церковь построена в соответствии с суздальской традицией и напоминает форму корабля, с помощью которого можно достичь царства небесного.
Храм состоит из двух продолговатых объемов разной величины. Небольшие окна скромно украшены резными наличниками, а главка в форме луковицы, увенчанная крестом, придает законченность образу. Внутри зимний храм оформлен позолоченными и серебреными фресками. Стефановская церковь является действующим архитектурным сооружением.
Как добраться
Исторически значимый поселок Кидекша располагается во Владимирской области. Чтобы побывать в этом месте, лучше для начала добраться до Суздаля. Существуют несколько рейсовых автобусов до поселка, однако они ходят не так часто. Есть возможность воспользоваться услугами такси. Кроме того, есть и владельцы частного автомобильного транспорта, которые с большим удовольствием за небольшую плату отвезут вас до Кидекши и даже прямиком до достопримечательностей.
Полезно знать: Кидекша находится всего в 3-4 километрах от упомянутого ранее Суздаля, поэтому в хорошую погоду при желании можно дойти до поселка пешком и посмотреть ближайшие окрестности.
До Суздаля из других российских городов можно добраться разными путями. Так, из Москвы идет поезд до Владимира, а уже потом можно добраться рейсовыми автобусами или иным видом транспорта. Прямой железной дороги от столицы России до Суздаля не существует.
Многие отмечают, что лучшим способом доехать до Суздаля из Москвы – это купить билет на автобус, так как этот вариант является более экономичным и по времени и в финансовом плане.
От столицы до Суздаля чуть более 200 км. Обычно требуется 4 часа, чтобы добраться до места. Пользуясь личным автомобилем, с помощью современных средств, можно выстроить удобный маршрут без пробок.
История
Небольшое, уютное село имеет древнюю историю, уходящую корнями в глубь веков. До решения о постройке церкви Бориса и Глеба Юрием Долгоруким в 1152 году, вокруг села были вырыты первые оборонительные валы. По давнему преданию, на месте нынешнего села Кидекша, встретились русские князья Борис и Глеб. Они в 1015 году ехали по зову отца князя киевского Владимира Святославовича. Позднее, убил их старший брат Святополк, страждущий занять место отца. После смерти князя Долгорукого, затем нашествия татаро-монгольского ига город был полностью сожжён и разграблен. Потерял свой статус. Случилось это в 1238 году. По Центральной улице Кидекши проходил торговый путь из Суздаля в Городец. Традиционно в этих краях, ещё в давние времена, жили финно-угорские племена. Название Кидекша в переводе с их языка означает каменная река или просто Каменка.
Генеалогическое древо Юрия Долгоруково.
Схема Российского княжества 12-го века.
Белокаменные церкви Владимирской области.
Фрагмент потолочной фрески Борисоглебской церкви, посвящённой «Сотворению мира».
Фрагмент потолочной фрески Борисоглебской церкви, посвящённой «Сотворению мира»-искушение.
Важнейший артефакт, высеченный на стене Борисоглебской церкви: Крест с лицом Адама.
Фреска «две фигуры святых жен, стоящих среди кущ райского сада».
Примечания
- Попов А. И. Топонимика древних мерянских и муромских областей. //Географическая среда и географические названия — Л., 1974
- Г. П. Смолицкая. Топонимический словарь Центральной России. // Русская речь, №2, 1996
- Надежда Ионина. Суздаль. История. Легенды. Предания — М.: Вече, 2004
- М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский. По городам и весям «Золотого кольца» — М.: Мысль, 1983
- [vladimirsta[vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/resources/09e276004c9f417e8eabaec96f4deaac/численность+населения+по+населенным+пунктам+владимирской+области.xlsx Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения по населённым пунктам Владимирской области]рено 21 июля 2014. [www.webcita[www.webcitation.org/6REPc2HdG Архивировано из первоисточника 21 июля 2014]www.gumilev[www.gumilev-center.ru/?p=10798 Археологи нашли во Владимирской области фрески XII века]mvd.info/r[pmvd.info/ru/kideksha/#oldstreet Старая улица в Кидекше]!— toc empty —>
Шатровая колокольня
Рядом с церковью находится шатровая звонница, сооружённая в XVIII в. Спустя несколько лет после возведения постройка колокольни накренилась и до сих пор наклон сооружения увеличивается миллиметр за миллиметром. Сейчас крен колокольни составляет примерно 6 градусов. Местное предание рассказывает, что будто бы на месте княжеской крепости находились подземные ходы и в данном случае грунт просто просел и колокольня наклонилась. Знаменитая местная звонница представляет собой восьмиугольную башню с проездной аркой. На верхнем ярусе падающего строения почти 2,5 века висел тридцатипудовый колокол, преподнесённый Иваном Грозным в знак признательности селу. Надпись на колоколе гласит, что колокол изготовлен в 1558 г. в Печерском монастыре Нижнего Новгорода. Такой щедрый подарок сделан не случайно, а в честь взятия Казани. Документы свидетельствуют, что для военных нужд, по приказу Ивана Грозного с монастыря было снято покрытие из свинца для отлития снарядов. В советские времена колокол сняли и поместили в Суздальский исторический музей.
Достопримечательности храмового комплекса
Помимо храма благоверных князей Бориса и Глеба, на территории комплекса находится ещё несколько любопытных сооружений.
Храм первомученика Стефана
Адрес: улица Старая.
В состав Кидекшского храмового комплекса входит замечательная церковь, построенная значительно позже Борисоглебского собора. Невысокую одноглавую церквушку сложили в 1780 году. Здание выглядит очень скромно, простые каменные стены лишены декора, свет проникает внутрь через шесть небольших окошек. Теплый каменный храм предназначался для богослужений в зимний период.
В советское время церковь была закрыта, в 1992 году строение передали Российской православной автономной церкви, которую РПЦ прозвала «Суздальским расколом». В 2002 году старинное сооружение возвратили канонической православной Церкви. В отличие от Борисоглебского храма в храме святого Стефана по-прежнему совершаются богослужения.
«Падающая» колокольня
Неординарное строение, которое называют Суздальской Пизанской башней, также входит в состав храмового комплекса. Высокая шатровая колокольня была построена в 1780 году и со временем сильно накренилась в сторону. Несмотря на заметный наклон в 6°, башня уже многие годы крепко держится на своих каменных «ногах». Сооружение стоит отдельно от храмов, ко входу с обеих сторон примыкает каменная ограда.
Святые врата
Борисоглебский храмовый комплекс со всех сторон окружён каменной оградой. С древних времён и до наших дней верующие проходили в церковный двор через так называемые Святые ворота. Красивая каменная арка, увенчанная маленькой главой с крестом, была построена в конце 17-начале 18 века. Сооружение возведено в том же стиле, что и храмы, поэтому оно прекрасно вписалось в облик архитектурного ансамбля.
Древние граффити
На стенах Кидекшского храма можно заметить редкое явление – граффити с изображением стрелок и крестов. Удивительные резные рисунки сохранились как снаружи, так и внутри здания.
Учёные предполагают, что многочисленные метки нанесли строители церкви в 12 веке, чтобы различать разные партии камня по плотности и качеству и делать надёжную кладку. В некоторых местах в камне вырезаны или попросту нацарапаны четырех- и восьмиконечные кресты с головой Адама.
Изображения креста носили уже не практический, а чисто религиозный характер. Первым граффити обнаружил Н.А. Сычев, изучавший в 1947 году храмовые фрески. В 2005 году во время реставрации специалисты обнаружили под слоями штукатурки ещё несколько меток.
В тему: Золотое кольцо России
Архитектура церкви Бориса и Глеба
Борисоглебская церковь в Суздале представляет собой пример храма типа «восьмерик на четверике» — на мощном четырёхгранном основании установлен восьмигранник, увенчанный барабаном с главой в виде удлинённого шлема. Пилястры по углам храма, а также резные наличники и портал выполнены в стиле «барокко». К основному объёму здания примыкают апсида и низкая трапезная, перекрытая коробковым сводом. К трапезной пристроена четырёхгранная колокольня в стиле «барокко», завершённая иглой-шпилем.
Рейтинг достопримечательности:
Рейтинг 2.00
← СУЗДАЛЬ | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ СОБОРЫ СУЗДАЛЯ | РОССИЯ → |
Кидекша. Деревушка с мировым именем
- церковь святых князей Бориса и Глеба (1152),
- церковь святого архидиакона Стефания (1780),
- колокольня (XVIII в.),
- святые ворота с оградой (XVIII — XX вв.)
Ну вот и все. Разворачиваемся и выходим в святые ворота. Экскурсия закончена.
В Кидекшу мне очень хочется вернуться. Остался не посещенным Борисоглебский храм. Очень хочется увидеть церковь изнутри, ее экспозицию, а также фрагменты фресок XII века, которые были найдены в ходе реставрации в 2004 году. Фотографии интерьеров церкви смотрите внизу статьи.
Полезная информация
Схема проезда в Кидекшу из Суздаля (время в пути 7 минут):
Схема проезда в Кидекшу из Владимира (время в пути 36 минут):
Обрушение храма Бориса и Глеба в Кидекше
В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами и опустела, её жители переселились в Суздаль. В 1239 году пострадавший от рук врага Борисоглебский храм был восстановлен и заново освящен. В XIV веке здесь возник монастырь, приписанный позднее к Печерскому Нижегородскому монастырю.
Белый камень нес в себе еще одну проблему, неочевидную на первых порах строительства. Давайте посмотрим на северную и южную стены Борисоглебского храма. В глаза сразу бросится одна деталь — непропорциональность храма.
Борисоглебский храм в Кидекше
Древнерусские храмы унаследовали византийскую крестово-купольную систему. Соответственно, с каждой стороны должно быть по три прясла, разделенных лопатками. Но их три только с западной стороны и три апсиды с восточной. А с южной и северной — по две! Третья есть, но куцая. Как так могло случиться?
Западный и южный фасады Борисоглебской церкви
Дело в том, что на рубеже XVI-XVII веков часть сводов и глава церкви Бориса и Глеба обрушились. Этому в определенной степени способствовал более континентальный, нежели в Европе, климат Руси — постоянные переходы температуры через ноль. Вода, которую впитывал известняк, буквально разрывала камни. К тому же строители, бывало, ошибались в расчетах, превышая «предел надежности». Так что неудивительно, что многие белокаменные храмы обрушивались полностью или частично. К этому разговору мы еще вернемся, когда будем говорить о Георгиевском соборе в Юрьев-Польском.
Непропорциональность Борисоглебской церкви в Кидекше — результат её обрушения и достройки в XVII веке
В 1660-е годы восточные прясла северной и южной стен были разобраны до уровня аркатурного пояса, перестроены восточные столпы внутри храма. Церковь перекрыли четырехскатной кровлей, сменившей древнее позакомарное покрытие. Вместо светового барабана была возведена маленькая декоративная головка, характерная для того времени.
Реконструкция церкви Бориса и Глеба в Кидекше
Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша
Описание Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом — на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа» (ПСРЛ. 24:77).
В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов — вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке — «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму. Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых — покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).
Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Не следует забывать, что храм в Кидекше — наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском — наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси.
Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли
В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из т. н
«ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах — т. н. «поребрик». Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под зелёй) — простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров — такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.
Церковь Бориса и Глеба — одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отесанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учета апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.
Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки еще одному сохранившемуся храму 1152 года — Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.
Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нем, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV-XV века) Кидекша не значится.
В XVI-начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.
Паломнические поездки к Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша
- Поездка из Москвы в Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша
- Поездка из Москвы в Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша