Интерьеры храма и его архитектура
Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.
Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн. Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу. Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь — в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви. Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.
Диаметр купола собора — почти восемнадцать метров. Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.
Стены собора облицованы особым туфом, добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.
Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн. Они изготовлены из розового гранита, их украшают позолоченные капители. Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма. Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.
Интересные факты
История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:
- 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
- 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
- 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
- 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
- 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
- 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
- 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
- В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.
Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.
Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.
Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.
Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.
Знакомство с храмом
Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.
Архитектура собора
Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.
Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.
Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.
Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.
Внутреннее убранство
Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.
Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.
Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.
На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».
Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».
18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.
В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.
Колокольня
Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.
Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.
17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.
Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.
История Казанского собора. Предпосылки
В середине XIX века старый Богоявленский собор перестал удовлетворять потребностям растущего города. Его нельзя было назвать тесным, но при большом стечении народа многие не слышали пения хора, и ощущался недостаток воздуха при горении свеч. Поэтому не было ничего удивительного в том, что среди населения Иркутска стала постепенно зарождаться мысль о построении в городе нового кафедрального собора.
Почти полвека потребовалось на то, чтобы воплотить в жизнь замысел устройства в Иркутске кафедрального собора. В 1849 иркутский миллионер-золотопромышленник Евфимий Андреевич Кузнецов сделал крупное пожертвование в размере 250 тысяч рублей, которое и легло в основу капитала потраченного на сооружение кафедрального собора.
Первый проект кафедрального собора выполнил архитектор В.А. Кудельский. В соответствии с правилами строительного устава, предписывающего при проектировании храмов использование исторических стилей, архитектор составил проект в русском стиле с позакомарным покрытием с пятью главами и с шатровыми венчаниями. В 1867 проект собора был высочайше утвержден. Однако до начала строительства прошло еще несколько лет, посвященных организации работ и развертыванию производственной базы, наобходимой для успешного выполнения грандиозного замысла.
Наконец 17 апреля 1875, в день рождения правящего императора Александра II, кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином.
Сразу же, на первом этапе строительства, между архиепископом Вениамином и архитектором возникли разногласия, пришедшие к отстранению Кудельского от работ. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер-капитан Митрофан Нилович Огонь-Догановский, который составил новый проект Казанского собора. Рассмотрение проекта в Святейшем Синоде затянулось на 6 лет. Фасад собора неоднократно корректировался, так как не удовлетворял столичные власти в художественном отношении. Так, на одном из вариантов проекта Александр III собственной рукой досадливо записал: “Согласен, немного лучше, но вообще безвкусие порядочное, но нечего делать”.
Между тем, несмотря на отсутствие утвержденного проекта, строительные работы уже велись полным ходом. К июню 1879 стены собора были возведены на высоту второго яруса окон, когда страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство собора на шесть лет.
Архитектура Казанского собора
Новый Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Объемная композиция собора довольно сложная. Симметричные боковые притворы1 и апсида2 превышают по высоте четвериковый ярус храма, их полукруглые закомары3 фланкируют аттиковое4 основание центральной главы, тогда как прясла5 под боковыми главками занижены. Все это создает насыщенную и динамичную композицию из разновысоких объемов, находящихся в сложной иерархии соподчинения друг другу и выделения главенствующего значения центрального купола.
Центричность композиции нарушалась длинной галереей, соединяющей храм и колокольню. Сам храм был строго симметричен. Средние повышенные прясла завершались полукруглыми закомарами, боковые — килевидными6. Над нижним двухсветным ярусом размещался еще один аттиковый ярус, соответствующий в интерьере сводам боковых приделов. Четыре малые главы, в виде беседок венчающие пределы, располагались по диагоналям планировочного креста. Главный полусферический купол был установлен на двенадцатигранном световом барабане.
Для фасадов характерно разномасштабное построение декора: в нижней части укрупненное, с подчеркнутое центральной осью, унаследованное от классицизма, а в верхней части — более дробное, равнозначное разных форм, обусловленное перипетиями строительства, храм воспринимался как единое целое с уравновешенной композицией объемов и сочной живописной пластикой деталей. Насыщение орнаментом нарастало к верху. Второй ярус окон храма был значительно более декорирован, чем первый, а в оформлении стен барабанов боковых главок и центрального купола вообще не оставалось пустого пространства: ступенчатые ярусы кокошников7, аркатурные пояски8, полуколонки арочных окон, архивольты9, фигурные кронштейны10 карнизов, зубчики — далеко не полный перечень использованных декоративных элементов. Нарядность декоративного оформления усиливалась орнаментацией куполов в косую корзинку, раскрашенную в шахматном порядке (графит и белила), и применением цвета в расколеровке фасадов. Оштукатуренные стены были окрашены предположительно в красно-коричневый цвет, цоколь — в темно-серый. Белым цветом были выделены декоративные элементы: колонны, аркатурные пояски, архивольты, ниши и арочки. Другим цветом акцентировать капители и базы колон, которые, вероятно, окрашивались бронзой, со временем темневшей, что зафиксировано на черно-белых фотографиях. Круглые ниши притворов имели вставки икон с изображением Казанской Божьей Матери. Собор венчало девять ажурных позолоченных крестов, десятый крест венчал колокольню.
Интерьер
Интерьер собора был разработан Г.В. Розеном в соответствии со стилистикой фасадов. Обширное внутреннее помещение делилось четырьмя гранеными пилотами, на которые опирался полусферический купол. Общая высота собора в интерьере была 45 метров. Это открытое на всю высоту пространство освещалось двумя рядами окон, но основной свет струился сверху из арачных окон двенадцатигранного барабана. Создавался эффект воздушности и парения купола. Цветные стекла, вставленные в в окна барабана, придавали интерьеру необычное динамичное и эмоциональное великолепие. Солнечный свет, преломляясь в цветных стеклах, постоянно двигался и менялся, создавая иллюзию нерукотворности внутреннего пространства и небесного образа.
Богоявленский собор в послереволюционное время
После Октябрьской революции Богоявленский собор в Елохове не закрыли, но в 1922 году изъяли в пользу голодающих церковные ценности. Закрыть церковь безуспешно пытались несколько раз.
Безапелляционный приказ о запрете богослужений, полученный 22 июня 1941 года, отменила начавшаяся война. В военные годы на храмовой колокольне разместились боевые расчеты зенитчиков, защищающие город от авиабомб.
Священники объявили сбор пожертвований для обороны страны. Духовенство и верующие прихода внесли в фонд обороны 835 200 рублей и 535 100 – на подарки бойцам Красной Армии.
На случай захвата города храм заминировали, однако в январе 1942 года по распоряжению Государственного комитета обороны взрывчатые вещества изъяли. В феврале 1945 года собору в Елохове присвоили статус Патриаршего.
В 1988 году к празднованию 100-летия Крещения Руси капитально отремонтировали фасад, кровлю, обновили позолоту на иконостасе и церковную ограду, а также фресковую живопись внешних стен.
Свежей позолотой заблестели купола, расширили алтарь и создали новые пристройки во дворе храма. Непрерывно, начиная с 70-х годов XX века, реставрируют интерьеры Богоявленского собора. С 1991 года Богоявленский храм в Елохово – кафедральный собор Московской городской епархии.
Предисловие.
История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто «першпективой», соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.
Святыни храма
Много переживший собор сберег и приумножил свои святыни, благодаря неравнодушным прихожанам и сановникам Церкви.
По левую сторону от алтаря в Богоявленском соборе – список иконы Богоматери «Казанская». Предание хранит историю чудотворной иконы. После взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным 9-летней дочери стрельца Матрене Онучиной во сне явилась Богородица с просьбой сообщить архиепископу, чтобы из пепелища казанского Кремля достали ее икону.
Девочка взялась за лопату и сразу нашла у печи завернутый в сукно образ Пресвятой Богородицы, который оказался ясным, чистым и ярким, без следов пожарища. Архиепископ, узнав о чуде, совершил крестный ход к месту обретения лика и поместил его в церковь Николая Тульского, а потом в Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, больные, особенно слепые, исцелялись.
Казанская икона считалась покровительницей дома Романовых. После окончания войны 1812 года Кутузов приказал из трофейного серебра изготовить в подарок Божьей Матери «Казанская» иконостас.
Особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое чудо иконы состоялось в 1688 году. Сестра патриарха московского и всея Руси Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, однажды услышала голос, призывающий помолиться перед иконой «Всех скорбящих радость», заказав молебен с водоосвящением. Евфимия выполнила указанное свыше и исцелилась.
Икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила. В XVIII веке с помощью этой иконы был спасен от смерти, замерзая в снежной вьюге, крестьянин Федот Обухов.
Икона серафима Саровского с частицей мощей и облачением святого пустынника хранится в главном приделе Богоявленского собора. Считается, что при жизни святому были открыты и прошлое, и будущее любого человека. Он знал мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи.
Мощи митрополита Московского и всея Руси Алексия, которого почитают как великого молитвенника за русскую землю. Мощи хранятся в раке из бронзового сплава. На внутренней стороне крышки – шитое изображение святителя, над ракой – резная деревянная сень.
Другие святыни Богоявленского храма в Елохове:
- Частица древа Животворящего Креста Господня.
- Десница апостола Андрея Первозванного.
- Глава святителя Иоанна Златоуста.
- Частица мощей Николая Чудотворца.
- Частица мощей святого Петра.
- Вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память о короновании Николая II и его супруги Александры Федоровны.
Полезные советы для посетителей
Вот что обязательно следует знать:
- Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
- Богослужения проводятся каждый день.
- Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
- Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
- В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
- Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
- Делать фото можно, но не во время службы.
По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет. В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках. Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.
Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.
Примечания
- Притвор — ограниченное стенами помещение перед входом в церковное здание. Створка ворот или калитки.
- Апсида (также абсида) — примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы.
- Закомара — полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода.
- Аттиковый ярус — глухой ярус незначительной высоты, отделенный карнизом от основного, несущего яруса и повторяющий в плане его очертания.
- Прясло — участок стены древнерусского каменного сооружения, ограниченный двумя лопатками, пилонами или башнями
- Килевидный — имеющий форму полукруга или полуовала с внешним заострением над серединой дуги.
- Кокошник — похожий на небольшую закомару декоративный элемент, за которым нет сводчатой конструкции, соответствующей внешнему контуру К.; имеет полуциркульную, трехцентровую, килевидную либо треугольную форму.
- Аркатура — ритмический ряд арок, прилегающих к стене.
- Архивольт — рельефная окантовка арочного изгиба вдоль его края.
- Кронштейн — художественно оформленная консоль.